Слайд 4
Содержание: В чем заключается пассионарная теория этногенеза Этнические системы и их формы Уровни и классификация пассионарности Развитие этногенеза Этническое взаимодействие Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза
Слайд 5
В чем заключается пассионарная теория этногенеза Гипотеза пассионарности была выдвинута Львом Гумилевым в середине ХХ столетия как результат исследования принципов развития этносов в условиях определенных ландшафтов. Наиболее полно автор изложил ее в своей научной работе «Этногенез и биосфера Земли».
Слайд 6
Примерами носителей такой пассионарной энергии могут быть Жанна д’Арк, Ганнибал, Наполеон, испанские конкистадоры и многие другие исторические личности. Для их бурной деятельности необходимо достаточное количество представителей определенного этноса, готовых вдохновиться идей. Как только среди населения, занимающего некоторую местность, накапливается определенное количество пассионарных личностей, происходит « пассионарный толчок», являющийся движущей силой развития.
Слайд 7
Этнические системы и их формы В своем научном труде Гумилев обозначает понятие «этнические системы» как сообщества, обладающее рядом характеристик. По его утверждению они представляют собой: Биологические сообщества людей как одного из видов живой природы. Способ приспособления человечества к окружающему миру. Объединенные группы людей, связанные осознанием своего единства и самоидентификацией от других этнических систем. Совокупность индивидов по общим стереотипам поведения. Сообщество, члены которого имеют общее происхождение и историю. Системы, которые постоянно эволюционируют. Структуры, сложенные по иерархической системе.
Слайд 8
В зависимости от того, что является объединяющим фактором внутри каждой этнической системы, историк выделяет такие ее виды: Суперэтнос – наиболее крупная форма, которая состоит из совокупности нескольких этносов. Объединяющим фактором выступает стереотипное поведение, которое основывается на особенностях мировосприятия, что определяет отношение его членов к фундаментальным вопросам жизни (например, европейский, мусульманский, римский суперэтносы ). Этнос – находится на втором месте в иерархии этнических систем и широко известен под названием «народ». Объединяющим фактором является стереотипное поведение (национальный характер), основанное на связи сообщества с местом развития, которое включает в себя также язык, религию, политическое и экономическое устройство. Субэтнос, консорцию и конвиксию – разновидности этноса, где объединяющей силой является сильная привязанность к определенной местности и общему быту (например, казаки, старообрядцы, поморы и т.д.).
Слайд 9
Иерархия этнической системы Ч ем выше в этом иерархическом построении находится этническая система, тем дольше период ее существования.
Слайд 10
Уровни и классификация пассионарности Термин « пассионарность » обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира. По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.
Слайд 11
Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня: Пассионарий – обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения цели, желание и стремление изменять окружающий мир. Как видим, пассионарию чужд инстинкт самосохранения, и при этом личность может быть как созидателем (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто неудачником). Гармоничный человек – пребывает в равновесии с окружающей его средой. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такая личность в определенных условиях может стать довольно успешной. Субпассионарий – склонен к пассивности, лени, паразитизму и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, злоба, зависть) превосходят душевную энергетику. Именно поэтому типичными представителями субпассионариев называют бродяг, наемников и женщин легкого поведения.
Слайд 12
Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности.
Слайд 13
Развитие этногенеза К аждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.
Слайд 14
При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения
Слайд 15
Этническое взаимодействие Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать.
Слайд 16
Всего существует 3 способа таких взаимодействий: Симбиоз – каждый этнос занимает свою территорию, поэтому пассионарии каждой группы обособлены друг от друга, что способствует сохранению национальных особенностей. Взаимное общение обогащает представителей обеих сторон. Ксения – это так называемые «гости», то есть те, которые живут не в своей этнической системе. Главным условием получения такого статуса является изолированность от «хозяев» ландшафта. Химера – это этнос, не имеющий изолированности от «хозяина». Чаще всего в такой способ взаимоотношений вступают два суперэтноса, обладающие взаимной отрицательной комплиментарностью, что приводит к кровопролитным войнам и разрушениям, а также к уничтожению одного или обоих участников конфликта.
Слайд 17
Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза После публикации теории пассионарности в специальных журналах, она была подвержена существенной критике научной общественностью. Ученая среда заявила, что представленная теория не основывается на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за пределы научных исследований. Несмотря на то, что теория не была принята научным миром в целом, термин « пассионарность » прочно вошел в обиход различных областей научного знания, и на сегодняшний день концепцию русского ученого Гумилева изучают во многих высших заведениях как одну из самых красивых теорий о взаимодействии этносов.
Слайд 18: Список использованной литературы
Гумелев Л.Н. «Этногенез и биосфера Земли». Москва, 1994. Интернет ресурсы: http ://gumilevica.kulichki.net/EBE / http:// www.bim-bad.ru/docs/gumiljov_lev_ethnogenesis.pdf https://arheologija.ru/teoriya-etnogeneza-gumileva / https://www.gumilev-center.ru/prezentaciya-ucheniya-l-n-gumileva/