Первый слайд презентации: Психологическая служба в образовании
Слайд 2: Общая характеристика дисциплины
Интеграция теории и практики при организации своей деятельности в рамках психологической службы в образовании Спецификой дисциплины является ее систематизирующий и интегративный характер. Обеспечивает приобретение системы знаний в области организации психологической службы в образовании, осуществляет подготовку к ведению профессиональной психолого-педагогической деятельности на основе выбора адекватных средств и способов и реализации их контексте задач психологической службы образования Данная дисциплина позволяет, опираясь на определенную систему понятий, идей, теорий различных дисциплин (общей, педагогической, семейной психологии и педагогики) по проблеме психического и личностного развития обучающегося, спроектировать, спланировать собственную деятельность в аспекте новых вызовов и тенденций в образовательной практике
Слайд 3: Цель
Развитие готовности к профессиональной деятельности через формирование представления о деятельности педагога-психолога, ее теоретических и нормативных основаниях, организации и основных направлений работы
Слайд 4: Задачи
Создать целостное представление о системе психологической службы в образовании, содержании деятельности практического психолога, ее направлениях и формах 1 Освоить нормативно-правовые основания и этические принципы деятельности педагога-психолога, отчетную и текущую документацию 2 Овладение профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для продуктивной деятельности педагога-психолога 3 Дать ориентировку в феноменах образовательного процесса, научить постановке и решению задач психологического сопровождения участников образовательного процесса 4
Слайд 5: Основные разделы
Профессиональное развитие психолога в образовании 4 Теоретические, организационно-правовые основы психологической службы в образовании 1 Содержание и направления деятельности практического психолога 2 Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами: междисциплинарное и межведомственное взаимодействие 3
Слайд 6: Формы отчета по курсу
Конспекты, ментальные формы, другие формы систематизации содержания материалов Выполнение заданий по курсу (всего 12) Работа на семинарах Тестирование Работа на электронном курсе http://e.kspu.ru/course/view.php?id=1259 кодовое слово sluzba
Слайд 8: Основная литература
Практическая психология образования: учебное пособие / ред. И. В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с. Библиотека Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О. Организационно-методические аспекты становления и развития психологической службы в учреждении: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. – 299 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232381 Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2000. – 160 с. Библиотека Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm#$p1
Слайд 9: Ресурсы
Российская психология: информационно-аналитический портал Федерации психологов образования России http://rospsy.ru/node/2 Психологическая газета https://psy.su/ Сайт журнала Психологическая наука и образование http://psyjournals.ru/psyedu/2015/n3/index.shtml Издательский дом «Первое сентября» http://1сентября.рф/ Точка Пси: Центр психологического сопровождения образования под руководством М.Р.Битяновой http://tochkapsy.ru/ Интернет-портал «Детская психология» для специалистов по детской психологии, педагогике и смежным дисциплинам http://www.childpsy.ru
Тема 1.1. История и современное состояние психологической службы образования
Предпосылки: Изменение в системе образования – массовость образования, появление основного начального образования Культурно-исторические, этнические и политические особенности стран В психологии теоретические основания развития ребенка, педагогической практики, воспитания Появление новых инструментов в психологии – тест, измерение IQ Представления о природе человека, его развитии
Слайд 12: История становления в США
1896 г. Л.Уитмер на базе первый в США психологической клиники в Университете в Пенсильвании организовал специальные курсы для педагогов и психологов-экспертов, работающих с детьми, к которым неприменимы стандартные методы обучения 1891 г. Стенли Холл начинает издавать журнал «Педагогический семинар» - первый журнал, посвященный проблемам педагогической и детской психологии 1908 г. Френк Парсон в Бостоне Бюро по профессиональной ориентации молодежи определение интересов, способностей 1915 г. в штате Коннектикут первый американский школьный психолог — Гессель Применение тестологии в работе с детьми для определения уровня способностей, а далее – отбор для обучения по специальным программам привело к становлению службы « Гайденс » (от англ. глагола to guide - вести, руководить, направлять) – служба сопровождения
