ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами — презентация
logo
ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • Обучение сочинению с элементами толкования позволит формировать следующие специальные коммуникативные умения:
  • Структура толкования как особого типа текста
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • Задание 9.2
  • Алгоритм разъяснения текста
  • Обратите внимание!
  • Работаем с заданием
  • Работаем с текстом
  • Это важно!
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • Подходы к формулировке тезиса
  • Способы разъяснения ключевой фразы текста
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами
  • Проверяем написанное
  • Формы передачи содержания чужой речи в письменном тексте.
  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ошибки в построении сочинения-рассуждения
1/24

Первый слайд презентации

ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами толкования текста

Изображение слайда

- определять особенности смысловой структуры текстов (выделяя в ней предмет речи и отношение к нему автора) разных стилей и функционально-смысловых типов речи в целях их толкования; - формулировать тезис сочинения-рассуждения, отражая в нем смысловую структуру толкуемого текста; - подбирать фактический материал для аргументации тезиса, извлекая его из исходного текста; - формулировать аргументы на основе материала исходного текста, используя различные средства передачи чужой речи; создавать текст с элементами толкования, включающий собственно толкование и демонстрацию понимания смысла первичного текста. Именно данные умения составляют деятельностную основу интерпретации речевого произведения как освоения его содержания в текстовой форме.

Изображение слайда

1 ) поясняемый фрагмент текста, 2) собственно толкование, передача смысла поясняемого фрагмента своими словами, 3) аргументы, включающие цитаты из толкуемого текста и подтверждающие правильность толкования.

Изображение слайда

Слайд 4

Текст

Изображение слайда

Слайд 5

(1)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Но тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (3)Они стояли в конце улицы, метрах в двухстах от школы... (4)Эти тополя заставили меня вздрогнуть. (5)Я вспомнил. (6)Здесь была шестая батарея. (7)...Фронт приближался к нам. (8)Каждый вечер в одно и то же время прилетали «юнкерсы» и начинался бой. (9)От выстрелов большие тяжелые пушки вздрагивали всем телом, как живые, а длинные стволы откатывались с поразительной легкостью. (10)Иногда вблизи батареи падали бомбы, иногда с неба устремлялись раскаленные нити трассирующих пуль. (11)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. (12)Мы настороженно присматривались к лесу. (13)Оттуда в любую минуту могли выползти немецкие танки. (14)Что может сделать одинокая зенитная батарея против лавины танков? (15)Но у нас на брустверах лежали ящики с бронебойными снарядами. (16)И за нами была Москва. (17)Мы были очень молодыми. (18)Мы привыкли к мысли, что кто-то старший позаботится о нас, выручит в трудную минуту, не даст погибнуть в неравном бою нам и нашим орудиям. (19)И мы не ошиблись в своей юношеской вере. (20)Однажды на исходе холодного дня над нами пролетели странные огненные снаряды. (21)Это у старых тополей ударили «катюши». (22)Они били через наши головы по немцам... (23)Я ходил по школьному двору и все пытался отыскать место, где стояло мое орудие. (24) Я стал медленно подниматься по ступеням, а навстречу мне бежали ребята. (25)Они спешили поскорее очутиться на улице и не обращали на меня никакого внимания. (26)Они бежали на улицу. (27)Они не знали, что бегут по брустверу орудийного окопа.

Изображение слайда

Слайд 6

(28)...Мне захотелось, чтобы отныне все знали: здесь стояла шестая батарея. (29)Я поймал за руку пробегавшего мальчишку и спросил его: (30)– Ты знаешь, что здесь было раньше? (31)Он удивленно выкатил на меня глаза и сказал: (32)– Школа. (33)– Да нет! – почти крикнул я. (34)– Здесь была шестая батарея. (35)Сто второго... (36)Он не понял меня и спросил: (37)– Шестая "А" или шестая "Б"? (38)Я растерянно посмотрел на мальчика, и он, видимо желая помочь мне, сказал: (39)– Может быть, вы ищите сто вторую школу? (40)Я сильнее сжал руку мальчика и сказал: (41)– Здесь стояла моя батарея. (42)Мы били по фашистским самолетам, которые летели к Москве. (43)– Здесь? – мальчик удивленно посмотрел на крыльцо и потрогал рукой перила. (44)– Да, да, здесь. (45) Я почувствовал, что он не верит мне. (46)Не может поверить, потому что в его представлении на этом месте всегда стояла школа. (47)И никакой шестой батареи... (48)...И я понял, что не смогу успокоиться, пока не сумею убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея. (49)И потому теперь стоит школа. (По Ю. Яковлеву)

Изображение слайда

Слайд 7: Задание 9.2

7 Задание 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « Здесь в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа ». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Изображение слайда

прочитать текст; выделить ключевые слова текста; определить основную мысль текста; прочитать фрагмент текста; выделить ключевое слово фрагмента текста и соотнести его с ключевыми словами текста; найти в тексте те предложения, из которых ясно понимание значения ключевого слова фрагмента текста автором; сформулировать значение толкуемого фрагмента с учетом основной мысли целого текста.

