Первый слайд презентации: Семинар –практикум Тренды в образовании. Стратегия развития образовательных организаций в современных условиях. Возможные приоритеты развития. «Лаборатория управленческой инноватики: как создать успешную команду»
с. Байкалово 07.12.2020
Слайд 3: Педагогическая концепция
Изменились требования общества и бизнеса к компетенциям и навыкам работников будущего Необходимы изменения в педагогике, в том числе в части цифровой дидактики, системы оценивания, концепций учения, организации образовательной деятельности и профессионального развития педагогов
Слайд 4: Педагогические профессии XXI века
Модератор Тьютор Разработчик образовательных траекторий Организатор проектного обучения Координатор образовательной онлайн-платформы Ментор стартапов Игромастер Игропедагог Тренер по майнд-фитнесу Разработчик инструментов обучения состояниям сознания Атлас новых профессий. Сколково 2014 г
Слайд 9
Ч еловеку предстоит научиться : познавать, т.е. овладеть инструментарием, необходимым для понимания происходящего в мире; действовать таким образом, чтобы производить нужные изменения в среде своего обитания; жить в обществе, участвуя во всех видах человеческой деятельности, сотрудничая с другими; научиться просто – жить. Четыре типа обучения: « научить познавать »; « научить делать »; « научить жить вместе, научить жить с иными »; « учиться жить ».
Слайд 11: Цифровое поколение: изменения, определяемые новой социальной ситуацией развития
изменения высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, речь) изменения принятых в культуре социальных практик (способов деятельности) – интернет как культурный инструмент для решения различных задач новыми, а не традиционными способами изменения механизмов формирования личности ребенка (идентичность, статусность, репутация, накопление социального капитала, личностные и индивидуальные особенности) появление новых психологических контекстов (социальные сети, блогосфера, виртуальные миры и др.) и новых феноменов (интернет-зависимость, многозадачность, facebook - депрессия, эффект Google, номофобия, синдром фантомного звука, интернет-мемы и медиавирусы, селфизм, защитные фильтры и др.) появление новых форм развития взаимоотношений с окружающими людьми, в том числе и негативного агрессивного поведения ( флеймы, флуд или спам, троллинг, хейтерство, кибербуллинг )
Слайд 12: 10 трендов от NMC Horizon (перевод Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО)
Культурная трансформация педагогов через внедрение прогрессивных методов обучения. Обучение реальным практическим навыкам. Сотрудничество науки и образования, в т.ч. учреждениями. Распространение технологий и материалов для онлайн-обучения. Оценка навыков на индивидуальном уровне. Владение стратегиями поведения в цифровом мире. Онлайн-обучение, мобильное и смешанное обучение. Образовательные экосистемы. Высшее образование —среда для разработки интуитивных компьютеров. Непрерывное обучение.
Слайд 13: Тренды российского образования
Россия на перекрёстке социокультурной модернизации. Модели: 1) глобально ориентированная ? ; 2) национально ориентированная ?. Сохранение российского национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого – патриотизм. Персонализация образования. Формирование синергетического взгляда на окружающий мир (с дошкольного возраста). Мета компетентностное образование. Борьба за таланты. Smart- общество и Smart- обучение ( Smart – умный, интеллектуальный). Геймификация. Введение в обучение образовательных игр. Ранний интеллектуальный труд. Поиски модели оценки качества образования. Формирование педагога будущего.
Слайд 14: Непрерывное образование. Lifelong learning = обучение в течение всей жизни
Слайд 15: STEM или STEAM - образование (Science, Technique, Engineering, Art and Math)
STEAM подход: образование, которое не преподает отдельные предметы, а позволяет усваивать их в связке друг с другом в рамках выполнения комплексных учебных проектов учит комбинировать приобретенные знания с реальными навыками; в образовательной среде STEAM учащиеся получают знания и сразу же учатся их использовать; обучение в STEM/STEAM классе — это всегда попытка решить какую-то реальную проблему. Ученики работают в командах, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции, продвигают свои продукты в соцсетях, создают сайты и мультфильмы … STEAM подход – это не только метод обучения, но и способ мышления.
Слайд 16: Мобильное обучение
Мобильное обучение (м-обучение) mobile learning (m-learning ) – обучение в нескольких контекстах: как социальное взаимодействие (дистанционное обучение) и как самостоятельное обучение с использованием персональных электронных устройств. Пикассо : «Проблема компьютеров в том, что они обеспечивают ответы ».
