Первый слайд презентации: Шедевры мирового искусства
Картины разных времен, заслуженно оставшиеся в памяти поколений МБУДО ЦДО «Реальная школа» Педагог Линник А.Н.
Слайд 2
Искусство почти столь же старо, как и само человечество, и за все века нашего существования было создано бесчисленное множество уникальных произведений. Наверное, было бы слишком смело составить список самых выдающихся шедевров, ведь критерии оценки творчества слишком субъективны. Именно поэтому в данной презентации собраны картины, которые уж точно самые узнаваемые в мире, что совсем не значит, что они чем-то лучше других гениальных работ.
Слайд 3: Наскальные рисунки пещеры Шове
Рисунки, обнаруженные на юге Франции в пещере Шове ( Chauvet ), - одни из самых известных и лучше всех сохранившихся доисторических шедевров мирового искусства. Возраст этих произведений – примерно 30 000 - 33 000 лет. На стенах пещеры мастерски изображены сотни доисторических животных, включая медведей, мамонтов, пещерных львов, пантер и гиен.
Слайд 4: Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини » (1434)
Это одна из самых загадочных картин в мировой живописи. Полагают, что на картине изображен итальянский торговец Джованни ди Николао Арнольфини и его супруга в их доме в Брюгге. А вот дальше начинаются загадки. Почему супруги разуты (их снятая обувь присутствует на полотне)? Почему над мужчиной горит свеча в люстре, а над женщиной — нет?
Слайд 5: Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини » (1434)
И обратите внимание на зеркало. Там видим не только отражение супругов. Что за фигуры? Свидетели? «Похоже, один из них — сам живописец, судя по изящной надписью между зеркалом и люстрой: « Johannes van eyck fuit hic » или «Ян ван Эйк был здесь». И это еще не все тайны культового полотна — искусствоведы вряд ли в ближайшее время придут к единому мнению по поводу этой работы.
Слайд 6: Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» (1482-1486)
Рожденная из морской пены античная богиня любви — Венера — прибывает на остров Крит. Боттичелли написал картину на основе мифа, а со временем и его работа обросла мифами. Так, в некоторых исторических документах значится, как монах Савонарола сподвиг христиан разжечь огромный костер, чтобы уничтожить неугодные «безделушки». И Сандро Боттичелли был одним из участников церемонии и лично бросил в огонь несколько своих полотен. Но пламя костра пощадило «Рождение Венеры».
Слайд 7: Леонардо Да Винчи, «Тайная вечеря» (1495-1498)
Художнику заказали создать фреску в соборе, но обожающий эксперименты Да Винчи предпочел пойти иным путем. Он не стал писать по мокрой штукатурке, как того требовала техника создания фресок, а изобрел свой метод, покрыв каменную стену слоем из смолы, гипса и мастики. Увы, эксперимент оказался неудачным. В результате религиозный сюжет — общение Христа с учениками накануне распятия — со временем стал настоящим бичом для реставраторов. На сегодня работа Леонардо да Винчи содержит примерно 20 процентов от оригинала.
Слайд 8: Леонардо Да Винчи, « Монализа » (1503-1506)
Возможно, некоторые работы из этого списка вам были неизвестны, но уж « Мона Лизу» Леонардо да Винчи знают точно все. Это самая известная, самая обсуждаемая, самая воспеваемая и самая посещаемая картина в мире. Позировала для холста Лиза Герардини, жена торговца шелком Франческо дель Джокондо ( Lisa Gherardini, Francesco del Giocondo ). Знаменитая своим загадочным выражением лица Мона Лиза – гордость Лувра, старейшего и богатейшего музея Франции и мира.
Слайд 9: Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама» (1511-1512)
Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории — сотворения Всевышним человека. В Библии сказано, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело, как утверждают исследователи, было собственное видение: на его фреске мы видим сотворение не просто человека, а homo sapiens («человека разумного»). «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога».
Слайд 10: Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна» (1513)
На полотне Рафаэль изобразил явление Девы Марии с младенцем Христом на руках святому Сиксту. Картину заказал художнику римский папа Юлий II. Рафаэль был гностиком: стронники этого религиозного течения считали, что они обладают особыми знания о Боге. И они, в частности, очень ценили число «шесть». Исследователи отмечают значимость этого числа для картины. Ее композицию составляют шесть фигур, а на правой руке святого Сикста будто бы шесть пальцев (правда, если внимательно всмотреться, то «шестой палец» — это, скорее, внутренняя сторона ладони).
