Первый слайд презентации: Сербский национальный костюм
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж» Магнитогорск, 2020 Выполнили студентки 931 группы, обучающиеся по специальности СПО 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Печикина А.А., Хамзина К.Х., Латыпова Э.Д., Клокова Е.О. Руководитель: Рыбалко Вероника Сергеевна
Слайд 2
Цель проекта: Ознакомление с национальным сербским костюмом, его назначением и историей его возникновения Задачи проекта: Изучить историю возникновения сербского национального костюма Узнать, как шьется национальный сербский костюм для мужчин, женщин и детей Узнать колорит, назначение национального костюма в Сербии
Результатом реализации проекта является то, что мы узнали историю возникновения сербского национального костюма, как шьются костюмы на мужчин, женщин и детей, что они в себя включают, какие украшения и их цветовая гамма. Также мы узнали о назначении костюма в жизни народа Сербии.
Слайд 4: Актуальность проекта
Актуальность работы связана с активизацией интереса к народному сербскому костюму как к источнику изучения истории возникновения национального костюма. Традиционный сербский народный костюм - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии народа Сербии.
Традиции сербов берут начало в византийской культуре, их черты проявляются и в сформировавшемся позже народном крестьянском костюме. Городской сербский костюм развивался под влиянием турецкой моды, ее законодателями были турки, владевшие Сербией пять веков после победы на Косовом поле в 1389 г.
Слайд 6: Национальный сербский костюм — какой он?
Пожалуй, самый известный народный костюм в Сербии — шумадийский. Назван он по одноименной сербской области — Шумадии. Его отличительные черты — черный фартук, расшитый яркими цветами, для женского костюма, и темно-зеленые брюки и шайкача (мужской головной убор) для мужского костюма. Остальные элементы частично встречаются и в костюмах других регионов, но шумадийский вы точно не перепутаете ни с одним другим.
Слайд 7
Север Сербии разительно отличается от юга, и по рельефу, и по языковому диалекту, и по народному костюму. Широкие белые штаны и длинная рубаха — верный признак сремского и банатского мужского костюма. Женщины также носили когда-то белые длинные платья и цветные передники с жилетками. Такие жилетки сербы переняли от народов Ближнего Востока, называется она « йелек », но есть и сербское слово, означающее то же самое — « прслук ».
Слайд 8
Есть среди сербских национальных костюмов и совсем необычные комбинации. Например, во Вранье и его окрестностях была мода на турецкие элементы одежды, и это неудивительно, ведь город находится на самом юге Сербии, ближе всего к Турции.
Слайд 9
Полный комплект старинного национального костюма в наши дни встречается редко; он сохраняется в этнографических музеях и театральных коллективах. Элементы народного костюма - рубахи, штаны ( чакшире ), куртки, безрукавки, кафтаны, опанки, плащи, шапки - в мужском костюме; юбки, фартуки, платки, пояса, безрукавки, вязаные носки и чулки и др. в женском костюме.
Слайд 10: Женский национальный костюм
Украшения и аксессуары изготовлялись из золота, серебра или меди. Обувь изготавливали из кожи домашних животных. Женские ботинки получили название « Опанак », и внешне напоминали османские туфли с заострённым к верху носком. Для национального костюма Сербии характерно разнообразие орнаментов. Это могли быть, как и просто узоры растений, так и сцены с изображением крестьянской жизни.
Слайд 11: Колорит сербского национального костюма
Все детали крестьянского сербского костюма изготавливали из домотканины, производимой в основном из шерсти овец. На юго-западе Сербии в одежде преобладали белые и коричневые цвета, в других областях — черный, красный и синий. Главное место в декорировании необыкновенно разнообразных сербских костюмов занимала вышивка с симметричным геометрическим орнаментом.
Слайд 12
Основу всех костюмов составляла конопляная рубаха с вышивкой. В некоторых областях поверх рубахи носили юбки. В центральной области Сербии — Шумадии — полосы на юбках и орнамент на фартуках располагали по горизонтали. В других областях орнамент мог быть и вертикальным. В крае Косово его дополняло прегаче — поясное украшение с длинной бахромой. Корсажи-жилеты елек и распашные безрукавки или куртки зубун щедро украшали золотой отделкой. Костюмы сербок из северной области Воеводина, граничащей с Венгрией, были похожи на костюмы венгерок.
Слайд 13
Головной убор в Косово и Метохии (на юго-западе Сербии) представлял собой своеобразное покрывало, закрепленное на темени углом и спадавшее на спину. Спереди к вискам подвешивали несколько рядов бисерных подвесок. Еще больше подвесных украшений включал сложный головной убор невесты. Девушки Воеводины, как и венгерки, украшали заплетенные в косу волосы венком с лентами.
