Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых — презентация
logo
Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых
  • Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых нарушений и отслеживании динамики речевого развития ребенка
  • Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых
  • Этапы логопедического обследования
  • Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых
  • Структура речевой карты
  • Речевая карта
  • АНАМНЕЗ
  • Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых
  • ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  • Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых
  • ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
  • СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ
  • СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
  • Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых
  • ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
  • ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Примерная схема перспективного плана
  • Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых
  • Таким образом, речевая карта является главным инструментом учителя-логопеда в диагностике речевых нарушений и отслеживании динамики речевого развития
  • Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых
1/24

Учитель-логопед МБ ДОУ №1 им.Крупской Л.А.Дурнева

Изображение слайда

Слайд 2

Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей, определение маршрута индивидуального развития. Задачи обследования

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 4

Аналитический этап Интерпретация полученных данных Заполнение речевой карты Речевая карта – обязательный отчетный документ логопеда, в котором представляются обобщенные выводы о состоянии речи, раскрываются механизмы патологических проявлений, приводятся примеры детских ответов в качестве иллюстраций к выводам специалиста.

Изображение слайда

Слайд 5: Структура речевой карты

Изображение слайда

Слайд 6: Речевая карта

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Дата обследования_____________ Учитель-логопед _________________ Дата поступления в коррекционную группу________________________ Ф. И.О. ребёнка ________________________________________________ Дата рождения __________________________________________________ Домашний адрес, телефон ________________________________________ Ф.И.О родителей, образование, возраст, место работы Мать __________________________________________________________ Отец__________________________________________________________ Заключение ПМПк ________________________________________________________ Зрение_________________________________________________________ Слух__________________________________________________________ Интеллект _____________________________________________________

Изображение слайда

Слайд 7: АНАМНЕЗ

Изображение слайда

Слайд 8

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ 1. Голову держит с /1,5 мес /______________________________________ 2. Сидит с / 6 мес /______________________________________ 3. Стоит с /10 мес /______________________________________ 4. Ходит с /11-12 мес /_____________________________________ 5. Ползает с /5 мес / _________________________________________ 6. Первые зубы /6-8 мес /______________________________________ 7. Перенесенные заболевания: До года___________________________________________________________ После года ________________________________________________________ Инфекции _________________________________________________________ Ушибы, травмы головы ______________________________________________ Судороги при высокой температуре ___________________________________ 8. речевой анамнез: Гуление /2 мес./_____________________________________ Лепет /6 мес./______________________________________ Первые слова…. /к 12 мес./___________________________________ Первые фразы…. /к 1,5-2 года _________________________________/ Прерывалось ли речевое развитие _____________________________________ Речевая среда ______________________________________________________ Занимался ли с логопедом ребенок раньше _____________________________ Отношение к своей речи_____________________________________________

Изображение слайда

Слайд 9: ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

1.Контактность, особенность поведения _____________________________ 2. Зрительное восприятие а) основные цвета (количество)____________________________________ б)оттеночные цвета _____________________________________________ в)подбор картинок к цветовому фону…_____________________________ 3. Ориентация в пространстве : а) в собственном теле – правая, левая сторона________________________ б) в пространстве – правая левая сторона____________________________ в) вверху, внизу, спереди, сзади____________________________________ 4. Ориентация во времени : Утро, день вечер, ночь ___________________________________________ Вчера, сегодня, завтра, послезавтра_________________________________ Сначала, потом, сейчас ___________________________________ 5. Математические представления : а) геометрические фигуры: _______________________________ б)понятия о размерах и величине __________________________ 6. Счет : прямой ___________________________________________ Обратный ________________________________________________ счетные операции 3+1= 4+1= 5-1=

Изображение слайда

Слайд 10

7. Логическое мышление : __________________________________________ а) выделение 4-го лишнего : кошка, собака, утка, мышка кошка, волк, собака, корова. б) обобщение: - свитер, платье, шорты, юбка, сарафан ____________________________ - сапоги, туфли, тапочки, валенки ________________________________ - блюдце, сковородка, ложка, тарелка ______________________________ - шкаф, стол, кресло, тумбочка ___________________________________ - синица, ворона, утка, воробей ___________________________________ -автобус, электричка, трамвай, самолет ____________________________ в) причинно-следственные связи : (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности)______________________ 8. Психические процессы : а) память _________________________________________________________ зрительная (из 6 картинок)___________________________________________ слуховая (из 6 слов)________________________________________________ словесно – логическая ______________________________________________ б) восприятие ______________________________________________________ картинка из 4 -6 частей______________________________________________ в) внимание ________________________________________________________ 9. Особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка настроение; в олевые особенности; работоспособность