Слайд 17: Диджитализация – перевод всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной) в цифровую форму
Слайд 18: Микрообучение (англ. microlearning ) = Порционное обучение
представляет собой обучение небольшому объёму материала за короткий промежуток времени. микрохарактер обучения может быть обусловлен небольшим объёмом материала ( микроконтентом ) ( Mosel 2005); микрообучение может возникать в ситуациях, когда усвоение материала ограничено во времени ( Masie 2006): микрообучением может считаться последовательность учебных процедур, в отдельности протекающих достаточно быстро; в широком смысле микрообучение — формат неформального обучения, когда учащийся приобретает знание небольшими приращениями. Микрообучение — это новый формат образования, предлагающий разбить процесс получения знаний на очень короткие интервальные занятия. Они могут длиться от одной до пяти минут, в течение которых ученик получает новую информацию, отвечает на контрольные вопросы или повторяет пройденный материал.
Слайд 23: Образ педагога будущего
Навигатор знаний. Проектировщик изменений. Антрополог профессий. Диагност-корректировщик. Прогностик-девелопер. Полилог. Коуч. Ментор стартапов. Игромастер. Координатор образовательной онлайн платформы. Разработчик образовательных траекторий. Антрополог – человек, занимающийся антропологией, комплексом дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества. Девелопер (от англ. develop —развивать, разрабатывать, создавать, совершенствовать ). Ментор – наставник молодых. Коуч – наставник, который подводит ученика к тому, чтобы он САМ сделал верный вывод и САМ нашел правильный метод решения задачи.
Слайд 25: Векторы развития
Стратегия инновационного развития Российской Федерации, ФГОС, Профстандарыт педагога и руководителя определили Компетенции инновационной деятельности: - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности; стремление к новому ; - способность к критическому мышлению и разумному риску; - креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно ; - готовность к работе в команде и в высоко конкурентной среде
Слайд 26: Выбор
3 варианта развития коллектива: Традиционный ( на основе методических объединений, семинаров, педсоветов – к сожалению, эта работа не носит дифференцированного характера и по большому счёту не работает на зону ближайшего развития индивидуума. Личностно – ориентированное образование взрослых, что связано с построением индивидуальной траектории развития педагога ( здесь нужны многопараметрические диагностики, наличие управленческих практик, технологий, т.е. готовность управленческой команды действовать в таком режиме) Переобучение всего коллектива в соответствии с передовыми мировыми практиками в формате практикумов – тренингов с последующим мониторингом эффективности обучени я.
Слайд 27: Ответы на современные вызовы
Профессиональный рост учителя Построение непрерывного образования человека, образования через всю жизнь Наличие эффективной профессиональной команды Ступеньки роста коуч тьютор ментор Обучающаяся организация Обучающаяся организация Кто?
Слайд 29: Методический сервис как стратегический ресурс развития образования
Мониторинг готовности к инновационной деятельности ( анкетирование, опрос) Уровня сформированности предметных компетенций ( анализ урочных и внеурочных занятий, технологических карт урока, конспектов уроков, конкурсных занятий) Уровня сформированности коммуникативных компетенций (диагностические работы) Уровня сформированности информационных компетнций Уровня сформированности проектировочных компетенций ( анализ индивидуальных проектов педагогов и управленческих команд) Уровня сформированности инновационной культуры управленческих команд Владение технологиями обучения ( на основе методического коучинга, семинаров практикумов, экспертизы реализации инновационных проектов) ): - технологиями сотрудничества (60 % педагогов) -технологиями развития критического мышления (30% педагогов) - технологиями развития креативного мышления ( 20% педагогов) - технологиями развития коммуникативных компетенций (60% педагогов) = РЕЗУЛЬТАТ. Нельзя с педагогов, спрашивать того чему не научили. Педагог не может сформировать нужных компетенции у учащихся!!!! ????????? КАЧЕСТВО
Слайд 30
30 Школа профессионального развития (Казань- каскадная модель) Управленческие команды ОО 54 команды ОУ Муниципальные тьюторы по инновационной работе 10 тьюторов ГМО учителей – предметников, заместителей директоров по УВР - 14 (420) Школа молодого учителя 250 педагог ов К онкурс – смотр управленческих и педагогических лабораторий 154 лаборатории Педагогические игры - 180 педагогов К онсалтинговые центры 20 центров К оучсет 5 1 ОУ М енторский час 10 ОУ Ко нкурс " Вдохновение " 1 94 педагога П роектные студии
Слайд 32: Мотивация
« Единственная возможность заставить человека сделать что - либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это» Д. Карнеги Факторы, способствующие профессиональному педагогическому застою: - низкий уровень притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение полной самореализации; - получение желаемой категории, приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведёт к снижению мотивации деятельности; - отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса педагога (повышение категории, признание администрации, родителей, коллег); - отсутствие системы контроля профессионального роста педагогов ; - напряжённые взаимоотношения с руководством и коллегами и
Слайд 33: Безопасная среда
Что помогает формированию благоприятного психологического климата ? (напишите 5-10 критериев )
Слайд 36
На что влияет EQ 01 02 03 04 Социальные навыки Выбор будущей профессии Восприятие информации Мотивация
Слайд 37: Навыки высокого EQ
способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания
Слайд 38
Э моциональный интеллект (EQ) – умение заставить эмоции работать на себя, а не против себя. Барисо Джастин “ “ Работа психолога!!!!!!
