Первый слайд презентации
Системы стихосложения Теоретик стиха М. Гаспаров предлагает делить стихи на: Силлабический стих (ритм определяется по количеству слогов в стихе), 2. Тонический стих (ритм определяется по количеству ударных слогов в стихе), 3. Силлабо-тонический: ритм определяется упорядоченным сочетанием ударных и безударных слогов в стихе (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль), 4. Верлибр ( проза записанная столбиком).
Слайд 2
Обязательные элементы классического стиха Размер стиха (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль), Упорядоченная длина стиха, Упорядоченные клаузулы ( окончания стиха ), Цезура (словораздел в стихе), Строфика, 6) Рифма, 7) Рифмовка, Смысловая и синтаксическая связь в стихе, 9) Стилистика (язык произведения). Элементы стиха: Стопа – единица размера стиха. Стих – одна строка стихотворения. Период – две рифмованные строки стихотворения. Строфа – куплет стихотворения. Стихотворение – художественное произведение, состоящее из одной или нескольких строф.
Слайд 3
- Если ритм стихотворения сбивчивый и не единый, а другие элементы классического стиха соблюдены, стих становится – тоническим. - Если в классическом стихотворении соблюдены все обязательные элементы, но нет рифмы – стих становится белым. - Если в стихотворении нет чёткого единого ритма и рифмы – стих становится верлибром. - Если в классическом стихотворении разная длина стихов, она упорядочена – стих становится разностопным. - Если в классическом стихотворении длина стиха не упорядочена, стих становится вольным. - Если в классическом стихотворении строфы (куплеты) одинаковой длины - стих называется строфным. - Если в классическом стихотворении строфы разной длины, и упорядочены - стих называется разнострофным. - Если в классическом стихотворении строфы разной длины не упорядочены, то стих становится разнострофным неупорядоченным. - Если стих не разделен на строфы – стих называется астрофичным.
Слайд 4
Реформу стиха начатую Тредиаковским продолжил Ломоносов. Он говорит, что стопа – это единица размера стиха, она может быть: 2-Х Слоговой: п А – па хорей /- (ударный и безударный слог), ру – к А ямб -/ (безударный и ударный слог), 3-Х Слоговой: д Е – ре – во - дактиль / - - (ударный и два безударных слога), ко – р О – ва - амфибрахий - / - (безударный, ударный, безударный слоги), пе – ре – Е зд - анапест - - / (два безударные слога и ударный).
Слайд 5
Размер стиха: Хорей ( /- ) а. расставим в стихе ударения : БУ – РЯ МГЛО – Ю НЕ – БО КРО – ЕТ... б. безударные слоги подчеркнём: БУ – РЯ МГЛО – Ю НЕ – БО КРО – ЕТ... в. вынесем схему ударных и безударных слогов: /- /- /- /- хорей 2. Ямб ( -/ ) а. расставим в стихе ударения: ПО – РА, ПО – РА, ТРУ – БА ЗО – ВЁТ … б. безударные слоги подчеркнём: ПО – РА, ПО – РА, ТРУ – БА ЗО – ВЁТ … в. вынесем схему ударных и безударных слогов: - / - / - / - / ямб