Изображение слайда

Слайд 9: Обратите внимание!

«В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.)» [Валгина, 2003], Раскрыть смысл текста –значит сформулировать его обобщённое содержание.

Изображение слайда

Слайд 10: Работаем с заданием

ЗДЕСЬ в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа. мирное время прош.вр. наст.вр Почему? а ) укажите номера предложений, в которых содержится информация, позволяющая дать ответ на этот вопрос; б) включите в ответ в качестве цитат конкретные предложения исходного текста или их фрагменты; б) составьте предложение-аргумент, включив в него фрагменты нескольких предложений исходного текста и т.п.

Изображение слайда

Слайд 11: Работаем с текстом

Прошлое Настоящее Героизм защитников, защищавших Москву, их чувства Ощущение мирной жизни, встреча с учениками, не подозревавшими, что их школы стоит на линии обороны Москвы … За нашей спиной протянулся глубокий противотанковый ров. Батарея стояла впереди... Каждый вечер... прилетали «юнкерсы» и начинался бой. От выстрелов …пушки вздрагивали всем телом…, а длинные стволы откатывались с поразительной легкостью. Иногда вблизи батареи падали бомбы, иногда с неба устремлялись раскаленные нити трассирующих пуль... Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. Мы настороженно присматривались к лесу. Оттуда в любую минуту могли выползти немецкие танки. Что может сделать одинокая зенитная батарея против лавины танков? Но у нас на брустверах лежали ящики с бронебойными снарядами. И за нами была Москва. Я ходил по школьному двору и пытался отыскать место, где стояло мое орудие... Я стал медленно подниматься по ступеням, а навстречу мне бежали ребята. …Они не знали, что бегут по брустверу орудийного окопа. … … Мальчик… не верит мне. Не может поверить, потому что в его представлении на этом месте всегда стояла школа. И никакой шестой батареи...

Изображение слайда

Слайд 12: Это важно!

Глубоко понять текст можно только в том случае, если увидеть его смысловую структуру – содержание речи во взаимосвязи всех его компонентов и оценку этого содержания автором. Для этого необходимо выделить все микротемы текста (наиболее важные из них выражены ключевыми словами) и средства выражения оценки, которые употреблены автором.

Изображение слайда

Слайд 13

Работа над осознанием микротем предполагает установление связи между ними по определенным функционально-смысловым моделям: 1) предмет – его признак; 2) предмет – оценка предмета; 3) события – их причины; 4) события – их следствия; 5) персонаж – его действия; 6) персонаж – его интересы / увлечения; 7) персонаж – его взаимоотношения с окружающими; 8) персонаж – события его жизни; 9) явление – его эпоха; 10) явление – его оценка.

Изображение слайда

Слайд 14

События – их следствия (7)...Фронт приближался к нам. (8)Каждый вечер в одно и то же время прилетали «юнкерсы» и начинался бой. (9)От выстрелов большие тяжелые пушки вздрагивали всем телом, как живые, а длинные стволы откатывались с поразительной легкостью. (10)Иногда вблизи батареи падали бомбы, иногда с неба устремлялись раскаленные нити трассирующих пуль. (11)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. Первичная интерпретация: « Приближающийся фронт и жесточайшие бои с противником привели к тому, что между шестой батареей и наступающими фашистами «не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца». Задание: установите аналогичную связь в следующих микротемах, дайте первичную интерпретацию: А) (1)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Но тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (3)Они стояли в конце улицы, метрах в двухстах от школы... (4)Эти тополя заставили меня вздрогнуть. (5)Я вспомнил. (6)Здесь была шестая батарея. Б) (11)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. (12)Мы настороженно присматривались к лесу. (13)Оттуда в любую минуту могли выползти немецкие танки. (14)Что может сделать одинокая зенитная батарея против лавины танков? (15)Но у нас на брустверах лежали ящики с бронебойными снарядами. (16)И за нами была Москва.

Изображение слайда

Слайд 15

Предмет – его признак – следствие (17)Мы были очень молодыми. (18)Мы привыкли к мысли, что кто-то старший позаботится о нас, выручит в трудную минуту, не даст погибнуть в неравном бою нам и нашим орудиям. (19)И мы не ошиблись в своей юношеской вере. (20)Однажды на исходе холодного дня над нами пролетели странные огненные снаряды. (21)Это у старых тополей ударили «катюши». Первичная интерпретация: «Защитники Москвы были очень молоды и ещё не отвыкли от мысли, что о них заботятся старшие, помогают им в самых сложных ситуациях. И зенитчики «не ошиблись в своей юношеской вере»: по фашистам «ударили «катюши».

