Первый слайд презентации: СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Слайд 2: Стихосложение
Тропы Строфы Рифма Стихотворные размеры Системы стихосложения Стихосложение Поэтический синтаксис Поэтическая фонетика Лексические средства
Слайд 3: Системы стихосложения
Силлабическая Силлабо-тоническая Тоническая Системы стихосложения
Слайд 4
Силлабическое стихосложение Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке, с цензурой после пятого или седьмого слога и, главным образом, женской рифмой. Цензура – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия – равные или неравные Женская рифма – ударение на втором от конца строки слоге.
Слайд 5
Тоническая система стихосложения Стихосложение, в котором ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.
Слайд 6
Силлабо-тоническая система стихосложения Система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Была предложена В. Тредиаковским и разработана М. Ломоносовым. Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Слайд 7: Стихотворные размеры
Двусложные Хорей -Ямб Стихотворные размеры Трехсложные - Дактиль -Амфибрахий -Анапест
Слайд 9: Двусложные стихотворные размеры
Ямб. Двусложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе стихосложения. В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога… (А.С. Пушкин)
Слайд 10
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный… Чем похожи эти строки? В них одинаково расположены ударные и безударные слоги. Расставьте ударения в указанных строках. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный… Ударные слоги: Безударные: Запишите в тетрадь строки стихотворения
Слайд 11
Схема расположения ударных и безударн6ых слогов в строках: В каждой строке повторяются группы из двух слогов: первый безударный, второй ударный. Такие стихи называются двусложными Стихотворный размер – ямб.
Слайд 12: Двусложные стихотворные размеры
Хорей. Двусложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе стихосложения. Терек воет, дик и злобен, Меж увесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М.Ю. Лермонтов)
Слайд 13
Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч… Расставьте ударения и составьте схему расположения ударных и безударных слогов в строках. В каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов: первый слог ударный, а второй безударный. Запишите в тетрадь строки стихотворения
Слайд 16: Трехсложные стихотворные размеры
Дактиль Трехсложная стопа с ударением на первом слоге ( / ) в силлабо-тонической системе стихосложения. Кто бы ни звал – не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. А.А. Блок
Слайд 17
Запишите в тетрадь строки стихотворения Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит… Н.А. Некрасов «Железная дорога» Расставьте ударения и постройте схему стиха. В стихе повторяются группы из трех слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Трехсложный размер – дактиль.
Слайд 18: Трехсложные стихотворные размеры
Амфибрахий Трехсложная стопа с ударением на втором слоге ( / ) в силлабо-тонической системе стихосложения. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Н.А. Некрасов
Слайд 19
Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. Расставьте ударения и составьте схему расположения ударных и безударных слогов в строках. В стихе повторяются группы из трех слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трехсложный размер – амфибрахий. Запишите в тетрадь строки стихотворения
Слайд 20: Трехсложные стихотворные размеры
Анапест Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге ( / ) в силлабо-тонической системе стихосложения. Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. А.А. Фет
Слайд 21
Запишите в тетрадь строки стихотворения Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Н.А. Некрасов. «Тройка». Расставьте ударения и составьте схему расположения ударных и безударных слогов в строках. Повторяются группы из трех слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Трехсложный размер – анапест.
Слайд 22
Выполните самостоятельно: Определите размер стиха в строках из стихотворения А.С. Пушкина: 1. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? 2. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!...
Слайд 23: Рифма
Рифма (греч. rhytmos – соразмерность, ритм, согласованность) – звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Слайд 25: Перекрестная рифма (абаб)
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья… А.А. Фет
Слайд 26: Парная рифма (аабб)
Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок, Пред скамьей ты чертила блестящий песок, Я мечтам золотым отдавался вполне, - Ничего ты на все не ответила мне. А.А. Фет
Слайд 27: Опоясывающая (кольцевая) (абба)
Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветов благовония слышны, Кудри твои так обильны и пышны, Свеж и душист твой роскошный венок. А.А. Фет
Слайд 28: Особенности строфики поэтического текста
Строфа (греч. strophe – круг, оборот) – группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющаяся в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.
