Первый слайд презентации: Происхождение человека и становление общества
Слайд 2
Что такое человек? Какова его природа и предназначение? Каково место человека в мире?
Слайд 3
Направления исследования процесса становления человека: Выделение стадий возникновения человека современного типа, нахождение недостающих звеньев. Исследование биологических предпосылок и генетических механизмов трансформации предков человека и формирование отличительных свойств человека. Уточнение общей теории антропогенеза (процесс выделения человека из мира животных). Изучение процесса становления общества ( социогенез ) и двуединого процесса развития человека и общества ( антропосоциогенез ).
Слайд 4
1. Взгляды на происхождение и становление человека (антропогенез) Религиозная теория: божественное происхождение жизни, в т.ч. Человека признание души как источника человеческого в человеке (что и выделяет его из многообразия живых существ) Известны ли вам факты, связанные с появлением на Земле разумной жизни и противоречащие религиозному объяснению этого события?
Слайд 5
1. Взгляды на происхождение и становление человека (антропогенез) 2. Теория палеовизита : человек – создание пришельцев из Космоса Сейчас много говорят и пишут о НЛО. Что вы думаете по этому поводу?
Слайд 6
1. Взгляды на происхождение и становление человека (антропогенез) 3. Естественнонаучные (материалистические) теории 3.а. эволюционная теория Дарвина («Происхождение видов путем естественного отбора,1859 г.) В чем сущность этой теории? Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с млекопитающими.
Слайд 7
1. Взгляды на происхождение и становление человека (антропогенез) 3. Естественнонаучные (материалистические) теории 3.б. трудовая теория (Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). Главная причина появления человека – труд, под его влиянием сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.
Слайд 8
1. Взгляды на происхождение и становление человека (антропогенез) 4. Аномальные теории – Процесс превращения древних гоминид – результат отклонения в их развитии. Причины: геомагнитные аномалии (смещение магнитных полюсов) Колебание солнечной активности Радиационная версия
Слайд 9
2. Социогенез Социогенез – процесс становления общества. Что было раньше – человек или общество? Становление человека и становление общества – две тесно связанных стороны единого процесса – антропосоциогенеза.
Слайд 10
2. Социогенез Факторы социогенеза : орудийная деятельность привела к разделению труда мышление (стремление выжить побуждает к осмыслению приобретенного опыта) язык отбор (не физически сильные, а те, кто могут лучше организовать совместную деятельность) психика: воля (борьба с врагами), разум (добывание средств к существованию), чувства (сотрудничество) наследственность
Слайд 11
3. Этапы становления человека дриопитеки (14-20 млн. лет назад) рамапитеки (10-14 млн.) австралопитеки (5-10 млн.) Homo habilis (человек умелый) – 2,5 – 3 млн. Homo erektus (человек прямоходящий) – 1 – 1,6 млн. неандерталец (150-200 тыс.) Homo sapiens (человек разумный)
Слайд 12
4. Человек как биосоциальное существо Человек – часть природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком виде существует человек. Биологическая природа – это естественная предпосылка, условие его существования. Социальность – сущность человека.
Слайд 13
4. Человек как биосоциальное существо В чем проявляется биологическая природа? анатомия физиология обладание кровеносными, мышечными, костными и другими системами. Основные отличия человека от животных : способность изготавливать орудия труда целенаправленная творческая деятельность (животные – инстинкты, действия запрограммированные, а человек сам моделирует свое поведение и может выбрать различные социальные роли человек преобразует окружающую среду обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и членораздельной речью
Слайд 14
4. Человек как биосоциальное существо В чем проявляется социальная природа? Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Известны ли вам случаи, когда индивид в силу определенных причин, оторванный с рождения от общества, оставался животным? Социальная сущность проявляется : способность и готовность к общественно полезному труду сознание и разум свобода и ответственность
Слайд 15
4. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации 3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5) потребность в воде, пище, отдыхе
Слайд 16
4. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) возрастные и половые различия 2) темперамент 3) особенности нервной системы 4) самооценка 5) опыт 6) особенности мировоззрения
Слайд 17
4. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) преобразовывать окружающую среду 2) видеть цель своих действий 3) адаптироваться к природным условиям 4) мыслить 5) производить потомство 6) чередовать периоды активности и отдыха
Слайд 18
4 Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. 2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. 3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности. 4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. 5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Слайд 19
6. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) использование предметов, данных природой 2) способность к целеполаганию 3) забота о потомстве 4) приспособление к условиям окружающей среды 5) стремление понять окружающий мир 6) общение с помощью членораздельной речи
Слайд 20
4. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) использование предметов, данных природой 2) способность к целеполаганию 3) забота о потомстве 4) приспособление к условиям окружающей среды 5) стремление понять окружающий мир 6) общение с помощью членораздельной речи