Изображение слайда

Слайд 16

События – оценка событий. (45) Я почувствовал, что он не верит мне. (46)Не может поверить, потому что в его представлении на этом месте всегда стояла школа. (47)И никакой шестой батареи... (48)...И я понял, что не смогу успокоиться, пока не сумею убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея. (49)И потому теперь стоит школа. Первичная интерпретация: «Сегодняшним школьникам Великая Отечественная война кажется чем-то очень далёким, мало связанным с современной жизнью, и рассказчику важно объяснить мальчику: его школа стоит на этом месте только потому, что здесь в годы войны ценой своей жизни не пустили немцев в Москву её защитники».

Изображение слайда

Слайд 17: Подходы к формулировке тезиса

тезис представляет собой истолкование ключевой фразы текста: Сегодняшней мирной жизнью мы обязаны тем, кто во время Великой Отечественной войны сражался, не щадя жизни, ради нашего будущего. 2) тезис представляет собой суждение, главным членом которого является понятие, обозначенное ключевыми словами толкуемого фрагмента текста: Прошло более 70 лет со дня битвы под Москвой. Но нельзя забывать тех, кто не пропустил врага в Москву, потому что без мужества и героизма каждого из них не было бы сегодняшней мирной жизни.

Изображение слайда

Слайд 18: Способы разъяснения ключевой фразы текста

«…Здесь в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа». а) на уровне обобщения : « Наша мирная жизнь стала возможной благодаря героизму и мужеству солдат, победивших в Великой Отечественной войне »; б) на уровне конкретизации : Рассказчик гордится тем, что на месте его шестой батареи, защищавшей Москву от фашистов во время войны, теперь стоит школа, символ мирной жизни. О к

Изображение слайда

Слайд 19

Пишем сочинение...

Изображение слайда

Слайд 20

Финал текста можно разъяснить так: школа была построена только потому, что когда-то вся страна, а вместе с ней и шестая батарея, о которой вспоминает рассказчик, не щадя жизни, сражались с фашистами. Что в данном тексте подтверждает эту мысль? Во-первых, «каждый вечер» зенитчики под градом пуль и бомб отражали налёты «юнкерсов», стремящихся прорваться к Москве, и о том, как много солдат погибло во время этих боёв, мы узнаём из предложения 11. Во-вторых, осознавая, что за спиной Москва, зенитчики готовы были отражать ещё и танковые атаки (предл.14-16), но вовремя подоспевшее подкрепление и «огненные снаряды» «катюш» остановили наступление врагов. Тысячи таких батарей отвоевали тогда мирное будущее для новых поколений, чтобы они могли спокойно жить и учиться. И нам нужно всегда помнить об этом.

Изображение слайда

Слайд 21

Смысл финала текста, по-моему, можно истолковать так: нашей мирной жизнью мы обязаны тем, кто сражался в годы войны за Родину и её будущее. Да, благодаря им нам трудно сейчас представить, как с неба на землю устремляются не струи тёплого летнего дождя, а «раскалённые нити трассирующих пуль», как каждый вечер вместо игр и прогулок с друзьями нужно отчаянно сражаться, жертвуя своей жизнью, стараясь не пропустить фашистские самолёты в небо над Москвой, а когда окажешься на переднем крае обороны – ещё и быть готовым отражать «лавины танков»... И, если бы не мужество таких солдат, как зенитчики шестой батареи, вряд ли у старых тополей была бы потом построена школа с беззаботно бегающими учениками.

Изображение слайда

Слайд 22: Проверяем написанное

1. Верно ли разъясняется предложенный для анализа фрагмент? 2. Оформлено ли истолкование как тезис сочинения-рассуждения? 3. Связаны ли по смыслу с тезисом / толкуемым фрагментом текста цитаты, используемые для подтверждения правильности толкования? 4. Соответствует ли цитирование при оформлении аргументов пунктуационным, грамматическим нормам и нормам логичности речи?

Изображение слайда

Слайд 23: Формы передачи содержания чужой речи в письменном тексте

Формы передачи содержания чужой речи Синтаксические особенности используемых конструкций Особенности содержания и функций чужой речи Бессоюзное сложное предложение с прямой речью Конструкция с прямой речью, в которой использованы глаголы речи, мысли как сигнал перехода от речи автора к чужой речи Воспроизводится от лица говорящего. Чужая речь передается дословно с целью воспроизведения точки зрения ее автора Сложноподчиненное предложение с косвенной речью Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным Воспроизводится не от лица говорящего. Передается понимание чужого высказывания автором текста Простое осложненное предложение Простое предложение с вводными конструкциями Передается понимание чужого высказывания автором текста Простое неосложненное предложение Простое предложение с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом «о» Указывает на тему чужой речи

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ОГЭ Задание 9.2 Толкование текста как тип высказывания. Сочинение с элементами: ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ошибки в построении сочинения-рассуждения

Логическая несоотнесенность тезиса и вывода 2. Логическая несоотнесенность тезиса и аргументов 3. Неверное истолкование цитаты

Изображение слайда

Похожие презентации