Слайд 29: Стихотворные строфы
Стихотворные строфы Дистих Терцина Катрен Пятистишие
Слайд 30: Стихотворные строфы
Стихотворные строфы Секстина Семистишие Октава Нона
Слайд 31: Стихотворные строфы
Стихотворные строфы Десятистишие «Онегинская Строфа» Сонет
Слайд 32: Стихотворные строфы
Двустишие (дистих) Самостоятельно двустишие, выражающее законченную мысль. Добрые люди, спокойно вы жили, Милую дочь свою нежно любили. Н.А. Некрасов
Слайд 33: Стихотворные строфы
Трехстишие (терцина) Строфа, состоящая из трехстиший, связанных цепью переходящих рифм. Со средней строкой последнего трехстишия рифмуется дополнительная заключительная строка. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу. Утратив правый путь во тьме долины, Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу! Данте А. «Божественная комедия»
Слайд 34: Стихотворные строфы
Четверостишие (катрен) Четверостишие, строфа из четырех строк; самая распространенная строфа русской поэзии.. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У нее особенная стать – В Россию можно только верить. Ф.И. Тютчев
Слайд 35: Стихотворные строфы
Пятистишие Строфа из пяти стихотворных строк, которые рифмуются так: абааб, аббба, аабба. В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. А.С. Пушкин
Слайд 36: Стихотворные строфы
Секстина Строфа, состоящая из шести стихотворных строк с рифмовкой: аабссд или абабсс. Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу… С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу. Ф.И. Тютчев
Слайд 37: Стихотворные строфы
«Онегинская строфа» Строфа, состоящая из 14 строк: трех четверостиший, каждое из которых имеет свою рифмовку (перекрестная, парная, кольцевая) и заключительного двустишия. Создана и использована А.С. Пушкиным в его романе «Евгений Онегин».
Слайд 38: Стихотворные строфы
«Онегинская строфа» Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан Все в Ольге … но любой роман Возьмите и найдите, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. Позвольте мне, читатель мой, Заняться старшею сестрой. А.С. Пушкин
Слайд 39: Стихотворные строфы
Сонет Вид сложной строфы; стихотворение, состоящее из 14 строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины); в четверостишиях повторяются только две рифмы, в трехстишиях – две или три. Расположение рифм допускает много вариантов.
Слайд 40: Сонет
Однажды дома я весь вечер просидел, От скуки книгу взял – и мне сонет открылся. Такие ж я стихи сам сделать захотел. Взял лист, марать его без милости пустился. Часов с полдюжины над приступом потел. Но приступ труден был – и, сколько я ни рылся В архиве головной его там не нашел. С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился. Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой; Мне Феб тотчас пропел на лире золотой: «Сегодня я гостей к себе не принимаю». Досадно было мне – а все сонета нет. «Так черт возьми сонет!» - сказал – и начинаю Трагедию писать; а написал сонет. И.И. Дмитриев.
Слайд 41: Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Функции художественно-выразительных средств (тропов): Характеристика предмета или явления; Выражение авторской позиции; Передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.
Слайд 42
Простые Эпитет -Сравнение Тропы Сложные - Гипербола -Литота -Метафора Олицетворение Метонимия Оксюморон Перифраз Синекдоха Ирония Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Слайд 43: Разновидности эпитета
Развернутый Метонимический Парные эпитеты – анонимы Синонимический ряд эпитетов Метафорический Эпитет Разновидности эпитета
Слайд 44
Стилистические фигуры Антитеза -Инверсия -Повтор -Плеоназм -Градация Синтаксические фигуры Синтаксические приемы - Риторический вопрос Риторическое обращение Риторическое восклицание Алогизм Анаколуф Синтаксические фигуры поэтической речи (поэтический синтаксис)
Слайд 45
Поэтическая фонетика (использование звуковых сочетаний в поэтической речи) Звукопись Фонетические приемы Анафора Эпифора Аллитерация Ассонанс
Слайд 46
Лексические средства Антонимы Омонимы Устаревшие слова Синонимы Диалектизмы Профессионализмы Неологизмы Фразеологизмы Афоризмы Контекстуальные Контекстуальные Историзмы Архаизмы Авторские Авторские