Изображение слайда

Общая моторика (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений) _____________________________________________________________________________ а) постоять на цыпочках ________________________________________________________ б) постоять на одной ноге (каждой )_______________________________________________ в) попрыгать на двух, на одной ноге ______________________________________________ г) маршировка ________________________________________________________________ Мимическая моторика (наличие или отсутствие движений, точность, темп, активность, мышечный тонус, наличие синкинезий ) ______________________________________________________________________________ а ) изолированно закрыть один глаз _______________________________________________ б ) равномерно поднять брови _____________________________________________________ в ) нахмурить брови ______________________________________________________________ г) сглаженность носогубных складок ______________________________________________ Мелкая моторика (объем движений, темп, переключение, наличие леворукости) ________ а ) упражнение «Игра на рояле )___________________________________________________ б) проба «кулак- ребро –ладонь» правой рукой, левой рукой ____________________________ Артикуляционная моторика (наличие или отсутствие движений, темп тонус, объем, тремор, саливация, синкинезии и т.д.) а) открыть, закрыть рот______________________________________________ б) надуть щеки, поочередно _________________________________________ в) «лопата», «жало», «лопата» - «жало»________________________________ г) «чашечка», «вкусное варенье» _____________________________________

Изображение слайда

Слайд 12: ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1. Губы:_______________________________________________________ Тонкие, толстые, короткие, расщелина 2. Зубы:________________________________________________________ Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы, диастема. 3. Твердое нёбо :__________________________________________________ Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое, сумбукозная щель 4. Мягкое нёбо :____________________________________________________ Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, отсутствие язычка, сокращается недостаточно, не сокращается 5. Прикус:_________________________________________________________ Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, перекрестный 6. Язык :__________________________________________________________ а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы… в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка… г) удержание позы, симметричность д) наличие синкинезий е) тремор ж) саливация. 7. Общее звучание речи: а) выразительность (невыразительная, маловыразительная..) б)голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…) в)дыхание ( верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, короткий выдох…) г)темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…) д)дикция (нечеткая, смазанная…)

Изображение слайда

1. Разговорно-описательная беседа: Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Где ты живёшь? Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу? Есть ли брат, сестра? Кто старше, младше? Кем работает мама, папа? Есть ли у тебя друзья? 2. Составление рассказа по картинке: ________________________________ 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок _________________________________________________________________ 4. Пересказ _________________________________________________________________

Изображение слайда

Слайд 14: СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ

Изображение слайда

Слайд 15: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

а) Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Стол – Дом – Ковер – Топор – Гриб – Книга – Рука – Тетрадь – Кошка – Ведро – Гнездо – Окно – Облако – Воробей – Хлеб – б ) Образование глаголов префиксальным способом: Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…) Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…) Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…) в) Образование прилагательных от существительных (относительных ): Скамейка из дерева (какая?)_______________ Сумка из кожи _____________ Ручка из пластмассы _______________ Стакан из стекла_______________ Сок из вишни (яблок, груши, сливы)___ Гвоздь из железа_______________ г) Образование притяжательных прилагательных : У зайца хвост заячий, а у волка ?_______________________ Голова чья?____________________ Дом чей ?____________ Сумка чья?_____________________

Изображение слайда

Слайд 16: ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1. Обследование понимания грамматических конструкций: а) выполнение инструкций, типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку. б ) понимание числа: покажи, где карандаш, а где карандаши; дети рисуют карандашом или карандашами? покажи, где машина, а где машины? в ) понимание рода: Где Саша упал? Где Саша упала? Где Женя заплакал? Где Женя заплакала? г ) понимание падежа: покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму? д ) понимание предлогов: на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.

