Начальное образование: Народные училища Церковно-приходские училища Городские училища Частные школы
Слайд 3: Среднее образование
Гимназии Реальные училища Семинарии Кадетские корпуса Женские классические гимназии Коммерческие училища
А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, В.М. Бонч-Бруевич и др. Цель советского образования — воспитание особого типа человека, строителя социализма. 1918: «Положение о единой трудовой школе»
Слайд 9
1919: появление рабочего факультета (рабфак) 20-30-е годы – политехнизация страны. ГУС, 1923: школа должна идти в своей работе от ребенка, его интересов, раскрывая ему постепенно мир окружающий и делая его участником этого мира. Государственный учёный совет (ГУС) — руководящий научно-методический орган Наркомпроса РСФСР, ведавший осуществлением политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания.
Слайд 19
Воспитанию – большое значение. Качества: настойчивость, трудолюбие, социальная активность, солидарность. 1920-25 гг.: кампания по ликвидации безграмотности.
Слайд 20: Основные черты школы 20-х гг.:
«+» Обучение в тесной связи с жизнью. Ориентация на самостоятельную познавательную работу учащихся. Обучение без оценок, экзаменов. Преобладание групповых и коллективных методов учебной деятельности. Политехнизация образования. «-» недостаточная прочность знаний, бессистемный характер, трудность для педагогов работать в таком режиме
Слайд 21
1928 – новая редакция образовательных программ: предметный принцип преподавания обязательный минимум знаний у учащихся систематическое освоение основ наук.
Слайд 23: Сталинская педагогика (1931-1956)
1931 «Об учебных программах», 1934 «О преподавании истории в школе» 1936 «О педологических извращениях в школе». Педология — это комплексная наука о ребенке, основанная на идее педоцентризма.
Слайд 24: А.С. Макаренко
Теория воспитания личности в коллективе Цель : гармоническое развитие личности ребенка за счет организации жизни и деятельности детей в коллективе.
Слайд 27: Принципы воспитания :
Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. Принцип педагогического оптимизма: вера в лучшее в человеке. Самоуправление. Демократия. Включение детей в производительный труд. Закон параллельного педагогического действия : педагог воздействует на личность через коллектив.
Слайд 32
ВОВ: ограничение материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Холодная война: запрет на знакомство с зарубежными достижениями в педагогике.
Слайд 39: Четвертый период (1956-1988)
Теория развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина
Слайд 40
Предпосылки ТРО: ученик – субъект учебной деятельности (С.Л. Рубинштейн). положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте: ведущая деятельность — учебная; осн. психические новообразования — абстрактно-теоретическое мышление и произвольное управление поведением. 1959-1960 учебный год Цель : формирование у детей основ теоретического мышления.
Слайд 41: Мышление Эмпирическое Теоретическое
Принцип От частного к общему От общего к частному Действия Сравнение Обобщение Знания Внешние свойства Внутренние связи Развитие Количественное Качественное Мышление Эмпирическое Теоретическое
Слайд 42
Послевоенные годы – процесс урбанизации. 1974: введено всеобщее среднее образование. Следствия: «+»: значительное расширение доступа к высшему образованию «-»: снижение ценности образования и понижение уровня подготовки абитуриентов вузов.