Первый слайд презентации: Презентация по теме: « Томмазо Кампанелла»
Выполнили Студенты 2 курса Группы Ю-О-17/1 Курилович Д.Ю Бардеев А.А Лёвин Т.В
Слайд 2: Биография
Кампанелла происходил из семейства неграмотного сапожника, но благодаря незаурядным способностям смог получить духовное образование. Из-за нежелания следовать монастырской дисциплине и увлечения магией и мистицизмом покинул обитель и странствовал по Италии. В 1591—1598 годах четырежды подвергался арестам, после расследования римской инквизиции был признан «подозреваемым в ереси» и приговорён к отречению. Будучи выслан в родную Калабрию, в 1599 году разработал план восстания против испанских властей с участием флота Османской империи. В результате предательства пятый раз был арестован и подвергнут пыткам, но избежал смертной казни, симулируя безумие. Приговорённый к пожизненному заключению, 27 лет подряд находился в разных тюрьмах Неаполя. Всё это время занимался интенсивным литературным творчеством, написав несколько объёмных трактатов по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. В 1626 году Кампанелла был освобождён испанскими властями, но до 1628 года он находился под следствием инквизиции и был переведён в Рим. Впоследствии своими астрологическими и магическими познаниями и практиками Кампанелла заинтересовал папу римского Урбана VIII, был окончательно освобождён и некоторое время провёл в Ватикане. В 1629 году орден доминиканцев присвоил Кампанелле степень магистра теологии. Из-за очередного дела об антииспанском заговоре, подготовленном учениками Кампанеллы, в 1634 году он перебрался во Францию, где пользовался покровительством Ришельё, а его труды были одобрены Сорбонной. Будучи современником научной революции, Кампанелла по кругу интересов и мировоззрению принадлежал к эпохе Ренессанса, последовательно облекая нетрадиционные идеи в консервативные формы.
Слайд 3: Образование
В возрасте 14 лет, когда отец хотел отправить сына в Неаполь на попечение родственника, чтобы он учился на юриста, юный Кампанелла решил вступить в монастырь. По- видимому ован, на него оказало воздействие красноречие доминиканского проповедника; к тому времени юноша изучил основы логики. В 1582 году он поступил в доминиканскую обитель в Плаканике близ Стиньяно и принял монашеское имя Томмазо (в честь Фомы Аквинского ). Примерно через год он был переведён в монастырь Благовещения в Сан-Джорджо- Морджето, где стал получать схоластическое образование, особенно преуспевая в логике и физике, а также изучении трактатов Аристотеля « Метафизика » и « О душе ». Талантливого семинариста представили местному владетельному князю Джакомо II Милано ; в дальнейшем Кампанелла останавливался в его неаполитанском доме. В 1586 году Томмазо перевели в монастырь Благовещения в Никастро, где он подружился с братьями Понцио, — будущими участниками заговора 1599 года. В 1587 году Кампанелла блестяще окончил курс тривиума, а в следующем году отказался продолжать квадривиум, поскольку начал написание своего первого философского труда — трактата о методе «Об исследовании вещей». Совсем молодой мыслитель призывал основываться на опыте и ощущении, пытался объяснить и доказать свою точку зрения, из-за чего был обвинён в самоуверенности и зазнайстве. У доминиканцев он получил фундаментальное философское образование. По его трактатам можно заключить, что он ориентировался во всей богословской литературе от Оригена до Телезио, а также был знаком с модным в то время стоицизмом, причём в равной степени с трудами Сенеки и Юста Липсия. К 1589 году Кампанелла окончил богословское обучение в Козенце ; вероятно, он был принят в местную Академию, поскольку в «Поэтике» отмечал, что был там «увенчан лаврами». В конце 1589 года Кампанелла расстался с родной Калабрией и отбыл в Неаполь.