Слайд 39
Траектория индивидуального развития Картина мира, языки, индивидуальное развитие ( IQ ) Социальные и управленческие навыки и умения ( SQ/EQ ) Управление психофизическими состояниями, развитие тела ( PQ / EQ )
Слайд 40: Коллегиальный вывод
Прозрачная система мотивации и чёткие должностные обязанности, Одновременное стимулирование здоровой конкуренции и командной работы Максимальное отождествление личных интересов работника с приоритетами организации Отсутствие информационного вакуума Организация служебной иерархии, грамотное распределение социальных ролей в группе Вытеснение конфликтных работников
Слайд 41: Ваша точка зрения
Групповая работа=Командная работа?( Техника КОНЭРС) Да Нет
Слайд 42: PIES
P -позитивная взаимозависимость –успех одного не может быть достигнут без участия другого I – индивидуальная ответственность E – равное участие S – одновременное взаимодействие
Слайд 44
Разведём понятия «команда» и «рабочая группа". Рабочая группа – люди., собранные в рамках определённой структуры для выполнения задач, возлагаемых руководителем с функциональным разделением труда. Команда не рабочая группа, но рабочая группа может стать командой. Когда группа превращается в команду, она становится эффективнее, возникает синергетический эффект, при этом члены группы могут играть командные роли.
Слайд 46: Предложите свои варианты ответов
При создании управленческой команды необходимо ответить на несколько принципиальных вопросов: Д ля каких целей создаётся команда? Какова будет её численность? Кто возглавит команду? Сколько человек должно быть в комане????
Слайд 47
ЛЮДИ ИДЕИ ЗАДАЧИ Мотиватор Координатор Генератор идей Специалист Гармонизатор Исследователь ресурсов Аналитик Реализатор Педант
Слайд 48: Р екомендации для создания команды единомышленников
Привлекайте людей, которым нравятся Ваши идеи Отбирайте людей, которые лучше Вас Отбирайте людей с разными возможностями Не привлекайте в работу людей, с которыми Вам некомфортно. Формирование команды предполагает эффективное использование сильных сторон состава команды; распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов; формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации; создание рабочей обстановки при формировании проектных команд; налаживание горизонтальных связей внутри коллектива.
Слайд 49: Управленческая технология
подразумевает отбор кадров, регулирование численности команды, совместное определение целей и постановка задач; мотивация на определённые виды деятельности, стандартизация норм поведения, дресс -код и т.д., создание условий для более близкого знакомства членов команды между собой, обучение, ввод системы контроля, поощрение самоконтроля, поддержка командного духа, замена членов команды, которые не хотят или не могут работать в соответствии с установленными корпоративными стандартами
Слайд 50: Как создать эффективную команду?
ДО после Берём группу различных работников Вводим систему управления Получаем эффективную команду Налаживаем общение Повышаем сплоченность Формируем срабатываемость
Слайд 51: Чем должна обладать команда
компетенции команды людей ценности людей команды цели людей команды
Слайд 53: Основные элементы эффективности
удовлетворение личных интересов членов команды; успешное взаимодействие в команде; решение поставленных перед командой задач.