Слайд 14: Мужской национальный костюм
Мужской национальный костюм сербов варьировался в зависимости от региона. В городах мужчины придерживались восточного стиля в одежде. Часто можно было встретить головные уборы, изготовленные на манер турецких. Деревенские жители предпочитали традиционный славянский костюм.
Слайд 15
В мужской одежде сербов были распространены зауженные брюки, а в некоторых региона просторные “ перенгиры ” с широкой верхней частью, на манер штанов-галифе. Поверх самотканых рубашек часто одевались жилеты с прямыми и наложившимися друг на друга половинами ( гунжич, зубун, чесерма, дземадан ). В холодное время года сербы носили пальто из шерсти, опоясанное красной лентой, которая была обязательным элементом в одежде. Национальная обувь сербов Опанак
Слайд 16
По праздникам сербские мужчины красовались в коротких безрукавных кафтанах фермен, а повседневную куртку гунь меняли на короткую нарядную антерию. Обязательным дополнением к любому костюму был тканый цветной пояс или кожаный пояс силави с отделениями-кармашками листови. Головные уборы сербов — барашковые шапки и традиционные плоские черные шапочки, которые в холод обматывали шарфами наподобие тюрбана
Слайд 17: Аксессуары
Пояс — будничный был тканым, а праздничный изготавливался из кожи и имел большую застежку, изготавливавшуюся из серебра или различных сплавов бронзы и иногда золотившуюся. Опоясывали штаны примерно три раза, после чего свободный конец пояса свисал слева. Брояница — чётки, обычно носящиеся на левой руке как браслет. Торба — тканая или вязаная сумка с бахромой, носившаяся через плечо. Трость — изготавливалась из дерева и украшалась резьбой. Витица — головные женские украшения, изготавливались из золотых или серебряных монет.
Слайд 20: Как шьется сербский костюм?
Главный элемент костюма - рубаха. Рубаха из конопли - не только праздничная, но и повседневная рабочая одежда, оттого она не должна была сковывать движения. Поэтому предпочтителен свободный, не облегающий крой. Косой ворот не давал нательному кресту вываливаться при поклоне.
Слайд 21
Тулово ( становина ). Основной, самый крупный элемент. - Рукава. По правилам кроятся прямоугольной формы. В традиционном пошиве, прямоугольный крой элементов косоворотки экономил ткань: обрезков не было за исключением вырезки от ворота (ее оставляли на заплатки). - Бочок. Боковая вставка. Два боковых полотнища наращивали круговой объем одежды до нужного размера. Крестьянский ткацкий стан не позволял ткать полотно шире 50-80 сантиметров. Для ширины рубахи этого было маловато. Поэтому недостающую ширину крестьянки дополняли боковыми вставками.
Слайд 22
- Ластовица. Подмышечная вставка не давала одежде задираться при поднятии рук вверх, при повседневном труде. - Декоративные элементы. Проставка соединяла рукав и тулово. Одновременно с вышитым воротом была частью вышивки. Ворот, при наличии, тоже отторачивался орнаментальным шитьем. Существует два варианта отделки ворота рубахи: воротник-стойка или без ворота ( голошейка ).
Слайд 23
Поверх рубахи носили юбки: Юбка изготавливалась из домотканины. Юбка изготавливалась ниже колена. Домотканина была чёрных, синих, коричневых,красных цветов. После ее изготовления, она украшалась вышивкой: цветы, геометрия. Поверх юбки яркие фартуки, украшенные цветами
Слайд 24
Поверх рубахи носился елек - безрукавку, которая была из шерсти, сукна, бархата или сатина. Елек украшался вышивкой: цветы, геометрия Также поверх рубахи носился зубун — безрукавка из белой, желтоватой, красной или синей ткани длиной до колена, богато украшена вышивкой или аппликацией и имеет застёжки спереди. Зубун носился преимущественно в холодную погоду
Слайд 25: Колорит
Сербский национальный костюм различался по областям (Бока Которска, Боснийская Крайна, Косово и др.), так что по костюму можно было определить областную принадлежность. Там, где этнический состав населения сложен, на национальном костюме сказались различные влияния.
Слайд 26
Так, например, в Шумадии возник шумадийский костюм, далеко распространившийся за границы этой области на восток и на юг.
Последний слайд презентации: Сербский национальный костюм
Хотя городская мода оказывает большое влияние на костюм сельских жителей, некоторые элементы народного костюма - рубахи, штаны ( чакшире ), куртки, безрукавки, кафтаны, опанки, плащи, шапки - в мужском костюме; юбки, фартуки, платки, пояса, безрукавки, вязаные носки и чулки и др. в женском костюме и сейчас еще встречаются довольно часто, особенно в Шумадии и Восточной Сербии.