Слайд 4: Мировоззренческая основа учения
Будучи современником научной революции, Кампанелла по кругу интересов и мировоззрению принадлежал к эпохе Ренессанса, последовательно облекая нетрадиционные идеи в консервативные формы. Главной своей задачей он считал универсальный научный синтез, объединяющий философское, естественно-научное и гуманитарное знание. Придерживался идеи одушевлённости Вселенной, органическую жизнь объяснял наличием «естественной души» или тёплого, тонкого и подвижного духа, возникающего под воздействием света и тепла, исходящих от Солнца, и равно присущего человеку, животным и растениям. Разработал теорию « прималитетов » бытия — мощи, мудрости и любви: всякому сущему свойственны возможность бытия, осознание своего бытия и всего, что этому бытию враждебно или дружественно, а также любовь к своему бытию. На метафизическом уровне исповедовал божественное всеединство Вселенной, все вещи которой образуют связь и «симпатическое общение» друг с другом. Выявить и использовать эти связи, согласно учению Кампанеллы, возможно при помощи естественной магии; последняя дополняется искусственной магией — открытиями и изобретениями человека. Из природного всеединства выводил социально-политическое единство человечества. Изначально считал, что короли Испании предназначены Провидением возглавить вселенскую монархию; но затем перешёл на позиции теократии, провозгласив, что верховным правителем должен быть папа римский. В богословском отношении разрабатывал теорию двух книг — Природы и Писания, из которых второе не противоречит первой.
Слайд 5: Общество и государство
Рассуждая о возникновении государства, Кампанелла в своих «Политических афоризмах», видел его первопричиной естественную склонность людей к объединению. Как и Платон и Аристотель, Кампанелла отождествлял государство с обществом. Оригинальным в его конструкции был постулат, что государство может быть создано в результате насилия, отсюда проистекают многочисленные разновидности форм государственности и способов правления; они могут как соответствовать природе, так и отклоняться от неё. Естественными объединениями являются союз мужчины и женщины, родителей и детей, семью (слуг он тоже включал в этот институт), соединение семей в поселении ( villa ) и поселений — в город-государство ( civitas ). Объединение городов-государств создаёт провинцию, провинций — область, областей — государство ( imperio ), государства — монархии, охватывающие большие страны. Высший — и пока недосягаемый — вид союза людей по Кампанелле — сплочение всего человеческого рода. Говоря о социальной структуре общества и государства, Кампанелла провозглашал его соответствие Природе и Высшему Разуму. Томмазо заимствовал платоническое учение о различной натуре и способностях людей. Призвание слабых телом интеллектуалов — быть священниками и философами; сильных телом и духом — воинская стезя; слабых духом, но с крепкими руками — сельское хозяйство; слабых духом, но с ловкими руками — к ремеслу и т. д. Мудрые и сильные физические — повелевают, слабые умом и телом — повинуются. В дурно управляемом государстве каждый подданный сидит не на своём месте и несёт службу, для которой не годен. Наиболее порочными практиками философ полагал передачу должностей по наследству или покупку должностей.
Слайд 6
Единоличное правление добродетельного и мудрого мужа Кампанелла называл царством или монархией; верховенство дурного человека — тиранией; правление группы доблестных людей — аристократией, групповое правление дурных людей — олигархией. Хорошее правление всего народа Кампанелла именовал политией, а дурное — демократией. Помимо «чистых» форм правления он выделял и смешанные, приводя примеры из современных и исторических государств. Образцом монархии представала у него Испания, правления нобилей — Венеция, народовластия — Швейцария. Примерами смешанного правления являлись Речь Посполитая (король и аристократия), Лакедемон и Римская республика (знать совместно с плебсом). Однако действительная власть принадлежит тому, кто осуществляет «власть меча». Примером истинного единодержавия является Святой Престол. Кампанелла, в общем, объявлял себя сторонником правления большинства, но одновременно явно симпатизировал монархии. 94-й политический афоризм гласил: «Монархия хороша, если речь идёт о завоевании, республика — для сохранения государства». Эти положения сближали взгляды Кампанеллы с нелюбимым им Макиавелли. В «Испанской монархии» Калабриец отводил королю Испании роль «нового Кира», который объединит мир и установит идеальный мировой порядок. В «Испанской монархии» Калабриец отводил королю Испании роль «нового Кира», который объединит мир и установит идеальный мировой порядок. Кампанелла, в общем, объявлял себя сторонником правления большинства, но одновременно явно симпатизировал монархии. 94-й политический афоризм гласил: «Монархия хороша, если речь идёт о завоевании, республика — для сохранения государства». Эти положения сближали взгляды Кампанеллы с нелюбимым им Макиавелли. В «Испанской монархии» Калабриец отводил королю Испании роль «нового Кира», который объединит мир и установит идеальный мировой порядок. Из органической теории Кампанеллы следовало, что граждане являются частями единого тела государства и общества; целостность природы отражается и в жизни государства. Люди поражают природе, в этом плане Кампанелла повторял распространённую в античности и средневековье идею об улье, в котором существует принципиальное равенство, хотя у пчёл есть «начальницы», но они избираются самой природой. Человеческое государство — единый живой организм, большая семья, похожая на улей, в котором, однако, человек сохраняет свободу воли.