Слайд 13
В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов 1973 в г. Уэльс проходит конференция, которая имела большое значение для развития школьной психологической службы Вопросы, которые поднимались : цели и роль школьной психологической службы этические и юридические основаниях проблемы профессионализации школьного психолога содержание программ обучения школьного психолога и т. д. В 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов ( NASP ) Сегодня школьная психология в США закреплена законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования, он санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам
Слайд 14: Ресурсы для ознакомления с работой школьных психологов в США
Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. – 1999. – №2. – С.5–32. Ермолова Т.В., Иволина Т.В. Школьная психология в США: изменение статуса профессии и круга решаемых ею задач за последние 30 лет // Современная зарубежная психология. Т. 3. 2014. – №4. – С. 98–111. Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О. Организационно-методические аспекты становления и развития психологической службы в учреждении: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. – С. 69–81. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232381
Слайд 15: История становления ПС в Европе
Франция 1905 г. Альфред Бине по заказу Министерства образования Франции разрабатывает тест для исследования детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе 1909 г. открылась первая школьная психологическая служба 1947 г. Париж группа школьных психологов под руководством профессора Анри Валлона. Задача - психологическая помощь каждому ребенку, создание оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей 1951 г. Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Однако в силу изменения политики в образовании деятельность службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов с 1970 г. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы группы психолого-педагогической помощи – команда, состоящая из одного специалиста по школьной психологии, одного специалиста по психологии обучения, одного специалиста по психомоторному развитию
Слайд 16: История становления ПС в Европе
В 1913 г. в Англии приступил к работе первый школьный психолог - Цирил Бэрт В 1920 году в Швейцарии, в Берне открылся консультационный пункт по проблемам педагогической и детской психологии 1952 г. конференция под эгидой ЮНЕСКО вопрос о возможностях эффективного применения психологических знаний в школе, обобщен практический опыт разных стран и сделаны попытки выявить наиболее эффективные пути функционирования школьной психологической службы на протяжении 1950—60-х г. потребность в школьных психологах возрастала, прежде всего, вследствие значительного увеличения количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями В 70-80 гг. во многих странах появляются психологические службы в образовании
Слайд 17: Ресурсы для ознакомления с работой школьных психологов в других странах
Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О. Организационно-методические аспекты становления и развития психологической службы в учреждении: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. – С. 69–81. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232381 Венгер Л.А. Организация психологической службы в израильской системе образования // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – №3. – URL : http://psyjournal.ru/articles/organizaciya-psihologicheskoy-sluzhby-v-izrailskoy-sisteme-obrazovaniya
Слайд 18: История становления психологической службы в России
Первые попытки начало ХХ в. в связи с развитием педологии В конце 20-х гг. XX в. руководителями Наркомпроса остро ставится вопрос о специальной подготовке работников педолого-педагогической службы, четком размежевании функций школьного врача и школьного педолога 1928 г. положение «О проведении массовой практической работы по всестороннему изучению детства», разработанное совместно Наркомпросом и Наркомздравом РСФСР. Цель –дифференциация врачебно-педологической и педолого-педагогической служб, выделение последней в качестве самостоятельной службы в школе 1931 г. приказ наркома просвещения «Об организации педологической работы по линии органов народного образования», дополнением и развитием которого явилось постановление коллегии Наркомпроса РСФСР «О состоянии и задачах педологической работы» от 7 мая 1933 г.
