Система "человек - машина" — презентация
logo
Система "человек - машина"
  • Система "человек - машина"
  • Особенности системы "человек - машина" (СЧМ)
  • Основания классификации СЧМ A. По степени участия в работе системы человека
  • Основания классификации СЧМ Б. По целевому назначению:
  • Основания классификации СЧМ B. По характеристике "человеческого звена" ("человеческого фактора"):
  • Г. По типу взаимодействия человека и машины:
  • Д. По типу и структуре машинного компонента в СЧМ:
  • Показатели качества систем "человек - машина" (СЧМ).
  • Основные показатели работы систем "человек - машина":
  • Классификация основных условий (элементов), определяющих эффективность труда: 1. Санитарно-гигиенические условия:
  • Оператор в системе "человек - машина" и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором
  • Сами операторы (см. выше - первая группа рабочих профессий) подразделяются на следующие основные группы
  • Выделяются следующие особенности труда операторов в современных условиях:
  • О сновные режимы работы оператора
  • Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора СЧМ
  • Система "человек - машина"
  • Принятие решений - это "когнитивный процесс, протекающий на ярком эмоциональном фоне"
  • Основные стратегии поведения в условиях принятия решения. (Стрелков Ю.К.)
  • О сновные характеристики надежности операторского труда, важные для более полного анализа его деятельности. По В.Д.Небылицыну
1/19

Первый слайд презентации: Система "человек - машина"

Изображение слайда

Слайд 2: Особенности системы "человек - машина" (СЧМ)

Разными авторами предлагается общее представление о системе "человек-машина" - СЧМ. Система (в общей теории систем) - это "комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи". Система нередко рассматривается как некий "организм", состоящий из отдельных органов. «Именно задача строит функциональный орган. Единая задача, общая цель строит систему» Н. А. Бернштейн

Изображение слайда

Слайд 3: Основания классификации СЧМ A. По степени участия в работе системы человека

1) автоматические (работающие практически без человека); 2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств).

Изображение слайда

Слайд 4: Основания классификации СЧМ Б. По целевому назначению:

управляющие (основная задача - управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения - ТСО); 4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделирующие установки, макеты).

Изображение слайда

Слайд 5: Основания классификации СЧМ B. По характеристике "человеческого звена" ("человеческого фактора"):

моносистемы (один человек - например, пилот или оператор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бригада), где выделяются "паритетные" (когда все операторы работают "на равных") и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов).

Изображение слайда

Слайд 6: Г. По типу взаимодействия человека и машины:

непрерывное, постоянное (например, система "водитель - автомобиль"); 2) частичное, стохастическое (например: система "оператор - компьютер, ЭВМ", "наладчик - станок с ЧПУ"); 3) эпизодическое взаимодействие.

Изображение слайда

инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы - инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т.е. важна роль самого человека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система расширяется до "человек - человек - машина" - это как некая иерархия более простых систем).

Изображение слайда

Слайд 8: Показатели качества систем "человек - машина" (СЧМ)

1. Важнейшей характеристикой СЧМ является ее "эргономичность". В целом эргономичность СЧМ предполагает: 1) управляемость системы (социально-психологические и психологические характеристики; возможность контролировать систему); 2) обслуживаемость (соответствие физиологическим и психофизиологическим характеристикам оператора); 3) освояемость (соответствие системы антропометрическим характеристикам оператора); 4) обитаемость (соответствие гигиеническим требованиям).

Изображение слайда

быстродействие (определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру "человек - машина", т.е. время, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сигнал); 2) надежность и точность работы оператора (степень вероятности правильного решения задач оператором); 3) своевременность решения задачи (как вероятность того, что поставленная задача будет решена вовремя, т.е. не позже установленного времени); 4) безопасность труда оператора (как снижение вероятности травм и аварий); 5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами); 6) экономические показатели (полные затраты на проектирование, создание и эксплуатацию СЧМ). Заметим, что по всем этим показателям возможно производить достаточно точные измерения, что позволяет использовать в инженерной психологии современные математико-статистические средства.

Изображение слайда

освещенность (естественная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук); излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (повышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы, профессиональные инфекции, макроорганизмы - растения, животные);

Изображение слайда

Слайд 11: Оператор в системе "человек - машина" и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором

Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В.П.Зинченко и В.М.Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) с помощью машин, станков, механизированного инструмента (токари, слесари, фрезеровщики); 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание).