Слайд 7: Социальный опыт
В конце 1589 года Кампанелла расстался с родной Калабрией и отбыл в Неаполь. Э. Чиприани в первой биографии Кампанеллы (1705) утверждал, что молодой монах отправился в столицу в компании некоего раввина Авраама, астролога и некроманта, который соблазнял его выйти из ордена. В Неаполе 21-летний Кампанелла быстро прославился в публичных диспутах, которые устраивались в церквах по воскресеньям при большом стечении публики. Он поселился в монастыре Сан-Доменико- Маджоре, а далее перебрался в Палаццо дель Туфо, где жил в роскоши. В Неаполе Кампанелла был принят у братьев делла Порта — научном кружке общеевропейского масштаба, и в учёном обществе Маттео ди Капуа, князя Конка. Живя у дель Туфо, Кампанелла посвятил своему патрону трактаты о верховой езде, разведении собак и домашнего скота, которые также не сохранились. Познакомившись с Колантонио Стиньола, Кампанелла узнал о существовании коперникианства и учении Джордано Бруно и неопифагореизме. Познакомившись с Колантонио Стиньола, Кампанелла узнал о существовании коперникианства и учении Джордано Бруно и неопифагореизме. Он также был принят в ряды Академии Пробуждённых ( Accademia degli Svegliati ), закрытой испанскими властями в 1593 году. Братья делла Порта приохотили Кампанеллу к магии и астрологии, которой активно занимались: Джован Баттиста в 1558 году опубликовал четыре тома «Натуральной магии» (в 1589 году она была расширена до 20 томов, в которых, например, раскрывался секрет мази ведьм), а Джован Винченцо активно комментировал Птолемея, был известным алхимиком. В мае 1592 года в Неаполе Кампанелла был в первый раз арестован собственным орденом и помещён в карцер монастыря Сан-Доменико, как он сам писал, «по подозрению, что его выдающиеся познания имели демоническую природу». Судя по опубликованным документам, орденское начальство осудило телезианство фра Томмазо. В письме Каспару Шоппе Кампанелла с гордостью писал, что на процессе он заявил, что «я извёл больше лампадного масла, чем обвинители выпили вина».
Слайд 8
Здесь его взял под покровительство кардинал Франческо Мария дель Монте, который также хлопотал перед герцогом Тосканы. Впрочем, все интеллектуалы, с которыми Кампанелла общался в Риме, советовали ему отказаться от телезианства. 5 октября Кампанелла прибыл во Флоренцию, где остановился в монастыре Сан-Марко. Монаха удостоил благосклонным приёмом сам великий герцог, которому фра Томмазо посвятил первоначальную рукопись De sensu rerum, за что получил монаршее благоволение и некоторую сумму денег. 13 октября Кампанелла был допущен в Лауренциану, которую описал как «чудо света»: в тот день был проведён диспут в присутствии главного библиотекаря Баччо Валори. Герцог просил Валори стать гидом для Кампанеллы, о чём свидетельствует письмо от 2 октября. Диспут был посвящён Макиавелли, и много лет спустя Кампанелла ссылался на Б. Валори — «почтенного рыцаря», от которого и получил все требуемые сведения, в том числе из закрытых для публики книгохранилищ. Несмотря на все почести, службы для Кампанеллы не нашлось, и уже 15 октября он покинул город. Главной причиной, по-видимому, было опасение недовольством Рима из-за открытой проповеди телезианства Кампанеллой. Уже из Падуи в 1593 году Кампанелла писал великому герцогу, решительно защищая телезианство. Уже в середине мая в защиту Кампанеллы выступил доминиканский провинциал Калабрии Джован-Баттиста да Полистена, который обратился к великому герцогу Тосканы Фердинанду I и предложил определить молодого учёного в университет Пизы или Сиены. 4 сентября Томмазо Кампанелла был освобождён; внутреннее расследование Доминиканского ордена было завершено 28 августа. Было вынесено постановление, чтобы фра Томмазо в недельный срок вернулся в Калабрию и публично исповедовал доктрину Фомы Аквинского и отрёкся бы от Телезио. Вместо этого Кампанелла отправился в Рим, где пробыл две недели.