Слайд 19: История становления ПС в России
Назначение школьной педологической службы : научное обеспечение всего процесса обучения и воспитания учащихся и отдельных видов учебно-воспитательной работы с учетом психологических и физиологических данных об их индивидуальных и возрастных особенностях Основные направления деятельности школьной педологической службы: изучение учащихся в школе в целях поднятия качества образовательной и воспитательной работы и укрепления сознательной дисциплины работа с трудными детьми и работа по профилактике детской трудновоспитуемости работа по ознакомлению педагогов-пионервожатых и родителей с основами педологии профориентационная работа Структура педологической службы, включающая в себя несколько ступеней: головной центр в виде межведомственной педологической комиссии и педологической группы учебно-методического центра при Наркомпросе РСФСР педологические лаборатории и кабинеты в качестве методических центров при областных и районных органах народного образования педологические кабинеты в качестве методических центров при местных органах народного образования
Слайд 20: Современный этап развития психологической службы в России
в конце 60-х годов ХХ в. возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы с начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования 1981-1988 гг. многолетний эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Российской Академии образования (научный руководитель эксперимента — И. В. Дубровина) Цель – изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования. Проверялись две основные модели этой службы: работа психолога непосредственно в школе и деятельность районного Центра психологической службы
Слайд 21
1983 г. круглый стол, организованный журналом «Вопросы психологии» по теме «Психологическая служба в школе» 1983 г. Всесоюзная конференция психологов в Таллинне, где впервые стали работать психологи с 1975 г. 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы» Вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы 1988 г. Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности 1989 Положение о психологической службе народного образования на основе анализа результатов эксперимента разработано
Слайд 22
1989 Положение о психологической службе народного образования разработано на основе анализа результатов эксперимента
Слайд 23: Ученые, которые участвовали
Дубровина Ирина Владимировна Пахальян Виктор Эдуардович Асмолов Александр Григорьевич Забродин Юрий Михайлович Прихожан Анна Михайловна Рубцов Виталий Владимирович Мухина Валерия Сергеевна Давыдов Василий Васильевич Талызина Нина Федоровна Аллахвердов Виктор Михайлович Бабанский Юрий Константинович Иванников Вячеслав Андреевич Кузьмина Нина Васильевна и др.
Слайд 24
Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации, который прошел в Москве в июне 1994 года Съезд собрал более 1500 делегатов из всех регионов страны отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования, именно она определяет стратегию педагогики развития Современная система психологической службы образования создана на основе результатов работы съезда решением Коллегии Министерства образования от 29 марта 1995 г.
Слайд 25: Задачи, решению которых способствовала ПС
Переход от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» — к педагогике развития Переориентация сознания учителя от « школоцентризма » — к « детоцентризму » Разработка развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании Развитие экспертизы и проектирования развивающей среды
Слайд 26: Тема 1.2. Общая характеристика психологической службы в образовании
Психологическая служба – организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС - центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ от 22 октября 1999
Слайд 27: Структура психологической службы
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства Просвещения Региональный центр психолого-медико-педагогического сопровождения Психолого-медико-педагогические комиссии Районные Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Психологическая служба в образовательной организации (включает педагога-психолога, социального педагога, логопеда, завуча по воспитательной работе и пр.) Педагоги-психологи Образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров, переподготовку, повышение квалификации Научно-исследовательские центры, научные школы, лаборатории и пр. Методические объединения Профессиональные сообщества + Внештатные психологи в образовании в регионах, Министерстве
Слайд 28: Задание 1
Анализ структуры психологической службы в городе Кто входит в данную структуру, как взаимодействует участники, какие функции кто выполняет. Выделите методические объединения, кем они представлены, какая их структура В представленной структуре необходимо отобразить всех участников, которые определяют особенности функционирования службы в единстве ее аспектов Выделите профессиональные сообщества, как они связаны с другими участниками. Какие функции в организации деятельности психологов выполняют профессиональные сообщества
Слайд 29: Цели психологической службы
Психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста 1999 г. расширяются цели до подготовки к профессиональному самоопределению, самоопределению на основании знаний о себе, своих способностей и возможностей, содействие педагогическим работникам 2012 г. повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологического науки и практики 2017 г. профессиональное обеспечение решения стратегических задач развития образования РФ, направленное на развитие и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации
Слайд 30: Задачи психологической службы
1995 г. - содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию - обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей - профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка 1999 г. + психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ п сихологическое обеспечение образовательных программа с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям ….
Слайд 31: Задачи, прописанные в Концепции
19 (!!!) задач В.Э.Пахальян : Согласуются ли выделенные задачи с Законом об образовании, содержанием ФГОС и стандартов профессиональной деятельности? Зачем прописывать задачи, которые решают другие Службы, организационные структуры?
Слайд 32: Аспекты психологической службы (И.В.Дубровина)
Научный проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования 1 Прикладной использование психологических знаний работниками образования 2 Практический профессиональное грамотное использование знаний психологий, методов 3 Организационный создание действенной структуры психологической службы образования 4
Последний слайд презентации: Психологическая служба в образовании: Направления в деятельности психологической службы
Актуальное ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и развитии детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности Перспективное нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка анализ психологических условий развития способностей всех и каждого