Слайд 11: Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна» (1513)
На полотне Рафаэль изобразил явление Девы Марии с младенцем Христом на руках святому Сиксту. Картину заказал художнику римский папа Юлий II. Рафаэль был гностиком: сторонники этого религиозного течения считали, что они обладают особыми знания о Боге. И они, в частности, очень ценили число «шесть». Исследователи отмечают значимость этого числа для картины. Ее композицию составляют шесть фигур, а на правой руке святого Сикста будто бы шесть пальцев (правда, если внимательно всмотреться, то «шестой палец» — это, скорее, внутренняя сторона ладони).
Слайд 12: Питер Брейгель-старший, «Охотники на снегу» (1565)
С этой, безусловно, великолепной картиной связана еще и финансовая история. Тогдашний бизнесмен, почитавший искусство Брейгеля, заказал художнику цикл из шести картин, изображавших времена года («Охотники на снегу» — одна из них). Брейгель еще не завершил работу, а у заказчика начались финансовые трудности. Чтобы занять деньги из городской казны, предприниматель заложил еще ненаписанные картины мастера. В результате сразу после написания работы Брейгеля попали в хранилище казначейства. Сам художник больше их не увидел.
Слайд 13: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ночной дозор» (1642)
«Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга » — таково полное название картины. И она — одна из самых многострадальных в истории искусств. Во-первых, слой сажи изменил изначальный колорит «Ночного дозора»: сцена происходит белым днем, так что свое «темное» название работа получила по недоразумению. Во-вторых, полотно было урезано по горизонтали и вертикали. В-третьих, страдало от неумелых реставраций, а в 1990-м году душевнобольной посетитель Рейксмузеума плеснул на картину кислотой.
Слайд 14: Диего Веласкес, « Менины » (1656)
«Фрейлины» — так переводится название картины Веласкеса. На полотне, изображающем момент написания портрета королевской четы (монаршие супруги отображаются в зеркале на заднем плане) и повседневную жизнь инфанты Маргариты и ее фрейлин, Веласкес запечатлел и себя самого с палитрой в руках. На груди художника можно разглядеть орден Святого Яго — высшую государственную награду Испании тех времен. Художник был удостоен ордена в самом конце жизни. По приказу короля Филиппа IV уже другой живописец дорисовал награду на груди Веласкеса на « Менинах ».
Слайд 15: Диего Веласкес, « Менины » (1656)
«Фрейлины» — так переводится название картины Веласкеса. На полотне, изображающем момент написания портрета королевской четы (монаршие супруги отображаются в зеркале на заднем плане) и повседневную жизнь инфанты Маргариты и ее фрейлин, Веласкес запечатлел и себя самого с палитрой в руках. На груди художника можно разглядеть орден Святого Яго — высшую государственную награду Испании тех времен. Художник был удостоен ордена в самом конце жизни. По приказу короля Филиппа IV уже другой живописец дорисовал награду на груди Веласкеса на « Менинах ».
Слайд 16: Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой» (1665)
Голландский живописец Ян Вермеер не давал названий своим полотнам. «Девушкой с жемчужной сережкой» картину нарекли значительно позднее, и тут же начались споры, можно ли украшение считать жемчужиной? Большинство исследователей склоняются к тому, что в ухе натурщицы сережка из венецианского стекла, а сам портрет в большей мере плод воображения живописца.
Брюллов написал «Последний день Помпеи» всего за 11 месяцев, но на подготовку к работе (эскизы, наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно, рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий, хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины, под ящиком с кистями и красками, Брюллов изобразил себя.
Слайд 18: Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1830-е)
Брюллов написал «Последний день Помпеи» всего за 11 месяцев, но на подготовку к работе (эскизы, наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно, рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий, хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины, под ящиком с кистями и красками, Брюллов изобразил себя.
Слайд 19: Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1830-е)
Брюллов написал «Последний день Помпеи» всего за 11 месяцев, но на подготовку к работе (эскизы, наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно, рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий, хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины, под ящиком с кистями и красками, Брюллов изобразил себя.
Гравюра на дереве японского художника Кацусики Хокусая является первым произведением из серии «Тридцать шесть видов Фудзи ». Гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине. Работа выполнена в стилистике укиё -э и считается самым знаменитым и популярным произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии.
