Первый слайд презентации: Поведение людей в экстремальных ситуациях
Слайд 2: Острое стрессовое расстройство
состояние представляющее собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.
Слайд 3: Эмоциональные реакции
Паника: Громкая речь Бурные выражения эмоций Катастрофизация произошедшего Порывистые движения Спорадические перемещения Действия опережают мысли
Слайд 4: Эмоциональные реакции
Агрессия Порывистые действия Направленная стратегия Злость, ярость, гнев Судороги мышц Стремление ударить, разбить, уничтожить
Слайд 5: Эмоциональные реакции
Апатия Вялость Пониженный тонус мышц Медленная, тихая речь Плавные, замедленные движения Эмоциональное безразличие
Слайд 6: Эмоциональные реакции
Паника - ужас Агрессия – тревога, страх Апатия – ужас, тревога
Слайд 7: Типы поведения в ЭС
Активное конструктивное Активное деструктивное Пассивное
безотлагательность приближенность к месту событий ожидание, что нормальное состояние восстановится единство и простота психологического воздействия
Слайд 9: Информационная терапия (в случае изоляции потерпевших)
1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее; 2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению; 3) необходимо оказывать себе самопомощь; 4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков; 5) следует максимально экономить свои силы; 6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил; 7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе; 8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5–6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15–20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины; 9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».
Слайд 10: Правила для сотрудника спасательной службы:
Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Говорите и слушайте.
Слайд 11: Рекомендации для работы психолога в ЭС:
1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. 2. Не приступайте к действиям сразу. 3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. 4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. 5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. 6. Профессиональная компетентность успокаивает. 7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. 8. Дайте пострадавшему выговориться. 9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. 10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины. 11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания. 12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога.
Слайд 12: Методы самопомощи в ЭС
«Я не должен бояться. Страх — убийца разума. Страх — это маленькая смерть, влекущая за собой полное уничтожение. Я встречусь лицом к лицу со своим страхом. Я позволю ему пройти через меня и сквозь меня. И, когда он уйдет, я обращу свой внутренний взор на его путь. Там, где был страх, не будет ничего. Останусь лишь я». Ф.Герберт
Слайд 13: Психология толпы
«Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету». В.Г.Белинский
Слайд 14: Массовая истерия
Явление в психологии толпы, когда согласно русскому психологу, академику Бехтереву, толпа ведет себя глупее, чем индивид, и перестает быть совокупностью разумных существ.
Слайд 15: Факторы психологической дестабилизации в толпе
Эффект заражения Снижение критичности мышления Понижение степени осознанности собственного поведения Замкнутое пространство – физическое ограничение возможностей
Слайд 16: Обоснование поведения толпы
Подражание Социальный инстинкт Элитарная теория общества Лидер и толпа
Слайд 17: Последствия паники в толпе
9 июня 2002 года – Москва, Манежная пл. Октябрь-ноябрь 2005 – Франция (2007) 22 марта 2009 года – Первоуральск, дискотека 24 июля 2010 года – Love Parad, Дуйсбург Август 2011 года – Лондон Греческий феномен
Слайд 18: Методы противодействия влиянию толпы
Нарушить синхронизацию В первую очередь обеспечить безопасность детей Не противодействовать толпе, не вставать у нее на пути Найти личное пространство/пробираться к стенам
Слайд 19: Психическая реакция на катастрофу:
Стадия Героизма «Медовый месяц» Фаза разочарования Фаза восстановления Национальный институт психического здоровья США
Слайд 20: Психическая реакция на катастрофу:
Острый эмоциональный шок Психофизиологическая демобилизация (стресс осознания) Стадия разрешения Стадия восстановления М.М.Решетников и др.