Изображение слайда

Слайд 12: Сами операторы (см. выше - первая группа рабочих профессий) подразделяются на следующие основные группы

операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции); 2) операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина - усилитель мышечной энергии); 3) операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС). Они работают в реальном масштабе времени: готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному; 4) операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели - это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения); 5) операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в том числе - через специальные технические средства и каналы связи).

Изображение слайда

Слайд 13: Выделяются следующие особенности труда операторов в современных условиях:

с развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять; 2) развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов - необходимость работать со знаковыми системами (с закодированной информацией); 3) увеличение скорости и сложности производственных процессов - повышенные требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п.; 4) постоянное изменение условий труда (часто это ведет к уменьшению двигательной активности); 5) повышение степени автоматизации производственных процессов - требуется готовность к действиям в экстремальных ситуациях.

Изображение слайда

Слайд 14: О сновные режимы работы оператора

нормальные условия (оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс); 2) аварийные ситуации (оператор работает в полуавтоматизированном или механизированном режиме; многое зависит от точности его сенсомоторных действий и умения оценивать ситуацию); 3) технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам (задача оператора - удержать процесс в требуемых технологией параметрах, т.е. стабилизировать управляемый процесс); 4) оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе (задача - расширение возможностей эксплуатационной системы, экономия материальной части, энергии и собственных сил).

Изображение слайда

Слайд 15: Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора СЧМ

1. Прием, восприятие поступающей информации, выполнение следующих основных действий: обнаружение сигнала; выделение наиболее важных сигналов; расшифровка и декодирование информации; построение предварительного образа ситуации. 2. Оценка и переработка информации (в основе - сопоставление заданных и текущих режимов работы СЧМ) предполагает выполнение следующих действий: запоминание информации; извлечение из памяти нормативных информационных образцов; декодирование информации. 3. Принятие решения (во многом зависит от имеющихся альтернатив - от "энтропии множества решений"). Важную роль играет выделение оператором критерия правильного решения (критерия выбора одной из альтернатив), соответствующего представлениям оператора о цели и результате своей работы. 4. Реализация принятого решения, которая во многом зависит от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма выполнять сложные действия в экстремальных условиях. Для поддержания автоматизированной готовности важную роль играют специальные занятия на тренажерах, где моделируются различные экстремальные ситуации. 5. Проверка решения и его коррекция (по возможности).

Изображение слайда

Слайд 16

Особую роль в анализе операторского труда играет понимание сущности и концептуальной схемы принятия решений. "Принятие решений необходимо в ситуации, которая характеризуется неопределенностью, когнитивной сложностью и временным дефицитом.

Изображение слайда

Слайд 17: Принятие решений - это "когнитивный процесс, протекающий на ярком эмоциональном фоне"

, т.е. это "горячий когнитивный процесс" - по И.Джпанису и Л. Манну. "Важной характеристикой проблемной ситуации является стресс, - отмечает Ю. К. Стрелков. - Полетная задача может взаимодействовать с теми проблемами, которые лежат за пределами полета. Если их взаимодействие приводит к конфликту или когнитивному диссонансу, то в ситуацию вводится дополнительный компонент стресса, который суммируется со стрессом, уже имеющимся к моменту возникновения аварийной ситуации. К увеличению стресса может привести и сама трудность решаемой задачи ".

Изображение слайда

Слайд 18: Основные стратегии поведения в условиях принятия решения. (Стрелков Ю.К.)

"сделать вид, что ничего не случилось"; 2) применить стиль поведения, который всегда выручал в трудной ситуации; 3) избегая решительных действий, которых требует назревшая ситуация, "реализоваться" в областях, где от тебя ничего не зависит; 4) озадачившись ситуацией, приступить к сбору информации, необходимой для принятия решения, и делать это так полно, обстоятельно и долго, что в конце концов "занятие станет особой самостоятельной деятельностью".

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Система "человек - машина": О сновные характеристики надежности операторского труда, важные для более полного анализа его деятельности. По В.Д.Небылицыну

"долговременная" выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и особенно - при монотонной работе); 2) выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (например, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ за минимальные сроки); 3) помехоустойчивость (устойчивость внимания); 4) спонтанная отвлекаемость (устойчивость внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения у операторов-контролеров); 5) реакция на непредвиденные раздражители (в случае непредвиденного сигнала иногда наблюдается период "психической рефракторности ", когда восприятие сужается и концентрируется лишь на источнике этого раздражителя, не замечая других важных сигналов); 6) переключаемость внимания (сокращение времени на "вхождение" в деятельность по выполнению новой задачи); 7) устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т.п.).

Изображение слайда

Похожие презентации