Слайд 2
Парадигма – это признанное всеми научное направление, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решения (Томас Кун) Виды парадигм: Социальных фактов Детерминизма Социальных дефиниций Социального поведения
Слайд 3: ПАРАДИГМЫ МАКРОСОЦИОЛОГИИ
Слайд 4: Парадигма социальных фактов
Рассматривает общество как взаимодействие социальных фактов – социальных структур и социальных институтов B ключает: учение Э.Дюркгейма о социальном факте; теорию социальных конфликтов; структурный функционализм
Слайд 5
Основные положения структурного функционализма ( Толкотт Парсонс, Роберт Мертон) общество – это система частей, объединен- ных в единое целое; общественные системы сохраняют устойчивость, т.к. в них существуют внутрен- ние механизмы контроля; в обществе существуют и дисфункции, но они либо укореняются в обществе, либо устраняются сами по себе;
Слайд 6
Основные положения структурного функционализма ( Толкотт Парсонс, Роберт Мертон) изменения имеют преимущественно эволюционный характер; социальная интеграция формируется на основе согласия большинства граждан следовать единой системе ценностей.
Слайд 7
Основные положения теории конфликта Ральфа Дарендорфа каждому обществу присущи господство, конфликт и подавление; общественная структура основана на власти одних групп людей над другими; у каждой из таких групп есть как общие интересы, так и противоположные; когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс (группу);
Слайд 8
Основные положения теории конфликта Ральфа Дарендорфа классовый (социальный) конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать полит. группы.
Изучает факторы, детерминирующие (определяющие) социальные отношения людей и развитие общества в целом. Включает: экономический детерминизм, культурный детерминизм, географический детерминизм, технологический детерминизм.
Теории: единого индустриального общества (Р. Арон); стадий экономического роста (У. Ростоу); нового индустриального общества (Дж. Гелбрейт); постиндустриального общества (Д. Белл); сверхиндустриального общества (А. Тоффлер).
Слайд 12
Модернизация – это переход от аграрных и иных отсталых обществ к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ Оригинальная модернизация Догоняющая модернизация
Слайд 13
Оригинальная модернизация Является результатом собственного развития страны и подготовлена всем ходом ее предшествующего развития. Начинается с культуры и с изменением Общественного сознания.
Слайд 14
Происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Осуществляется правительством. Начинается с экономики и политики. Догоняющая модернизация
Слайд 15: Даниел Белл: направления общественной модернизации
в экономическом секторе — переход от производства товаров к расширению сферы услуг; в структуре занятости — доминирование профессионального и технического классов, создание новой «меригократии»; осевой принцип общества — центральное место теоретических знаний; будущая ориентация — особая роль технологии и технологических оценок; принятие решений на основе новой «интеллектуальной технологии».
Слайд 16
В сфере экономики создание открытой соц. структуры с неограниченной мобильностью населения, формирование гражданского общества и мощного среднего класса. В социальной сфере В области политики рыночная экономика; свободная конкуренция и ценообразование; увеличение затрат на образование и науку. плюралистическая организация власти, соблюдение прав человека, консенсусная технология реализации управленческих решений. Целевые стандарты модернизации
Слайд 18: Парадигма социальных дефиниций
Включает: - символический интеракционизм; - этнометодологию; - феноменологию. Изучает те механизмы, посредством которых мы познаем окружающую нас социальную реальность во взаимодействии с другими людьми.
Слайд 19
Джордж Мид (1863 – 1931) Взаимодействие между людьми - это непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Теория символического интеракционизма
Слайд 20
Гарольд Гарфинкель (1917-2011) Этнометодология Изучает обыденные нор-мы, правила поведения, смыслы языка общения, которые регулируют взаимоотношения между людьми. «…мы особенно глубоко ощущаем важность общепринятых значений, которые служат основой нашего взаимодействия, когда эти значения меняются»
Слайд 21
Наше знание о мире представляет собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций или других индивидов. Эти конструкции позволяют нам делать заключения относительно неизвестных нам мотиваций других людей. Феноменология (Альфред Щюц 1899-1959)
Слайд 22: Парадигма социального поведения
Изучает причины человеческой активности и причины социального взаимодействия индивидов друг с другом. Включает: теории бихевиоризма, психологического редукционизма, теории социального обмена.
Слайд 23
В основе общественных отношений лежит обмен различными социальными благами, в качестве которых могут выступать знаки внимания, слова, значения, жесты, материальные ценности, одобрение, поощрение, практическая помощь. Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау)
Слайд 24
Джордж Хоманс (1910-1989) Поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом.
Слайд 25
Дж. Хоманс: Принципы обмена: Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться Если вознаграждение велико, то человек готов преодолеть любые трудности ради его получения 3. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению
Последний слайд презентации: Основные направления современной социологии
1) Австро-германская школа социологии Л. Гумплович, Г. Зиммель, Ф. Теннис. 2) Французская школа социологии Г. Тард, Г. Лебон, С. Бугле. 3) Американская школа социологии У. Самнер; Л. Уорд; Ф. Гиддингс. 4) Чикагская школа социологии А. Смолл, Л. Вирт Г. Блумер http://www.grandars.ru/college/sociologiya/shkoly-sociologii.html