Изображение слайда

Слайд 17

2. Наличие аграмматизмов : Словоизменение: а) изменение имен существительных по падежа У меня есть карандаш. У меня нет… Я рисую … У меня есть бабушка. Дома нет … Подарю цветок … Пойду гулять с … Вспоминаю о … б) предложно-падежные формы : (по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом, перед…, достану мячик из-под…, из-за…,) в) преобразование существительных из ед. числа во множ.: Стол – столы Окно - … Глаз - … Дерево - … Пень -… Стул - … Рот - … Рукав - … Воробей - … Ухо - … г) согласование числительных 2 и 5 с существительными: Одна корова – две … - пять … Один дом – два … - пять … Одно кресло – два … - пять … д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа: Столы – столов – столами – о столах, Окна - … Стулья - … Ведра - … Рыбки - … Куклы - … Уши - … е) согласование имен прилагательных с именами существительными: Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре. Синяя машина - … Синее платье - … Красный флажок - … Красное солнышко - … Красная звезда - … ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе: Синий шар – синие шары, (см. выше).

Изображение слайда

Слайд 18: ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1. Гласные 2. Звонкие и глухие согласные: Б-П В-Ф Д-Т К-Г 3. мягкие и твердые согласные: Н- Нь М- Мь Т- Ть К- Кь Г- Гь Х- Хь. 4. Свистящие: С Сь З Зь Ц 5. Шипящие: Ш Ж Щ Ч 6. Сонорные: Л Ль Р Рь Й 7. Дифференциация звуков в спонтанной речи: С-Ш, С-З, С- Сь, С-Ц. Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ. Ч-Ц, Ч-Щ, Ч- Ть. Л-Р, Ль- Рь, Л-Й, Ль-Й...

Изображение слайда

Слайд 19: ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

а) Повторение 3-х и 4-х гласных звуков : Аоэ, уио, иэу. Аэоу, уиоэ, уаэу. б) Повторение слогов с оппозиционнымзвуками : Па-ба_____________ го -ко_________ ха- ка________тэ -дэ_______________ Та-та-да __________ па-ба-па__________ га-га-ка_______ тя-ча-тя ____ в) повторение слов: Кот-кот-год______________ том-дом-ком ____________________________ Почка – бочка ____________ кочка –дочка____________________________ Анализ звукового состава слова Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:______________ Алик эхо окна утка Оля Анна уши Оля Выделение на слух последнего звука в слове:___________________________ Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары. Определение последовательности звуков в слове :_____________________ кот вата дом л апа нос шина Определение количества звуков в слове:_____________________________ нос ______________ ваза _________________ бык ______________ батон________________

Изображение слайда

Слайд 20: ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

1. Воспроизведение слоговой структуры слова: Называние по картинке : сковорода ______________ аквариум____________________ скатерть _______________ милиционер__________________ велосипед_______________ лекарство_____________________ 2. Отраженное проговаривание: Строительство__________________ репетиция______________________ Серпантин_____________________ часовщик_______________________ Часовщик______________________ космоновт ______________________ 3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд) Дети из снега слепили снеговика.____________________________________ Водопроводчик чинит водопровод.__________________________________ Часовщик чинит часики.____________________________________________ Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас._______________________ Логопедическое заключение :__________________________________

Изображение слайда

Слайд 21: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Примерная схема перспективного плана

п/п Направление (вид) коррекционной работы Содержание коррекционной работы 1 Укрепление соматического состояния Согласование лечения у педиатра, окулиста, лор-врача 2 Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы Направление на консультацию к невропатологу, психиатру (психоневрологу), психотерапевту; согласование лечения и других 3 Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации Совершенствование статической и динамической организации движе­ний, функций пространственных координат 4 Развитие произвольной моторики пальцев рук Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений 5 Развитие моторики речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их 6 Развитие мимической мускулатуры Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений 7 Формирование правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация звука «ш», дифференциация звуков «ш» — «с» 8 Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове

Изображение слайда

Слайд 22

9 Развитие и совершенствование лексикограммати- ческой стороны речи Формирование умения понимать предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление и уточнение словаря по темам «Времена года», «Транспорт» и т. д., активизация использования предложных конструкций, навыков словообразо­вания, словоизменения, составления предложений и рассказов 10 Развитие навыков чтения и письма Закрепление связей звуков и букв, навыков звукобуквенного анализа, знаний орфографических правил, совершенствование техники письма и слитного чтения с пониманием прочитанного 11 Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий Проведение семинаров, консультаций, открытых занятий для учителей, воспитателей, родителей; ведение тетради связей для закрепления полученных знаний с учителем ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Изображение слайда

Слайд 23: Таким образом, речевая карта является главным инструментом учителя-логопеда в диагностике речевых нарушений и отслеживании динамики речевого развития

Речевая карта

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Речевая карта – главный инструмент учителя-логопеда в диагностике речевых

Изображение слайда

Похожие презентации