Слайд 9: Труды
При жизни труды Кампанеллы пользовались известностью и до опубликования распространялись в списках. По данным библиографии Л. Фирпо, сохранилось 60 рукописей «Испанской монархии», 29 списков «Политических афоризмов», 20 — «Монархии мессии», 26 — «Речей к итальянским государям», 8 — «К Венеции», 7 — «Политического диалога против лютеран, кальвинистов и иных еретиков», и прочее. «Испанская монархия» в 1620—1709 годах переиздавалась 12 раз, в том числе в немецком и английском переводах, и стала самым популярным сочинением Кампанеллы — в том числе из-за изложения его политической программы. В период 1617—1632 годах шестикратно переиздавалась «Речь о Нидерландах» — на латыни, немецком и голландском языках, одно издание — по распоряжению Фрисландских штатов. При жизни автора дважды переиздавались «Политические афоризмы», удостоившись не слишком благожелательных комментариев Гуго Гроция. Не меньшего внимания современников удостоились четыре издания «Астрологии» Кампанеллы, его пророчества и гороскопы. Вновь сочинения Кампанеллы стали переиздаваться с 1830-х годов — преимущественно, поэзия и «Город Солнца». В 2000-е годы под редакцией Дж. Эрнст и Мишеля Лернера были осуществлены научные переиздания практически всех трудов Кампанеллы и его переписки.
Слайд 10: Вывод
Что касается народных масс, которые могли бы разделить и поддержать предложения по достижению «общественного счастья в равенстве», то, во-первых, сами «идеологи» народа были далеки от него и боялись (а может, и не совсем понимали) свободолюбивой социального творчества, во-вторых, они выражали свои мысли в форме, непонятной массам в связи с общим низким культурным уровнем и достаточно узким мировоззрением народа. Народное сознание, дремавшую, должна была еще пройти путь Просвещения, чтобы понять свои собственные интересы. Именно поэтому ранний утопизм будто «завис в воздухе». Позже, уже на новых социальных основах, обобщив идеи утопистов более позднего периода - Г. Мабли, Морелли, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, к этим идеям обратится марксистская социологическая мысль. А пока эти идеи просто отодвигались от главных путей теоретического поиска материальных и духовных основ построения нового (оптимального для различных социальных слоев) общества. Этот поиск связывается прежде всего с именами Т. Гоббса и Б. Спинозы, позже - мыслителей французского Просвещения и материализма XVIII века. Среди рассеянных облаков общественного мнения, пронизанной реформированной религиозностью и буржуазным свободолюбие, уже парили идеи «общественного договора», определявшие магистрали теоретического поиска путей решения социальной проблематики этого периода. До конца жизни Томмазо Кампанелла, как и герои "Города Солнца", твердо верил в то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства, созданного его мечтой В своем письме к Фердинанду III, герцогу Тосканскому, Кампанелла писал: "Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих благодетелей".
1600 1550 1599 1621
Слайд 15: 4. В каком году орден доминиканцев присвоил Кампанелле степень магистра теологии ?
1629 1637 1630 1610
Слайд 16: 5.В какое государство перебрался Томмазо в 1634 году?
Рим Испания Франция Османская Империя
Слайд 17: 6. В каком году Кампанелла окончил богословское обучение в Козенце ?
158 2 1543 1600 1589
Слайд 18: 7.Что представало образцом монархии у Кампанеллы?
Испания Франция Швейцария Речь Посполитая
Слайд 19: 8.Какой по счёту афоризм гласил: «Монархия хороша, если речь идёт о завоевании, республика — для сохранения государства » ?
80- й 90-й 94-й 98-й
Слайд 20: 9. Сколько сохранилось рукописей «Испанской монархии »,принадлежавших Кампанелле?
53 109 60 12
Слайд 21: 10. Кому было адресовано письмо Кампанеллы со следующим содержанием: « "Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих благодетелей»?
Каспар Шоппе Джован Баттиста Э. Чиприани Фердинанд III