Слайд 6
Дактиль (/--) а. расставим в стихе ударения: ВЫ – РЫ – ТА ЗАС – ТУ – ПОМ Я – МА ГЛУ – БО – КА – Я… б. безударные слоги подчеркнём : ВЫ – РЫ – ТА ЗАС – ТУ – ПОМ Я – МА ГЛУ – БО – КА – Я … в. вынесем схему ударных и безударных слог ов / - - / - - / - - / - - дактиль 4. Амфибрахий (-/-) а. расставим в стихе ударения: В ГЛУ – БО – КОЙ ДЕС – НИ – ЦЕ ДАРЬ – Я – ЛА… б. безударные слоги подчеркнём: В ГЛУ – БО – КОЙ ДЕС – НИ – ЦЕ ДАРЬ – Я – ЛА … в. вынесем схему ударных и безударных слогов - / - - / - - / - амфибрахий 5. Анапест ( --/ ) а. расставим в стихе ударения: РАЗ – ЕЗ – ЖА – ЮТ – СЯ ГОС – ТИ ДО – МОЙ … б. безударные слоги подчеркнём: РАЗ – ЕЗ – ЖА – ЮТ – СЯ ГОС – ТИ ДО – МОЙ … в. вынесем схему ударных и безударных слогов - - / - - / - - / анапест
Слайд 7
Длина стиха: Длина стиха – это количество стоп в одном стихе (строке). По теории М. Гаспарова стихи могут быть следующей длины: 1.средние, 2. короткие, 3. сверх короткие, 4. сверх длинные. Длина стиха может быть от 2х стоп до 8 – 9. 1) Средние: длина стиха 8 – 9 слогов : Разъезжаются гости домой… (- - / ) (- - / ) (- - / ) анапест 3 стопы 9 слогов. О чём же думал он потом… (- / ) (- / ) (- / ) (- / ) ямб 4 стопы 8 слогов. 2 ) Короткие: длина стиха меньше 8 – 9 слогов : Лунная радуга… ( / - - ) ( / - - ) дактиль 2 стопы 6 слогов. Зигзаг удачи… ( - / ) ( - / - ) ямб 2 стопы 5 слогов.
Слайд 8
Сверх короткие : длина 1, 2, 3 слога. Зигзаги - / - 3 слога Волны / - 2 слога Отваги - / - 3 слога Полны… / - 2 слога 4 ) Сверх длинные: длина более 8 – 9 слогов. Х. Берулава Что промышляют люди, те достойнейшие, чтоб держатся при хозяйстве… - - - / - / - - - / - - - - - / - - - / - ямб 10 стоп, 21 слог Такие длинные стихи чаще встречаются в восточных поэзиях. Обычно все стихи в стихотворении имеют одинаковую длину: 3.4.5.6.7 стоп. Равностопный строфный стих. Разностопный строфный стих. Вольный стих.
Слайд 9
Классический стопный стих: А. Пушкин А. Я помню чудное мгновение, -/-/---/- ямб, 4 стопы, (ж), 9 слогов, Б. Передо мной явилась ты, ---/-/-/ ямб, 4 стопы, (м), 8 слогов, А. Как мимолётное виденье, ---/---/- ямб, 4 стопы, (ж), 9 слогов, Б. Как гений чистой красоты. -/-/-/-/ ямб, 4 стопы, (м), 8 слогов, Классический разностопный стих: В. Жуковский А. Раз в крещенский вечерок / - / - - - / Х 4 ст. (м), 7 слогов, Б. Девушки гадали / - - - / - Х 3 ст. (ж), 6 слогов, А. За ворота башмачок - - / - - - / Х 4 ст. (м), 7 слогов, Б. Сняв с ноги, бросали… / - / - / - Х 3 ст. (ж), 6 слогов. Вольный стих: И.Крылов Проказница мартышка - / - - - / - ямб 3 ст. (ж), 7 слогов, Осёл, - / ямб 1 ст. (м), 2 слога. Козёл, - / ямб 1 ст. (м), 2 слога, Да косолапый мишка - - - / - / - ямб 3 ст. (ж), 7 слогов, Задумали играть квартет. - / - - - / - / ямб 4 ст. (м), 8 слогов.
