Первый слайд презентации: Обществознание 6 класс
Слайд 2: Что такое «обществознание»?
Обществознание – это комплекс научных дисциплин, изучающих различные стороны жизни общества и человека. Социология Психология Культурология Экономика Политика Право В этом учебном году объектом нашего исследования была – «личность». Как «обществознание» может помочь вам в будущей жизни?
Слайд 3: 1. Что такое человек?
Древнейшие люди жили более двух миллионов лет назад в Восточной Африке. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени ( homo sapiens ).
Слайд 4: 1. Что такое человек?
Человек - биосоциальное Общие черты человека с животным миром Отличия человека от животного мира
Слайд 6: 1. Что такое человек?
Человек – существо био социальное Индивид – представитель человеческого рода Индивидуальность Личность
Слайд 7: 2. Индивидуальность – хорошо или плохо?
Игра «Я…..» Составьте словестный портрет себя, указывая не менее 5 – 7 черт (например: я – красивый, я – умный, у меня зеленые глаза и т.д.). И после этого отправить в голосовом сообщении в вконтакте. К какому выводу мы можем прийти?
Слайд 8: 2. Индивидуальность – хорошо или плохо?
Индивидуальность - это неповторимость и своеобразие человека то, что делает его непохожим на других людей. Индивидуальные черты могут передаваться по наследству или приобретаться в процессе жизни. Индивидуальность определяет способности человека к деятельности, ее успешность.
Слайд 10: 3. Что такое личность?
Личность - это совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни и необходимы человеку для жизни в нем. Сознание - отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми. Когда о человеке можно сказать, что он личность? Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей; Способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Слайд 11: 3. Что такое личность?
Примеры социально значимых качеств личности Интеллектуальные : образованность, т.е. владение в той или иной степени научными знаниями, умение обучаться, анализировать и осмысливать явления окружающей действительности, способность предвидеть последствия своих поступков и т.д. Нравственные : осознание требований общественной морали, чувство долга, социальная ответственность, законопослушность, дисциплинированность, верность данному слову, обязательность. Гражданско-политические : неравнодушие, патриотизм, толерантность. Социально-хозяйственные : трудолюбие, бережливость, хозяйственная предприимчивость, новаторство.
Слайд 12: 4. Сильная личность
Сильная личность – это личность, которая не смотря на свои недостатки может их преодолеть. Ответьте на вопросы № 2-3 в рубрике «В классе и дома» на стр. 17
Слайд 13: Привести примеры как вы изменились в шестом классе Ваши социальные качества (лучше стали писать, читать, разговаривать и т.д. заниматься спортом или танцами)
Слайд 14
Скажите, все вы читали роман английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или возможно вы смотрели фильм? Что ему помогло выжить на острове?
Слайд 17: А. Понятия «познание» и «знание»
Познание – это процесс деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире. Знание — это результат познания. Проблема познаваемости мира Пессимисты отрицают познаваемость мира Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем Скептики утверждают, что познавание возможно, выражая сомнение в достоверности полученного знания
Слайд 18: Б. Структура познания
Субъект познания (человек) Объект познания (окружающий мир, сам человек). Цель, мотивы. Действия. Результат (новые знания).
Слайд 19
В. Основные формы познания Чувственное познание Ощущение - отражение свойств предметов, возникающее в результате воздействия их на органы чувств. Восприятие – это соединение ощущений, из которых в мозгу человека формируется целостный образ какого-либо предмета. Представление – это образ предмета или явления, который в данный момент сохранён в сознании и воспроизводится в памяти. Понятие – единство главных свойств предметов и явлений. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете и его свойствах. Умозаключение – это вывод, результат наших суждений. Рациональное познание
Слайд 20: Г. Истина и ее критерии
Истина – знание, соответствующее своему предмету. Относительная истина неполное, неточное знание, соответствующее определенному развитию общества. Абсолютная истина исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе Объективная истина такое содержание знания, которое не зависит ни от человека ни от человечества. такое содержание знания, которое не зависит ни от человека ни от человечества; соответствие ранее открытым законам; подтверждение практикой.
Слайд 21: Д. Противоположности истины
Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету; Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.
Слайд 23: Ж. Научное познание
Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки. Схема научного познания: Проблема Гипотеза Теория
Слайд 24
«Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны» 1. Как вы понимаете данное высказывание? Подтвердите его не менее 3 примерами. 2. Какое дело у тебя получается лучше всего? Объясни причины успеха.
Слайд 25: 2. Самопознание
Самопознание – это процесс познания себя. 1. Зачем человек познает себя? 2. Что может формироваться в процессе познания себя? «Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь» Л.Н. Толстой
Слайд 26: 2. Самопознание
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих способностей, качеств и возможностей. Завышенная Объективная Заниженная Сравните рисунки на стр. 19
Слайд 27: 2. Самопознание
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы. Способности – индивидуальные качества человека, которые позволяют ему успешно заниматься определенного рода деятельностью. Общие – без которых невозможен ни один вид деятельности Особенные – определяющий успех в специфических видах деятельности Уровни развития способностей: Одаренность – сочетание развитых способностей. Талант – это выдающиеся способности. Гениальность – высший уровень развития способностей и талантов.
Слайд 28: 2. Самопознание
Обратитесь к рубрике «Картинная галерея» стр. 22 и ответьте на вопросы Стивен Хокинг Джоан Роулинг Криштану Роналду Выполните задание № 5 рубрики в «Классе и дома» на стр. 24
Слайд 29: Домашнее задание: параграф 2, пересказ, выполните задание № 4 в рубрике «в классе и дома» на стр. 23
Слайд 31: Что объединяет эти пословицы?
