Слайд 2
Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».
Слайд 3
Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.
Слайд 4
Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Слайд 5
Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад. Для публицистического стиля речи характерны: - логичность, - образность, - эмоциональность, - оценочность, - призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций
Слайд 6
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение : выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.
Слайд 7
С другой стороны, для публицистической речи характерна : страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность : она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
Слайд 8
У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи
Слайд 9
Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.
Слайд 10
К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.
Слайд 11
К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.
Слайд 12
Лексические особенности а) общественно-политическая; б) речевые стандарты ( работники бюджетной сферы, служба быта, силовые ведомства); в) речевые штампы, имеющие канцелярскую окраску( на данном этапе, на сегодняшний день); г) разговорные слова и выражения. Морфологические особенности а) отвлеченные существительные с суффиксами -ость, - ство, - ие ; б) слова с интернациональными словообразовательными элементами: приставки: -архи, - гипер, - дез, -контр,-пост, -транс; суффиксы: -а, - ция, - ра, - ист, - изм, -ант; в) слова с эмоционально-экспрессивными аффиксами: - ичать, -ультра; г) слова, образованные путём сложения: общественно-политические; д) аббревиатуры; е) активное употребление прилагательных и причастий; Особенности публицистического стиля
Слайд 13
Синтаксические особенности а) простота, ясность предложений; б) монолог, диалог; в) необычный порядок слов, риторический вопрос, обращение, повторы. Параллелизм, однородные члены, использование литературных цитат, афоризмов; г) побудительные и восклицательные предложения; д) все виды односоставных предложений; е) однородные члены, вводные слова, сложные синтаксические конструкции.; Эмоциональные средства выразительности эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном смысле Жанры выступления, статьи, идеологическая консультация, корреспонденция, репортаж, фельетон, очерк (портретный, путевой, проблемный), эссе.
Электорат, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, центристский, популистский, превентивный, беспрецедентный, интервьюер, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.
Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира, почерк, статья, метафора.
Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.
Слайд 17: Пример статьи в газету
Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Придя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска. Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.
Слайд 18
«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры». В. Солоухин