Первый слайд презентации: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛЕКЦИЯ № 1 МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908г., когда одновременно появились работы МакДауголла (психолога) «Введение в социальную психологию» и Росса (социолога) «Социальная психология».
Возникнув на стыке двух наук: ПСИХОЛОГИИ и СОЦИОЛОГИИ, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части – что невольно размывает предметное содержание собственно социальной психологии.
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ
Слайд 5: ВАРИАНТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ИНТРАДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД позиция 1. СП есть часть психологии. позиция 2. СП есть часть социологии. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ
Слайд 6: 2. интердисциплинарный подход
позиция 3. СП отторгает определённую часть психологии и определённую часть социологии. позиция 4. СП захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Слайд 7: Несмотря на неоднозначность положения научной дисциплины, важно понимать, что многие объективные факты общественной жизни могут быть исследованы лишь при помощи объединённых усилий всех наук. Однако, психология, социология и социальная психология изучая одно и тоже – делает это по-разному. Например изучая социальные группы:
Социология – рассматривает социальные группы: малые и большие в деятельности и операционально-статистическом аспекте. Социальную психологию интересует – поведенческий аспект взаимодействия индивидов и членов различных групп. Психология, в ситуациях совместной деятельности людей – возникают особые типы связей между ними, а связи общения и взаимодействия, анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Слайд 8: Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включённостью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей
Слайд 9: ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ :
социально-психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных групп; динамика развития межличностных отношений в группах; формы складывающегося общения; конкретные действия личности в различных формах группового объединения; причины и содержание формирования личностных и групповых мотивов, потребностей, установок; групповое влияние на члена группы и т.д.
Слайд 10: ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ :
это малые и большие группы, а также положение личности в группе. Кроме того – изучение процессов развития личности; процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.
Слайд 11: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
фундаментальные – связаны с дальнейшим развитием теорий и концепций по мере накопления новых данных; осмыслением и уточнением имеющихся теоретических подходов в новых социально-экономических условиях; изучением новых социально-психологических явлений в условиях развития науки и техники и т.д.
Слайд 12: Прикладные задачи – выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни и не могут ожидать решения теоретических вопросов. Они направлены на обслуживание практической деятельности специалистов в различных областях человеческой деятельности в составе группы – это оптимизация групповой деятельности, формирование социально-психологического климата, снижение конфликтности, подбор персонала и т.д
Слайд 13: Одними из сложных практических задач являются:
оптимизация личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определённых целей; улучшение планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей; повышение эффективности коммуникации и принятия решений.
Слайд 14: ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
Этническая психология; Психология управления; Психология общения; Психология конфликтных отношений Социальная психология личности; Психология межличностных отношений; Психология религии; Политическая психология…
Слайд 15: 1)Этническая психология – изучает особенности людей как представителей различных этнических общностей. 2) Психология управления – изучает психологические закономерности управленческой деятельности. 3) Психология общения – изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами. 4) Психология конфликтных отношений – изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности их наиболее эффективного разрешения
Слайд 16: 5) Социальная психология личности – изучает проявление и формирование особенностей личности в различных группах. Личность при этом рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением. 6) Психология межличностных отношений – рассматривает разнообразные психологические взаимосвязи (типа симпатии, совместимости…), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия
Слайд 17: 7) Психология религии – изучает психику людей, которые являются участниками религиозной деятельности. 8) Политическая психология – исследует различные стороны психологических феноменов и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей
Слайд 18: СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ (философия, социология…) – дают СП возможность методологически точно и теоретически правильно постичь сущность интересующих её социально-психологических феноменов и процессов, уяснить их происхождение, особенности развития, а также постичь специфику общественного сознания.
Слайд 19: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – помогает СП осмыслить психологические особенности личности, выступающей субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ – показывают, как на различных этапах становления общества осуществляется развитие социальной психики и сознания людей, а также отношения между ними
Слайд 20: ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ – открывают СП правильное понимание того, как влияют на общественное сознание людей политические процессы. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ – предоставляют СП информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов
Слайд 21: ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- позволяют правильно интерпретировать своеобразие формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений, определять их место и роль среди других общественных феноменов.
Слайд 22: 1. Принцип социальной и психологической комплексности
- означает, что СП, опираясь на данные других социальных наук о конкретных феноменах, выделяет и изучает в них свою психологическую проблематику.