Слайд 10
Клаузулы: Клаузула – это всё то, что стоит за последним ударным слогом в стихе (окончание стиха). Они бывают: Мужские: Однажды русский ге-не-р А л - / - / - - - / 2) Женские: Ночевала тучка зо-ло-т А - я - - / - / - - - / - 3) Дактилические: Тучки небесные, вечные стр А н- ни - ки ! / - - / - - / - - / - 4) Супердактилические: Светилась моря даль оп А - ло - ва - я …- / - / - / - / - - - 5) Гиперсупердактилические: Ренген про-св Е - чи - ва - ю - щий... - / - / - - - -
Слайд 11
Пропуск метрических ударений Безударная 2х слоговая стопа ( - - ) называется пиррихий. Ме-ня у-е-ди-не-ни-е то-мит… (- /) (- -) (- /) (- -) (- /) ямб, 2 и 4 стопы безударные - пиррихий. У-е-ди-не-ни-е пле-ни-тель-но ле-сов… (- -) (- /) (- -) (- /) (- -) (- /) ямб, 1, 3, 5 стопы безударные - пиррихий. При-ят-но мне ле-сов у-е-ди-не-ни-е… (- /) (- /) (- /) ( - -) (- / - -) ямб,4 стопа безударная - пиррихий. Безударная 3х слоговая стопа (- - -) называется трибрахий. Инвентаризационные ведомости… ( - - -) ( - - -) ( / - -) (/ - - -) дактиль, 1 и 2 стопы безударные - трибрахий.
Слайд 12
Усечение клаузулы ЯМБ – ( - / ) не усекается. АНАПЕСТ – ( - - / ) не усекается. ХОРЕЙ – ( / - ) Мама мыла раму… / - / - / - полная Мама мыла пол… / - / - / усечена на 1 слог ДАКТИЛЬ – ( / - - ) Падают капельки… / - - / - - полная Падают капли… / - - / - усечена на 1 слог Падает снег… / - - / усечена на 2 слога АМФИБРАХИЙ – ( - / - ) Гуляли мы вместе с тобою… - / - - / - - / - полная Гуляли мы вместе с тобой… - / - - / - - / усечена на 1 слог.
Слайд 13
Наращивание клаузулы ДАКТИЛЬ – ( / - - ) Спал он чуть-чуть, даже капельку… / - - / - - / - - полная Спал, как дитя он, посапывая… / - - / - - / - - - нарощена на 1 слог ХОРЕЙ – ( / - ) Засверкала даль речная… - - / - / - / - полная Засверкала даль озерная … - - / - / - / - - нарощена на 1 слог Засверкала даль опаловая … - - / - / - / - - - нарощена на 2 слога ЯМБ – ( - / ) По крыше дождь стучал … - / - / - / полная По крыше дождь прошелся… - / - / - / - нарощена на 1 слог По крыше дождь постукивал… - / - / - / - - нарощена на 2 слога По крыше дождь стучал, пошаливая… - / - / - / - - - нарощена на 3 слога АМФИБРАХИЙ – ( - / - ) Гуляли мы вместе с тобою… - / - - / - - / - полная Гуляли мы вместе с ребятами… - / - - / - - / - - нарошена на 1 слог Гуляли всю ночь мы, отпрашиваясь… - / - - / - - / - - - нарощена на 2 АНАПЕСТ – ( - - / ) На леса сыплет дождь, морося… - - / - - / - - / полная На леса сыплет дождь моросящий … - - / - - / - - / - нарощена на 1 слог На леса сыплет дождь что-то странное… - - / - - / - - / - - нарощена на 2 слога На леса сыплет дождик, накрапывая … - - / - - / - - / - - - нарощена на 3 слога
Слайд 14
Цезура Цезура – это словораздел в стихе, остановка голоса (пауза), которая меньше паузы межстрочной, который делит стих на полустишия, на подстишия. Цезура может быть: Большая, Малая, Правильная, Не правильная, Несколько цезур Роняет лес // багряный свой убор, Сребрит мороз // увянувшее поле, Проглянет день // как будто по неволе, И скроется // за цепь высоких гор… - / - / + - / - / - / ямб 2 ст. + ямб 3 ст. - / - / + - / - - - / - ямб 2 ст. + ямб 3 ст. - / - / + - / - - - / ямб 2 ст. + ямб 3 ст / - - + - / - / - / ямб 2 ст. + ямб 3 ст.
