Введение в социальную психологию — презентация
logo
Введение в социальную психологию
  • Введение в социальную психологию
  • Г. М. Андреева выделяет несколько позиций:
  • Варианты определения "границы" социальной психологии с социологией и психологией
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • Основными категориями социальной психологии являются :
  • Предмет и Объект
  • Задачи:
  • Основные методы социально-психологических исследований
  • Метод наблюдения
  • Минусы:
  • Методы анализа документов
  • Метод опроса
  • В социальной психологии опросы применяются в следующих случаях:
  • Социометрия
  • Метод групповой оценки личности (ГОЛ)
  • Эксперимент
  • Естественный (полевой) эксперимент
  • Моделирующий эксперимент
  • Лабораторный эксперимент
1/19

Первый слайд презентации: Введение в социальную психологию

Составила Казакова Е.В.

Изображение слайда

Слайд 2: Г. М. Андреева выделяет несколько позиций:

1. Социальная психология есть часть социологии. 2. Социальная психология есть часть психологии. 3. Социальная психология – это наука "на стыке" психологии и социологии, причем сам "стык" понимается двояко Психология – закономерности психики Социология – закономерности общественного развития

Изображение слайда

PSP - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ SSP – СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Изображение слайда

ЭТО НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ОБУСЛОВЛЕННОЕ ФАКТОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИЗУЧАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМИХ ЭТИХ ГРУПП.

Изображение слайда

Слайд 6: Предмет и Объект

Предметом социальной психологии является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив, социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа.

Изображение слайда

Слайд 7: Задачи:

феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение. социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований. массовые психические явления. собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологические проявления личности в коллективе.

Изображение слайда

Слайд 8: Основные методы социально-психологических исследований

наблюдение анализ документов опрос социометрия групповая оценки личности (ГОЛ) тесты шкалы измерения социальных установок собственно эксперимент

Изображение слайда

Слайд 9: Метод наблюдения

Виды наблюдения: • несистематическое и систематическое • включенное и невключенное наблюдение. Во включенном наблюдатель сам включен в процесс. • непосредственное и опосредованное. При опосредованном используются средства (камера); • естественное (полевое) и лабораторное; • открытое и скрытое (не знает, что за ним наблюдают); • лонгитюдное периодическое и однократное

Изображение слайда

Слайд 10: Минусы:

предвзятое отношение (может исказить некоторые черты или факты); одиночное проявление черты, а принимается как характерное (галла-эффект, или эффект Ореола); противопоставление себе каких-либо черт; ошибки усреднения (неуверенность наблюдателя и выведение результатов как средние проявления); смешивание второстепенного с существенным

Изображение слайда

Слайд 11: Методы анализа документов

различаются на качественные (или неформализованные) и количественные (формализованные). В основе любого метода лежат процессы понимания текста и интерпретации исследователем содержащейся в нем информации (письма, автобиографии, средства СМИ, картин, литературных произведений и т.п.). Контент-анализ - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой (А. Н. Алексеев, 1973; В. Е. Семенов, 1983; Н. Н. Богомолова, 1979, 1991)

Изображение слайда

Слайд 12: Метод опроса

его суть состоит в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых(респондентов ).

Изображение слайда

Слайд 13: В социальной психологии опросы применяются в следующих случаях:

1 ) для сбора предварительной информации на ранних стадиях исследования; 2) для апробации или пилотажного испытания нового методического инструментария; 3) как дополнительное средство уточнения, расширения и контроля получаемых данных; 4) как основной эмпирический метод сбора социально-психологической информации.

Изображение слайда

Слайд 14: Социометрия

— процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации. Наиболее существенные недостатки метода социометрии: а) невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений ; б) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты; в) возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаимодействия

Изображение слайда

Слайд 15: Метод групповой оценки личности (ГОЛ)

— это способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения. С помощью этого метода оцениваются качества человека по предлагаемому их перечню с использованием приемов: а) прямого оценивания по n-балльной шкале; б) ранжирования качеств; в) попарного сравнения качеств и др.

Изображение слайда

Слайд 16: Эксперимент

4 особенности по Рубинштейну: • в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление; • экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; • возможно попеременное исключение отдельных условий; • эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных. В психологии существуют три типа метода эксперимента: •естественный (полевой) эксперимент; •моделирующий эксперимент; •лабораторный эксперимент.

Изображение слайда

Слайд 17: Естественный (полевой) эксперимент

наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых. Естественный (полевой) эксперимент часто используется при изучении свойств личности.

Изображение слайда

Слайд 18: Моделирующий эксперимент

- эксперимент, при проведении которого испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Введение в социальную психологию: Лабораторный эксперимент

особый тип экспериментального метода, предполагающий проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т. п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т. п.).

Изображение слайда

Похожие презентации