Слайд 23: 2. Принцип социально-психологической причинности
- свидетельствует о том, что психология различных групп людей по своей природе имеет отражательный характер. В сущностном отношении это идеальный образ окружающей социальной действительности, возникающий в сознании людей под её влиянием и выступающий регулятором их отношений с действительностью.
Слайд 24: 3. Принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности,
показывает зависимость психологического отражения от влияния внешней среды и общественной деятельности людей. Среда, общение и совместная активность во взаимодействии определяют специфику психологии разных групп. С ростом численности групп – роль общения и совместной активности уменьшается, а роль среды и объективных условий жизни – возрастает.
Слайд 25: 4. Принцип социально-психологической системности
- означает, что по отношению к индивидуально-психологическим и физиологическим феноменам социально-психологическая реальность находится на более высоком системном уровне, будучи более сложной по закономерностям и механизмам и она труднее поддаётся целенаправленным изменениям.
Слайд 26: 5. Принцип социально-психологического развития,
свидетельствует, что с изменением социальной среды претерпевает трансформации и социальное сознание общества и входящих в него групп. Весь процесс социально-психологических перемен непрерывен, как непрерывно и развитие самого общества.
Слайд 27: 6. Принцип объективности
- гласит, что изучая социально-психологические знания важно не заниматься словесными изобретениями, а делать выводы на основе достоверных фактов, выверенных методами математической статистики.
Слайд 29: МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
это способы, посредством которых познаётся предмет науки, т.е. с помощью методов добываются научные факты. Методика – это способы фиксации эмпирических данных, это определённая последовательность действий в процессе исследования.
Слайд 30: ОБЪЕКТИВНЫЕ методы исследования – сочетают в себе как получение достоверных сведений об испытуемом, так и активное вмешательство в деятельность испытуемого ( наблюдение, эксперимент; к специфическим объективным методам относятся: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности; широкое применение нашли математические методы: моделирование, статистический анализ)
Слайд 31: 2. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ методы исследования – являются конкретной формой понимания внутреннего мира, как собственного, так и испытуемого (самонаблюдение, самоотчёт, включённое наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция)
Слайд 32: 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ методы исследования – предполагают возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого, представляют собой различные виды практик, различаются по формам и задачам (психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психологический тренинг, разрешение социальных конфликтов
Слайд 33: Социальная психология использует следующие основные методы :
Наблюдение Эксперимент Метод анализа документов Обобщение независимых характеристик Анализ результатов деятельности Опросы Тестирование Социометрия
Слайд 34: НАБЛЮДЕНИЕ – изучает социально-психологические явления и процессы в различных условиях, не вмешиваясь в их течение
Наблюдение бывает: Житейским Научным Включённым Невключённым
Слайд 35: Житейское / Научное
Является примитивной формой наблюдения, им пользуется каждый человек в повседневной жизни. Отмечая факты окружающей социальной действительности, рассматривая своё собственное поведение, человек на ощупь пытается выяснить и отыскать причины тех или иных поступков и действий; Отличается случайностью, неорганизованностью, бесплановостью; Учёт данных – не ведётся Наблюдение как научный метод не ограничивается описанием внешних явлений, но описывает и природу этих явлений, т.е. он предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения, деятельности к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Её проверка или опровержение – дело дальнейших наблюдений; Наличие чёткого плана; Обязательное фиксирование данных
Слайд 36: ВКЛЮЧЁННОЕ / НЕВКЛЮЧЁННОЕ
Предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает Не предусматривает такого участия
Слайд 37: ЭКСПЕРИМЕНТ – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых, чтобы создать наилучшие условия для изучения конкретных социально-психологических феноменов и процессов
Лабораторным – протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; Естественным – изучение осуществляется в естественных условиях; Констатирующим – изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; Формирующим – в его процессе развиваются определённые качества испытуемых и их групп.
Слайд 38: ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ -
обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различных документах.
Слайд 39: МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК -
предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических феноменах и процессах, которые получены от различных людей или из различных источников.
Слайд 40: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -
это метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Слайд 41: ОПРОС – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя
Его формы : Письменный опрос (анкетирование); Устный опрос; интервью (заранее подготовленные вопросы).
Слайд 42: ТЕСТИРОВАНИЕ -
это метод, во время применения которого испытуемые выполняют определённые действия по заданию исследователя.
Последний слайд презентации: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОЦИОМЕТРИЯ -
это метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: - социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции её членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.