Слайд 15
цезура правильная (постоянная и на одном месте). А. Фет Опять весна! // Опять дрожат листы С конца берёз // и на макушки ивы. Опять весна! // Опять твои черты. Опять мои // воспоминанья живы… - / - / + - / - / - / ямб 2 ст. + ямб 3 ст. - / - / + - / - / - / ямб 2 ст. + ямб 3 ст. - / - / + - / - / - / ямб 2 ст. + ямб 3 ст. - / - / + - / - / - / ямб 2 ст. + ямб 3 ст. цезура неправильная (прыгающая, не на одном месте) С. Есенин Овин // расстелет низко дым, И долго // над овином Мы взглядом пристальным / / следим За летом // журавлиным… - / + - / - / - / ямб + ямб 3 ст. - / - + - - / - 1,5 + 2,5 - / - / - - + - / ямб 3 ст. + ямб - / - + - - / - 1,5 + 2,5
Слайд 16
Звуковое благозвучие стиха (фоника и рифма). АССОНАНС - повтор под словесным ударением однородных гласных звуков в стихе: А. Блок Смол и л и тяж ё л ы е ч ё лн ы … Р е к а, р а сп е в а я н е сл а И с и н и е льд и нк и, и волн ы, И т о нкий о бл о м о к весла… Повтор одинаковых гласных звуков в стихе И, Ё, А, Е. АЛЛИТЕРАЦИИ – повтор однородных звуков в стихе или периоде. В. Маяковский Нежно говорил ей – мы у реки ш ли камы ш ами: «Слы ш ите: ш ур ш ат камы ш и у Оки. Будто наполнена Ока мы ш ами». Повтор одинаковых согласных звуков в стихе «ш» или периоде.
Слайд 17
РИФМА Из всех звуковых повторов более значимый – рифма. В статье «Как делать стихи» В. Маяковский писал: «Обыкновенно рифмой называют – созвучие последних слов в двух рифмованных строках, когда один и тот же ударный гласный звук и следующие за ним звуки приблизительно совпадают по звучанию…» У-ЧИТЬ-СЯ МЧИТ-СЯ Совпадают ударные гласные звуки «И», предударные согласные «Ч», и заударные (клаузульные) «ТСЯ».
Слайд 18
КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМ 1. По расположению в стихе: КОНЕЧНАЯ: М. лермонтов Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал … НАЧАЛЬНАЯ: З. Гиппиус Верили мы в неверное, Мерили мир любовью… ВНУТРЕННЯЯ: К. Бальмонт Внемля ветру, тополь гнется, с неба дождь осенний льётся. Надо мною раздаётся мерный стук часов стенных…
Слайд 19
2. По типу клаузул: МУЖСКАЯ : (с мужской клаузулой) В. Иванов И царь пошел на смутный зов, Тайком покинул двор. Широкошумных голосов Взманил зыбучий хор … ЖЕНСКАЯ : (с женской клаузулой) М. Лермонтов Быстрое время – мой конь неизменный, Шлема забрало – решётка бойницы, Каменный панцырь – высокие стены, Щит мой – чугунные двери темницы … ДАКТИЛИЧЕСКАЯ : ( с дактилической клаузулой) Н. Некрасов Смолкли честные, доблестно павшие, Смолкли их голоса одинокие, За несчастный народ вопиющие, Но разнузданы страсти жестокие …
Слайд 20
3. По звуковому строению: ТОЧНЫЕ: В. Тредиаковский Начну на флейте стихи печ альны, Зря на Россию чрез страны д альни : Н а – д е – ял – ся бы – л и – ны не – бр о с - с ки й Р а с – с е – ял – ся бе – л и – ны па – пи – р о с – ки НЕ ТОЧНЫЕ: Си-ж у – по- ю, (совпадают по звучанию только ударные гласные). К. Кузьминский На зеленеющем ска те У голых колен берё з Подснежников белую ска те рть Ветер за край берё т …
Слайд 21
ДИССОНАНС: Н. Асеев Когда земное склонит д е нь, Выходит с тенью лени л а нь, С ветвей скользит белея л у нь, Волну сердито вздыбит л и нь… БЕДНЫЕ: Л. Лосев Сочиняю Рифмологион. Лучшие рифмы: Похотети – имети, Молися – слезися, Творити – бытии… БОГАТЫЕ: Б. Ахмадулина Подолгу наблюдали мы за кат. Соседей наших клавиши се р д и л и, К старинному роялю му зы к ант Склонял свои печальные се д и н ы …
Слайд 22
4. По морфологическому признаку ГРАММАТИЧЕСКИЕ - глагольные : пошёл – нашёл, тает – светает, учиться – мчится. - существительные : кот – огород, слёзы – розы, ночь – дочь. - прилагательные : маленький – удаленький, оловянный – деревянный. - числительные : двое – трое. - местоименные : ты- вы, наш – ваш, мой – свой. - причастные : уважаемый – желаемый. - деепричаятные : смолкая – сверкая. - наречные : тихо – лихо, смело – умело. предлоги : вблизи – вдали, впереди – позади. РАЗНОРОДНЫЕ: Ночь – сущ. Дна – сущ. Днём – сущ. Прочь – нар. Одна – числ. На нём –мест. Не пророчь – гл. Полна – кр. прил.
