Первый слайд презентации: Человек – биосоциальное существо
Индивид. Индивидуальность. Личность. Основные виды деятельности человека: труд, игра, учение
Теории происхождения человека Религиозная ( креационистская ) теория Естественно-научные (материалистические) теории Эволюционная (Дарвин) Трудовая (Энгельс) Божественное происхождение человека Естественное происхождение и развитие под влиянием биологических факторов (естественного отбора) Труд как главный фактор выделения человека из природы и его развития
Слайд 3: Антропосоциогенез
Антропогенез Процесс становления и развития человека Социогенез Процесс исторического и эволюционного формирования общества
Слайд 4: Биологическое и социальное в человеке слито воедино, и только в таком единстве он существует
Биологические признаки человека Социальные признаки человека Сходные ч признаками животного Отличия человека от животного Биологические особенности человека 1.Ч-к обладает абстрактно-логическим мышлением 2.Членораздельная речь 3.мораль, свобода, отв-ть 4.Способность и готовность к труду, изготовление и использование орудий труда 5.ч-к способен к сознат. И целенапрвл. Д- ти (способность к целеполаганию) 6.Способность к творчеству 7. социальные и духовные потребности 1.Ч-к обладает абстрактно-логическим мышлением 2.Членораздельная речь 3.мораль, свобода, отв-ть 4.Способность и готовность к труду, изготовление и использование орудий труда 5.ч-к способен к сознат. И целенапрвл. Д- ти (способность к целеполаганию) 6.Способность к творчеству 7 1.Принадлежность к высшим млекопитающим 2.Наличие у человека анатомии и физиономии 3.Наличие у человека врожденных инстинктов 1.Образует особый вид – Homo sapiens 2.Прямохождение, развитая кисть руки, сложноорганизованный мозг, особое устройство гортани 3.Возможность управления многими из инстинктов
Слайд 5
Биологическое в человеке Социальное в человеке Индивид Единичные представитель человеческого рода, один из людей; совокупность природных черт ч-ка индивидуальность Совокупность природных и социальных черт, отличающих данного индивида от всех остальных Личность Совокупность социальных (социально значимых) характеристик ч-а, которые он реализует в общественной жизни
Слайд 6: Индивид, индивидуальность и личность
Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, она меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств. Индивид, индивидуальность и личность Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Развитие человека Социальный опыт, человеческая культура Социализация индивида Личность
Слайд 7: Человек становится личностью в процессе социализации – усвоения им определенной суммы знаний, ценностей, норм
Факторы, влияющие на социализацию Национальные традиции и обычаи Государственная политика Самовоспитание СМИ Социальное окружение Образование Социализация продолжается всю жизнь человека, т.к. он постоянно осваивает множество социальных ролей
Слайд 8: Становление личности в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации
Слайд 13: Формирование личности происходит в процессе включения человека в деятельность
Слайд 14: Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружаю.мира
Деятельность человека характеризуется сознательным, продуктивным, преобразующим, орудийным, общественным характером Творчество – характер деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (новая цель, новый результат, новые средства, новые способы их достижения)
Слайд 15: Отличие деятельности человека от активности животного
Критерии для сравнения Деятельность человека Активность животного Приспособление к природной среде Приспособление к природной среде путем ее преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования Приспособление к условиям среды, прежде всего путем перестройки собственного организма Цели Целеполагание в деятельности. Сознательная постановка целей, умение анализировать ситуацию Целеполагание в поведении. Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы Воздействие на среду Специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности ч-ка Как правило органами тела, данными природой (клюв, когти). Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств Характер деятельности Продуктивный, творческий, созидательный. Общественный характер деятельности Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой
Слайд 17
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо. ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА (первая типология) ПИЩА; ОДЕЖДА; ЖИЛИЩЕ; ГИГИЕНА и пр. ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ; ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ и пр. ЗНАНИЯ; ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СОЗДАНИЕ ПРЕКРАСНОГО и пр.
Слайд 18
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо. ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА (первая типология) ПИЩА; ОДЕЖДА; ЖИЛИЩЕ; ГИГИЕНА и пр. ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ; ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ и пр. ЗНАНИЯ; ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СОЗДАНИЕ ПРЕКРАСНОГО и пр.
Слайд 19
От чего еще (кроме самого человека) зависят его потребности? ОТ ВРЕМЕНИ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА
Слайд 20
РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ они ограничены имеющимися природными ресурсами; они не должны причинять неудобства другим людям; они должны развивать в человеке его лучшие (человеческие) качества.
Слайд 21
организм человека в них не нуждается; они не нужны для общения с другими людьми; они не нужны для самореализации человека. ЛОЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Приведите примеры ложных потребностей.
Слайд 24
Удовлетворение потребностей во многом зависит от наших способностей, умений и талантов. Определите разницу между этими понятиями. БИО БИО+СОЦ ВРОЖДЕННЫЕ ПРИОБРЕТЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ ГЕНИИ – сверхталантливые люди, приносящие что-то новое в жизнь людей.
Слайд 25: Способности-особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься к-л деятельностью
Виды способностей Общие (интеллектуальные) Память, работоспособность, внимание Специальные Музыкальный слух, математические, лингвистические
Слайд 26: Виды деятельности (классификация по объектам и результатам)
Материальная Создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей Духовная Создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей Материально-производственная - преобразование природы Социально-преобразовательная – преобразование общества Прогностическая-планирование возможных изменений действительности Познавательная – отражение действительности в худож.и научн. форме Ценностно-ориентировочная – отношение людей к явлениям мира, формирование мировоззрения
Слайд 27: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОС ТИ
ИГРА – форма деят-ти в условных ситуациях, целью которой является развлечение, отдых В процессе игры используются замещающие предметы Игра нацелена на удовлетворение интереса ее участников Игра способствует развитию личности (происходит освоение новых социальных ролей) В игре возможно использование ролей
Слайд 28: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРУД – ФОРМА ДЕЯТ-ТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛЕЗНОГО РЕЗУЛЬТАТА (ВИДЫ ТРУДА: ФИЗИЧЕСКИЙ И УМСТВЕННЫЙ) ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ НАЛИЧИЕ МАСТЕРСТВА, УМЕНИЙ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ НАЦЕЛЕННОСТЬ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
Слайд 29: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОС ТИ
УЧЕНИЕ – ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ. УЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОРГАНИЗОВАННЫМ И НЕОРГАНИЗОВАННЫМ, МОЖЕТ ПРИОБРЕТАТЬ ХАРАКТЕР САМООБРАЗОВАНИЯ
Последний слайд презентации: Человек – биосоциальное существо
ТЕРМИНОЛОГИЯ: ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо. ИНТЕРЕС - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. ЗАДАТКИ — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. СПОСОБНОСТИ – это особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. ТАЛАНТ – это выдающиеся способности человека, проявляющиеся в его деятельности. ГЕНИЙ – сверхталантливый человек, приносящий что-то новое в жизнь людей.