Слайд 2: Особенности сельского образа жизни
тесное срастание со средой обитания личное подворье приверженность традициям роль семьи роль систем неформальной поддержки межсемейная кооперация роль общественного мнения
Слайд 3: Проблемы современного села
- разрушение социальной инфраструктуры сельских поселений, закрытие здесь медицинских пунктов, школ, библиотек, домов культуры, клубов, интернатных учреждений; - катастрофическое падение уровня жизни сельского населения, явное ослабление гарантий социальной защищенности, произвольное занижение уровня заработной платы работников сельского хозяйства, ее систематическая задержка, ведущая к дальнейшей утрате значимости труда как ценности жизни для всех тех, кто живет на селе; - опасное снижение ценностей образования в сельских поселениях страны, сопровождаемое очевидным ограничением возможностей получить качественное профессиональное образование детям из сельских семей в силу растущей массовости платного обучения в вузах; - тенденция роста преступности, криминализация сельской среды, явное увеличение здесь доли тех, кто уже отбыл наказание или ориентирован на криминальное поведение; - увеличивается число Неблагополучных семей и социальное сиротство, снижается здоровье населения и продолжительность жизни, велик рост числа злоупотребляющих алкоголем, увеличивается число ВИЧ - инфицированных заболевших туберкулезом, и такой негативный фактор, как распространение наркомании;
Слайд 4
Цель социальной работы на селе - вносить социальные изменения в жизнь человека, его семьи, жизнь общины. Специфику социальной работы на селе обуславливают: особенности ценностных ориентации - психотип сельского жителя, который включает: • основательность; • неторопливость; • приверженность традициям; • терпимость; • непритязательность в быту; • бережное отношение к природе; социальные условия жизни, труда, быта, досуга и проблемы, порождаемые этими условиями; особенности сельской социальной среды, которой присущи: • открытость жизни каждой семьи ; • тесные соседские связи; • сохранившиеся традиции общинных взаимоотношений; • занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом; • близость к природе.
ограниченный доступ к социальным услугам — таким как образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиатрическая помощь и др.; низкий уровень государственной социальной помощи, ограниченное число источников общественной и частной поддержки — социальные службы, как правило, расположены в городах и райцентрах: в сельской местности очень мало активно действующих общественных организаций социальной направленности: изолированность и территориальная отдаленность — сельские жители, проживающие на территории одной сельской (поселковой) администрации, как правило, рассеяны на больших площадях, удаленных друг от друга; отсутствие конфиденциальности — в небольших городах, рабочих поселках, селах и тем более в деревнях невозможно поддерживать тот уровень конфиденциальности, какой может быть обеспечен в городах; консерватизм и социальная инертность: низкий образовательный уровень населения: недостаточная анонимность — социальные работники, социальные педагоги, особенно горожане, часто испытывают трудности из-за того, что не могут оградить от жителей села спою личную жизнь: слаборазвитая социальная инфраструктура.
социально-терапевтическая помощь людям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни; в преодолении жизненных проблем; помощь пожилым людям (в некоторых регионах их число достигает 30%) в решении бытовых, социально-медицинских, социально- психологических, социально-педагогических проблем: медицинская, профилактическая работа с тружениками агропромышленного комплекса, подверженными многим профессиональным заболеваниям; обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи, взрослого населения: трудообеспечение граждан: содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов;
Последний слайд презентации: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА в сельской местности
помощь в развитии личных подсобных хозяйств посредством внедрения образовательных программ сельскохозяйственной подготовки: помощь социально неблагополучным семьям в обеспечении нормальной жизнедеятельности детей, устранении причин социального неблагополучия; помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, воспитывающихся на дому; внедрение альтернативных форм дошкольного образования; содействие беженцам, вынужденным переселенцам и безработным горожанам в трудоустройстве, социальной адаптации к новым условиям жизни; социальная помощь населению в активизации природоохранительной деятельности: профилактике негативных воздействий загрязненной природной среды, последствий ее влияния на здоровье человека; устранение межнациональных, межэтнических конфликтов: налаживание добрососедских отношений.