Слайд 23
5. По составу ПРОСТЫЕ: золотая рано генерал перевала играя проезжал СОСТАВНЫЕ: большая камне приготовить могла я легка мне за то ведь
Слайд 24
6. По способу рифмовок ОММОНИЧЕСКАЯ РИФМА : (или эпифора) коса – девичья ядро - земли коса – песчаная ядро - ореха коса – сельхоз орудие ядро - атома ядро – метательная часть снаряда. И на ночной уснувший град Упал средь ночи крупный град … А что такое атлас ? Его приносят в класс. Я прочитала « атлас », Но есть ещё «атлас» ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ: А что же делает супруга Одна в отсутствии супруга …
Слайд 25
ОРИГИНАЛЬНАЯ: гладиолусы гладил волосы девы где вы КАЛАМБУРНАЯ: моя стихия семья стихи я семь я ТЕМАТИЧЕСКАЯ: какие Пра как вас Киев Днепра Кавказ РАЗНЕСЁННАЯ: В. Маяковский Иди и гляди, не жизнь, а лилия. Идиллия …
Слайд 26
АЛИТЕРАЦИЯ: на на- сы пь А- на- на- сы повтор согласных (н) ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ на 1 слог: шторам / - клаузула женская шторм / мужская ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ на 2 слога: ве-ер / - клаузула женская У-ве-ро-вав - / - - дактилическая ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ на 3 слога: нужная / - - клаузула дактилическая ужинаю / - - - супер дактилическая
Слайд 27
БЕДНАЯ: своё твоё ЭХО В. Маяковский Пусть будет этот вечер Вечен. Не тронь его раскатом Атом. ПЕРЕКЛИЧКА В. Маяковский Врангель – фон, Врангеля – вон. Врангель – враг, Врангель в овраг… ДУБЛИРУЮЩАЯ : сезон ВАН Гог сезам Бог ЗВУКОВОЕ СОВПАДЕНИЕ влево от ударного слога: гр усть Гр удь
Слайд 28
РЕДЧАЙШАЯ В. Маяковский Выкристаллизовавшиеся Выболотировавшиеся ИСКРИВЛЁННАЯ: И. Северянин выдергала - изверга конькобежцы - потеште РАЗНОУДАРНАЯ : И нижнее сбросив бельё, Схватив сигареты и спички, Порхнула, как с ветки синичка На мягкую тёплую мебель… улица догов резче лица у годов через КОНТУРНАЯ : разлука паяц рассудка боязнь
Последний слайд презентации: Системы стихосложения Теоретик стиха М. Гаспаров предлагает делить стихи
Ограничения в рифмовке: НЕЛЬЗЯ СОЧЕТАТЬ В ЖЕНСКОМ ОКОНЧАНИИ ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ: Б – П, В – Ф, З – С, Ж – Ш, Г – К. солдата отряда НО МОЖНО С МУЖСКИМИ ОКОНЧАНИЯМИ солдат отряд НО НЕ БУДЕТ РИФМЫ: хоть и будут совпадать по написанию букв Стро – го звук «ГО» Чу – жо - го звук «ВО»