Первый слайд презентации: Сольфеджио 3 класс
Тема: «Гармонические обороты. Заркепление »
Слайд 2: Распоёмся
Спой гаммы Фа мажор и ре минор по следующему плану: Саму гамму вверх и вниз; для минора: виды минора вверх и вниз каждый Тоническое трезвучие (Т 35 ) и его обращения (Т 6 и Т 64 ) Субдоминантовое трезвучие ( S 35 ) и его обращения ( S 6 и S 64 ) Доминантовое трезвучие ( D 35 ) и его обращения ( D 6 и D 64 ) Тоническое трезвучие (Т 35 ) и его обращения (Т 6 и Т 64 ) Распоёмся
Слайд 4: Повторим !
На I ступени строиться Тоническое трезвучии (Т 35 / t 35 ). Первое обращение – Тонический секстаккорд (Т 6 / t 6 ) строиться на III ступени, а второе обращение – Тонический квартсекстаккорд (Т 64 / t 64 ) строиться на V ступени. В мажоре большая буква T, а в миноре маленькая буква t. Повторим ! Главные трезвучия лада и их обращения
Слайд 5: Повторим !
На IV ступени строиться Субдоминантовое трезвучие ( S 35 / s 35 ). Первое обращение – Субдоминантовый секстаккорд ( S 6 / s 6 ) строиться на VI ступени, а второе обращение – Субдоминантовый квартсекстаккорд ( S 64 / s 64 ) строиться на I ступени. В мажоре пишется большая буква S, а в миноре пишется маленькая буква s. Повторим ! Главные трезвучия лада и их обращения
Слайд 6: Повторим !
На V ступени строиться Доминантовое трезвучии ( D 35 ). Первое обращение – Доминантовый секстаккорд ( D 6 ) строиться на VII ступени, а второе обращение – Доминантовый квартсекстаккорд ( D 64 ) строиться на II ступени. В мажоре и в миноре пишется большая буква D, так как строиться в натуральном мажоре и гармоническом миноре и имеет мажорное звучание в обоих случаях. Повторим ! Главные трезвучия лада и их обращения
Слайд 7: Повторим! Закрепим!
Плагальный оборот: тоника – субдоминанта – тоника (T – S – T) Спой данные плагальные обороты Повторим! Закрепим! Гармонические обороты 3 разновидности гармонических оборотов :
Слайд 8: Повторим! Закрепим!
Автентический оборот: тоника – доминанта – тоника (T – D – T) Спой данные автентические обороты Повторим! Закрепим! Гармонические обороты 3 разновидности гармонических оборотов :
Слайд 9: Повторим! Закрепим!
Полный гармонический оборот – это последовательность аккордов: T – S – D –T Спой данные полные гармонические обороты Повторим! Закрепим! Гармонические обороты 3 разновидности гармонических оборотов :
Слайд 10: Задание №1
Определи аккорды и обороты, спой их Задание выполняется в тетради или в документе! Определи, что за аккорды и подпиши их: T 35, T 6, T 64, S 35, S 6, S 64, D 35, D 6 и D 64. Определи гармонические обороты: автентический, плагальный или полный оборот и подпиши. Пример определения: Дано: Шаг 1 ( опре-делить аккорды): Шаг 2 ( опре-делить оборот):
Слайд 11: Задание №1
Определи аккорды и обороты, спой их Задание выполняется в тетради или в документе! Само задание: 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Слайд 12: Повторим!
Построение интервалов от звука В первую очередь при построении интервала от заданного звука необходимо посчитать количество ступеней. Количество ступеней легко определить по цифре после буквы в обозначении интервала. Например, в б.6 (большая секста) – шесть ступеней. Далее необходимо посчитать количество полутонов в интервале. Вспомним сколько полутонов (п.) в каждом интервале (это необходимо выучить): ч.1 (чистая прима) – 0 п. м.2 (малая секунда) – 1 п. б.2 (большая секунда) – 2 п. м.3 (малая терция) – 3 п. б.3 (большая терция) – 4 п. ч.4 (чистая кварта) – 5 п. ч.5 (чистая квинта) – 7 п. м.6 (малая секста) – 8 п. б.6 (большая секста) – 9 п. м.7 (малая септима) – 10 п. б.7 (большая септима) – 11 п. ч.8 (чистая октава) – 12 п.
Слайд 13: Повторим!
Построение интервалов от звука 1. Нам дано задание построить интервал б.6 от звука «соль». Теперь посмотрим на конкретном примере, как строить интервал вниз. 2. Для начала посчитаем ступени, в данном интервале их шесть. Считать будем на клавиатуре. 3. При подсчёте ступеней получили звук «си», запишем его. Продолжение
Слайд 14: Повторим!
Построение интервалов от звука 4. Далее посчитаем количество полутонов, в данном интервале их 9. Считать будем на клавиатуре. 5. При подсчёте получили звук «си♭» или «ля #». Как понять какой из звуков верный? Посмотрим на звук, который получилась при подсчёте ступеней. А это был 6. Мы построили интервал. звук «си», соответственно сейчас верным будет «си♭» поставим необходимый знак.
Слайд 15: Задание №2
Постройте интервалы от заданного звука Постройте интервалы от заданных звуков ВНИЗ. Задание выполняется в тетради или в документе ! При построении интервалов опирайтесь на материал о том, как строить. Будьте внимательнее!
Слайд 16: Задание №3
Прослушай видео и запиши прозвучавшие интервалы и аккорды. Каждый интервал или аккорд звучит в одновременном звучании, а затем каждый звук отдельно, таким образом каждый интервал или аккорд звучит 2 раза подряд. Задание №3 Интервально-аккордовый диктант Задание выполняется в тетради или в документе! Будьте внимательны!
Последний слайд презентации: Сольфеджио 3 класс: Задание №4
Ритмический диктант Прослушай видео файл и пронумеруй в правильном порядке (в порядке звучания) данные такты. Диктант в размере 3/4, в начале видео даётся настройка на темп (счёт). Задание выполняется в тетради или в документе !