Первый слайд презентации: Пьер Бурдье «Общественное мнение не существует»
Подготовила Студентка II курса Новикова Мария Вильнюс,2013 Европейский Гуманитарный университет
Слайд 2: Пьер Бурдье (1930-2002г.)
Французский социолог, этнолог и философ, автор оригинальной теории габитуса, создатель теории социального поля. Представитель постструктуралистского нап-равления социальной теории.
Слайд 4: Три постулата:
Все люди имеют мнение, или, что производство мнения доступно всем; Все мнения значимы; Гипотеза о существовании согласия, что вопросы заслуживают быть заданными всем одинаково.
Слайд 5: 2 главных вопроса:
Почему вы так уверены, что все индивиды имеют собственное мнение и что все они задают себе тот вопрос, который вы ставите в анкете? Почему вы считаете, что все мнения с социальной точки зрения равноценны?
Слайд 6: Уловки вопросников
Вопросы задаются при определенном условии, определенной группой людей, в их же интересах.
Слайд 7: Инструмент политического действия
Предлагаемая исследованиями общественного мнения проблематика подчинена политическим интересам, и это очень сильно сказывается одновременно и на значении ответов, и на значении, которое придается публикации результатов. Главная ф-ция: Внушение иллюзии о существовании общественного мнения как императив, получаемый путем сложения индивидуальных мнений; Иллюзия о существовании среднего арифметического мнения, т.е. общее, среднее мнение.
Слайд 8: I «Отказ от ответа»
Исключить «не ответивших» значит сделать то же самое, что делается на выборах при подсчете голосов, когда встречаются пустые, незаполненные бюллетени: это означает навязывание опросам общественного мнения скрытой ̆ философии голосования.
Слайд 10: Проблематика вопросников
Научный анализ опросов общественного мнения показывает, что практически не существует проблем по типу «омнибуса»; нет такого вопроса, который не был бы переистолкован в зависимости от интересов тех, кому он задается. Людям предъявляется требование отвечать на вопросы, которыми они сами не задавались. О́мнибус - многоместная (15—20 мест) повозка на конной тяге.
Слайд 11
Эффект о проса заключается в трансформации этических ответов в ответы политические путем простого навязывания проблематики.
Слайд 12: II «Классовый этос»
Система латентных ценностей, интериоризованных людьми с детства, в соответствии с которой они вырабатывают ответы на самые разнообразные вопросы.
Слайд 13: Эффект навязывания проблематики
Эффект, производимый̆ любым опросом общественного мнения и просто любым вопросом политического характера. Результат: В ходе исследования общественного мнения задаются не те вопросы, которые встают в реальности перед всеми опрошенными; Интерпретация ответов осуществляется вне зависимости от проблематики, действительно отраженнои ̆ в ответах различных категорий респондентов
Слайд 14: III Эффект политизации, производимого кризисом
В обстановке, когда формируется общественное мнение, особенно в обстановке кризиса, люди оказываются перед сформировавшимися мнениями, перед мнениями, поддерживаемыми отдельными группами, и таким образом выбирать между мнениями со всей очевидностью означает выбирать между группами. В реальной обстановке мнения становятся силами, а соотношение мнений — силовыми конфликтами между группами.
Слайд 15: Так ли это?
Мнение, выражаемое как таковое, спонтанно — это суждение людей, мнение которых, как говорится, имеет вес.
Слайд 16: Вывод
Общественное мнение по Бурдье - выбор людей среди уже сформулированных мнений путем простого суммирования этих самых выбранных мнений, что приводит к искусственно сделанному выводу. Общественное мнение не существует, по крайней мере в том виде, в каком его представляют все, кто заинтересован в утверждении его существования. Общественное мнение в том значении, какое скрыто ему придается теми, кто занимается опросами или теми, кто использует их результаты,
Слайд 17: Источники
Марина Щедровицкая « ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ТАКОВОЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ» http://soob.ru/n/2001/5/k/24 Пьер Бурдье. Биография http://imhonet.ru/person/24863/ Бурдье П. Общественное мнение не существует http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/Bur_ObMn.php