Слайд 2: Оратор как личность
Знания, опыт Нравственные ориентиры, система ценностей, цели и намерения Особенности темперамента, склад ума, эмоциональная сфера Реальные действия, соотносимые со словами
Слайд 3: Тип оратора: эмоционально-интуитивный
плюсы минусы - прочувствованное выступление, эмоционально окрашенное - образная речь (яркие сравнения, необычные характеристики) - речь воздействует на эмоциональную сферу слушателей, способна увлечь - отступления, повторы, переходы с предмета на предмет, общая нелогичность и неструктурированность - сложно уловить суть и развитие мысли, ощущение смысловой «каши» или «воды»
Слайд 4: Тип оратора: рационально-логический
плюсы минусы - четкая логика, стройная структура, понятность, обоснованность положений - речь по делу, в тему, содержательная - сухость, официальность - эмоционально не трогает
Слайд 5: Тип оратора: философский
плюсы минусы - глубокое исследование причин явления, основательность - « застревание » на мелочах, затягивание речи, утяжеление абстрактными рассуждениями - непонятность и трудность в восприятии
Слайд 6: Тип оратора: лирический
плюсы минусы - необычность и яркость речи, привлекает внимание - логика и содержание теряются за красивыми образами
Слайд 7: Психологический настрой и состояние
Положительный эффект Ошибки - открытость, желание общаться, интерес к аудитории, дружелюбие и доброжелательность - уверенность говорящего и «право на речь», самообладание - заинтересованность, увлеченность предметом речи - недоброжелательность, раздражение - неуверенность, нетвердость - демонстрация усталости, состояния напряжения - равнодушие, скептицизм, ирония к теме
Слайд 8: Внешний вид
Положительный эффект Ошибки - скромная одежда + яркая деталь, но не отвлекающая внимание - соответствие ситуации, роли, теме, сезону и т.п. - гармоничное сочетание цветов - учет вкусов и традиций ( эстетич. и этич. норм, религ., национал. и т.п.) аудитории (консерваторы, продвинутые новаторы…) - неуместный костюм - несоответствие возрасту, положению, роли, теме и т.п. - нецелесообразный эпатаж - игнорирование вкусов и традиций аудитории
Слайд 10: Поведение
Положительный эффект Ошибки - искренность и естественность, обаяние - артистизм, но умеренная эмоциональность - объективность говорящего, уважать противоположные мнения - «игра в другого», наигранность, неестественность - оправдания, извинения - отсутствие юмора - демонстрация своего превосходства (интеллектуального, социального…) - суетливость - развитие спора со слушателем, задавшим вопрос - говорить в то время, когда поднялся шум (дождитесь тишины) - категоричность в высказываниях, игнорирование противоположных точек зрения
Слайд 12: Жестикуляция и мимика
Положительный эффект Ошибки - умеренное использование жестикуляции в соответствии с содержанием речи - чем сильнее чувство, тем сильнее движение - свободное, но не расслабленное положение тела - открытые позы (ничто не скрещивается) - уверенная, прямая осанка - голова поднята в направлении аудитории - изредка менять позы, иногда перемещаться по сцене - улыбаться в меру и в нужный момент - слишком активная жестикуляция - малоподвижность, статичность, скованность - слишком расслабленная поза, раскованные движения - закрытые позы (скрещения) - согнутое положение, отгораживание от аудитории (кафедрой, листом и т.д.) - голова опущена или повернута в сторону, звук уходит вниз, в сторону, назад - однообразная жестикуляция, постоянное повторение одного и того же жеста - движения-паразиты (контролировать себя) - постоянное движение перед аудиторией (хождение из угла в угол)
Слайд 14: Зрительный контакт
Положительный эффект Ошибки - смотреть на аудиторию, плавно переводя взгляд по горизонтали, не концентрируясь на личностях - смотреть туда, где хуже слушают - смотреть только в одну часть аудитории или на одного человека - вообще не смотреть в зал, смотреть в листок, в окно, вбок, вдаль…
Слайд 15: Качества речи: звучание
Положительный эффект Ошибки - активная артикуляция, четкая дикция - средний темп, который может замедляться или убыстряться в нужных местах - средняя громкость и средний тон, которые иногда могут повышаться или понижаться - разнообразная интонация, акценты - наличие пауз - вялая и нечеткая артикуляция, съедание звуков и слогов - постоянный слишком быстрый или слишком медленный темп - постоянный слишком высокий или слишком низкий тон, слишком громкая или слишком тихая речь - монотонность и однообразие тона, темпа, интонации - быстрая речь без пауз - эканье и под. заполнение пауз - посторонние звуки физиологического характера
Слайд 16: Качества хорошей речи
Положительный эффект Ошибки - грамотность - логичность - понятность, доступность - чистота - богатство - уместность - нарушение языковых норм - сбивчивость, повторы, нелогичность - наличие слов, непонятных аудитории - наличие сниженной лексики - бедный словарный запас, повторы одинаковых слов (кроме терминов), однообразный синтаксис - слова-паразиты
Слайд 17: Содержательные и структурные характеристики речи
Положительный эффект Ошибки - содержательность - новизна информации - учет фактора адресата - не увлекаться рассказами о себе не унижать оппонентов только достоверные данные - соблюдать временной регламент - от 5 до 7 основных положений в рамках одного выступления - чередование трудных и легких мест - пл ан речи в начале - во вступлении – создать позитивный настрой, мотивировать на слушание, вызвать интерес, ввести в тему, озвучить цель и план - в заключении – вывод, указание на перспективы, позитивный настрой, призыв к действиям - отсутствие ясной мысли, «лить воду» - старая, известная всем информация - речь, перегруженная информацией - увлечение рассказами о себе - унижение и оскорбление оппонентов «в глаза» или «за глаза» - затрагивать неприятные и болезненные для собеседника темы (нетактичность) - использовать «голословные» утверждения, слухи - растянутая, незаконченная речь - затянутое вступление - речь без вступления-настроя, сразу к проблеме - формальное, «скомканное» заключение - теория без примеров - концовка на пессимистичной ноте
Слайд 19: Параметры оценки аудитории
однородность / неоднородность, социальные характеристики количество (большие более целостны, чем маленькие) ожидания, мотивы (система ценностей) – ориентироваться и опираться на мотивы большинства, выделить основной мотив ( познават., морал., эстетич.) отношение аудитории к теме и проблеме (конструктивное, конфликтное, согласие, инфантильное)
Слайд 20: Помехи в процессе восприятия
погруженность слушателя в круг своих проблем; высокая скорость умственной деятельности слушателей; неустойчивость внимания; антипатия в следствие несогласия…
Слайд 21: Приемы привлечения внимания
неожиданный вопрос вопросно-ответный ход юмор сопереживание апелляция к речи предыдущего оратора апелляция к событиям апелляция к авторитетам опирайтесь на существующие интересы аудитории, создавайте новые обращение к собственному опыту примеры из худ. лит., пословицы, фразеологизмы обращения к аудитории изменение силы голоса, интонации, паузы, контроль темпа речи, скорости роль мимики и жестикуляции принцип контраста