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода. Терпенье и труд все перетрут. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться. Не умел шить золотом, так бей молотом. Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Слайд 34: 1. Понятие «деятельность»
«Пчела мала, да и то работает» Как вы считаете, только человек может заниматься деятельностью?
Слайд 35: 1. Понятие «деятельность»
Деятельность человека и поведение животных Разумная деятельность Преобразование (создание искусственной среды обитания) Целеполагание Инстинкты Приспособление (путем перестройки собственного организма) Целесообразность Ответьте на вопросы на стр. 28
Слайд 36: 2. Структура деятельности
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность. Объект – то, на что направлена деятельность. Цель – это образ ожидаемого результата. Средства – то, с помощью чего можно достигнуть цели. Действия – активность субъекта. Результат – «конечный продукт» деятельности. Приведите пример любой деятельности
Слайд 37: 3. Виды деятельности
Ученые выделяют четыре вида деятельности: труд, игра, учение, общение Распределите виды деятельности по основным возрастным этапам человека: дети, младшие подростки, старшие подростки, взрослые
Слайд 38: 3. Виды деятельности
Труд Направлен на получение практически полезного результата; Осуществляется под влиянием необходимости; Конечная цель – преображение окружающей действительности. Игра Носит условный характер; Играющие выбирают определенные роли; Любая игра основана на выполнении определенных правил; Присущ животным. Учение Наличие постоянного управления со стороны; Необходимый компонент обучения; Способствует развитию личности. Общение – происходит обмен эмоциями и информацией. Обратитесь к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр. 30 и ответьте на вопросы
Слайд 40
Обсудим вместе: Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремиться. Как вы считаете, такое возможно?
Слайд 42: 1. Потребности
Потребности – это нужда личности в том, что необходимо для поддержания его жизнедеятельности. Потребности человека выступают мотивом его деятельности. Потребности индивидуальны для каждого человека. С течением времени количество потребностей увеличивается. Ни одну потребность нельзя удовлетворить окончательно.
Слайд 44: 1. Потребности
Обратитесь к рубрике «Жил на свете человек» на стр. 35 и ответьте на вопросы Вспомните произведение А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», проанализируйте его и дайте оценку поступкам героев с точки зрения изучаемой нами темы. - Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи? - Перечислите, какие потребности не возникли. - Какие выводы можно сделать из сюжета сказки? Выполните задания № 2-3 рубрики «в классе и дома» на стр. 39.
Слайд 45: 2. Мир мыслей и чувств
Духовный мир – это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Решите логическую задачу «Кондитерская»: В кондитерской «Место- Рro -Тесто» работают три друга — пекарь, кондитер и менеджер. Их фамилии — Белков, Желтков и Сахаров. Сын Белкова учится в одном классе с племянницей Сахарова. Менеджер женат на дочери Желткова. У кондитера нет детей. Установите, кто из них кто. Обоснуйте свой ответ. Какой процесс был совершен вами в процессе решения логической задачи?
Слайд 46: 2. Мир мыслей и чувств
Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс опосредованного отражения действительности, процесс поисков и открытия нового.
Слайд 47: 2. Мир мыслей и чувств
Чувства Эмоции эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным явлениям. это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, удовлетворение или неудовлетворение его потребностей.
Слайд 48
Обратитесь к рубрике «Картинная галерея» на стр. 38. Ответьте на вопросы Прочитайте текст рубрики «Путешествие в прошлое» на стр. 39 и ответьте на вопросы.
Слайд 50
«Однажды я наблюдала за птицами, летающими высоко над домом. Они делали большие, свободные круги, паря друг за другом. Они просто летали, упоенно отдаваясь полёту. Вдруг они изменили маршрут – в какой-то момент разлетелись в разные стороны, и каждая выбрала свой путь. Перед ними не было никаких ограничений – куда лететь, куда не лететь? Не было ни тени сомненья – получится ли, смогу ли? Они просто летели. Они были абсолютно свободны в своём выборе. Ах, если бы человек научился жить в пространстве, ощущая себя свободным в выборе любого пути!» - о чем эта притча? - что мешает человеку также свободно передвигаться по жизни к своей цели? - как вы думаете, о чем у нас с вами пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд 52: 1. Что такое жизненный успех?
Прочитайте и ответьте на вопросы на стр. 40. Если вы хотите добиться успеха, избегайте шести пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности и нерешительности Прочитайте текст рубрики «Путешествие в прошлое» и ответьте на вопросы. К какому выводы мы можем прийти? Продолжите фразу «Жизненный успех – это»
Слайд 53
Можно ли этих людей назвать успешными? Аргументируйте свой ответ. Какие качества личности позволили им стать успешными? Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты – не успешны?
Слайд 54: 2. Слагаемы жизненного успеха
Нам необходимо составить формулу жизненного успеха ? + ? + ? + = Успех И если цель тебе видна. Иди, не бойся оступиться, На то и жизнь тебе дана 1 Чтобы понять вторую составляющую жизненного успеха, прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на стр. 44» и ответьте на вопросы
Слайд 55: 2. Слагаемы жизненного успеха
Что будет если открыть последние страницы любого современного (и не только) литературного произведения?
Слайд 56: 2. Слагаемы жизненного успеха
« Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества» Максим Горький Считаете ли вы эту формулу правильной? Может необходимо что-то еще дополнить?