Слайд 21: Джеймс Уистлер, «Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника» (1871)
Один из самых известных и цитируемых портретов в мире. А между тем критики в Британии, куда из родного Массачусетса перебрался американец Уистлер, поначалу холодно приняли новую работу художника. Зато позднее во Франции ее встречали овациями. А в США в 1938 году установили бронзовую статую высотой 2,5 метра в честь Анны Уистлер — матери художника, изображенной на портрете.
Слайд 22: Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце» (1872)
Составитель списка картин Клода Моне пожаловался, что художник дает своим работам слишком однообразные названия. Моне призадумался и эту картину назвал « l'impression » (« Впечатление» — в переводе с французского). Позже эта картина дала имя целому явлению в мировой живописи — импрессионизму. Правда, поначалу слово «импрессионист» имело своей целью оскорбить живописцев, желая подчеркнуть, что рисовать они не умеют.
Слайд 23: Пьер Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов» (1881)
Ресторанчик «Мезон Фурнез », чью террасу запечатлел Ренуар, был излюбленным местом встреч молодых художников и писателей того времени. В «Завтраке гребцов» живописец изобразил своих друзей и знакомых. Сегодня ресторан «Мезон Фурнез » выглядит точно так же, как во времена художника, а терраса называется в его честь — «Ренуар».
Слайд 24: Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (1889)
Одна из самых популярных картин в мире. Полотно написано в характерной для Ван Гога манере: густые длинные мазки аккуратно наложены рядом. Сочные синие и желтые цвета делают полотно особенно приятным для восприятия. Тем не менее, сам художник считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня».
Слайд 25: Эдвард Мунк, «Крик» (1893)
Вариантов этой картины несколько: Эдвард Мунк повторял сюжет «Крика» минимум четыре раза. Поэтому знаменитый «Крик» теперь экспонируется не только в двух музеях Осло, но и достался частному коллекционеру. 2 мая 2012 года за 119 млн. 922 тыс. 500 долларов счастливым обладателем пастельной авторской копии «Крика» стал американский бизнесмен Леон Дэвид.
Слайд 26: Густав Климт, «Поцелуй» (1907-1908)
Некоторые искусствоведы настаивают, что на полотне австрийский художник изобразил себя и свою любимую — Эмилию Флёге. Но есть и другие мнения, другие истории. По одной из версий, картину заказал ему некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе. Но во время работы над картиной Климт неожиданно для себя самого влюбился в девушку с медальона. И поэтому вместо графа изобразил рядом с ней самого себя, скрыв лицо.
Слайд 27: Казимир Малевич, «Черный квадрат» (1915)
Одна из самых скандальных работ в истории изобразительного искусства. Некоторые вообще полагают, что с написанием «Черного квадрата» история искусств — изящных искусств в традиционном понимании, — закончилась. По словам самого Малевича, создавая свой «квадрат» в 1915 году, он пережил особый опыт. Художник записал свои впечатления: «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места. Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках ».
Слайд 28: Сальвадор Дали, «Постоянство памяти» (1931)
Сальвадор Дали рассказывал историю возникновения картины: «Циферблаты я написал за два часа. Гала ушла в кино с друзьями. Находясь в одиночестве, я рассматривал комнату. И мое внимание привлек сыр камамбер. Сыр медленно таял на солнце». Дали отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж. Художник добавил недостающее. К моменту возвращения супруги картина была уже готова. Съел ли художник подтаявший сыр? Об этом ничего не известно.
Слайд 29: Пабло Пикассо, « Герника » (1937)
Эта картина об ужасах войны. Всегда заявлявший о своей аполитичности Пабло Пикассо не мог не откликнуться на бомбежки города Герника в 1937 году. Двухчасовая атака, предпринятая нацистами, унесла сотни жизней. В основном погибли женщины и дети. Несмотря на ужас, который вселяет картина своей серо-коричневой гаммой, остается надежда. Ее олицетворяет зажженная лампа под абажуром. Пикассо однажды сказал, что «свет на картине и есть тот мир, к которому вечно будет стремиться всякое живое существо».
Слайд 30: Энди Уорхол «Банки с супом Кэмпбелл » 1962
Банка супа « Кэмпбелл » - произведение, которое круто изменило жизнь Энди Уорхола. История началась с отпуска. Художник решил сделать паузу, чтобы отдалиться от работы и придумать что-нибудь совершенно новое. Какие только эксперименты не проводил мастер – рисовал мультяшных персонажей, смешивал краски, оставлял на асфальте белые листы, чтобы прохожие оставляли на них отпечатки своих ботинок. Нужная идея пришла неожиданно – кто-то подсказал Уорхолу : нужно рисовать то, что любишь.