Составное глагольное сказуемое — презентация
logo
Составное глагольное сказуемое
  • Составное глагольное сказуемое
  • План урока Узнаем, что такое составное глагольное сказуемое. Научимся отличать составное глагольное сказуемое от простого глагольного. Поговорим о
  • Актуализация знаний Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим. Сказуемое отвечает на
  • У сказуемого есть два значения. Актуализация знаний
  • Актуализация знаний
  • В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов). Актуализация знаний
  • В СГС грамматическое значение и часть лексического заключены во вспомогательном глаголе, лексическое — в инфинитиве. Составное глагольное сказуемое
  • Способы выражения вспомогательной части СГС
  • Он начал танцевать. Например
  • Задание 1
  • Задание 1 (проверка)
  • Задание 2
  • Задание 2 (проверка)
  • Задание 3
  • Задание 3 (проверка)
  • Внимание!
  • инфинитив входит в составное глагольное сказуемое, если относится к вспомогательному глаголу: Нам хотелось танцевать. инфинитив является подлежащим, если
  • Инфинитив может входить в состав обособленных обстоятельств и определений (деепричастных и причастных оборотов). В этих случаях инфинитивы являются зависимыми
  • Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива. Я уже хотел было с ним поговорить, как вдруг на меня налетел Бобби,
  • Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива. — Желаю вам приятно провести время, — с натянутой улыбкой прощебетала
  • Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива. Я уже хотел было с ним поговорить, как вдруг на меня налетел Бобби,
  • Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива. — Желаю вам приятно провести время, — с натянутой улыбкой прощебетала
  • Прочитайте текст. (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень
  • Прочитайте текст. (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень
  • Прочитайте текст. (1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться
  • Прочитайте текст. (1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться
  • Прочитайте текст. (1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело
  • Прочитайте текст. (1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело
  • Прочитайте текст. (1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил
  • Прочитайте текст. (1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил
  • Прочитайте текст. (1) Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не
  • Прочитайте текст. (1) Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не
1/32

Первый слайд презентации: Составное глагольное сказуемое

ОГЭ. Задание 2. Синтаксический анализ

Изображение слайда

Лексическое Грамматическое что говорится о подлежащем (смысл) форма наклонения, времени, числа, лица, рода 4

Изображение слайда

Слайд 5: Актуализация знаний

Виды сказуемых Простое глагольное сказуемое (ПГС) составное глагольное сказуемое (СГС) составное именное сказуемое (СИС) 5

Изображение слайда

Слайд 6: В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов). Актуализация знаний

Лексическое Грамматическое что говорится о подлежащем (смысл) форма наклонения, времени, числа, лица, рода ПГС 6

Изображение слайда

Слайд 7: В СГС грамматическое значение и часть лексического заключены во вспомогательном глаголе, лексическое — в инфинитиве. Составное глагольное сказуемое

Лексическое Грамматическое наклонение время число лицо род 7 вспомогательный глагол инфинитив часть 1) начало, конец, продолжение действия; 2) способность/неспособность совершить действие; 3) намерение, желание/нежелание совершить действие; 4) переживания, мысли, чувства по поводу действия. глаголы или краткие прил. что обозначает действие

Изображение слайда

Слайд 8: Способы выражения вспомогательной части СГС

Вспомогательная часть Примеры Фазовые глаголы Начало, конец, продолжение действия: начать, стать, продолжать, закончить, остаться, перестать, прекратить, бросить и др. Я продолжаю танцевать. Модальные глаголы Необходимость, желательность, способность, предрасположенность: мочь, уметь, желать, хотеть, намереваться, рассчитывать и др. Я хочу танцевать. Эмоциональные глаголы Эмоциональная оценка действий: любить, бояться, страшиться, ненавидеть, стыдиться и др. Я люблю танцевать. Краткие прилагательные (+ быть) должен, вынужден, способен, готов, обязан, рад, надо, можно, нужно, нельзя и др. Я был готов танцевать. Я готов танцевать.

Изображение слайда

Слайд 9: Он начал танцевать. Например

лексическое значение грамматическое значение изъявит. наклонение, прош. время, ед. число, муж. род начало действия начал 9 танцевать часть лексического значения исполнять танец

Изображение слайда

Слайд 10: Задание 1

Распределите вспомогательные глаголы по колонкам: желать, думать, уметь, мочь, начать, стать, жаждать, надеяться, бояться, закончить, суметь, разучиться, ухитриться, приняться, стараться, продолжить, стыдиться, собираться, намереваться, решить, пуститься, прекратить, готовиться, научиться, мечтать, хотеть. Начало, конец, продолжительность Способность или неспособность Намерение, желание или нежелание Переживания, мысли, чувства

Изображение слайда

Слайд 11: Задание 1 (проверка)

Начало, конец, продолжительность Способность или неспособность Намерение, желание или нежелание Переживания, мысли, чувства начать, стать, закончить, приняться, продолжить, пуститься, прекратить, уметь, мочь, суметь, разучиться, ухитриться, научиться, научиться желать, жаждать, надеяться, стараться, собираться, намереваться, решить, готовиться, мечтать, хотеть думать, бояться, стыдиться

Изображение слайда

Слайд 12: Задание 2

Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых. Стая сорок может загнать оленя. Человек стремится подняться вверх, вода стремится течь вниз. Если ты поручишь дело бездельнику, он тебя же учить начнёт. И от малой ошибки беда может приключиться. Кто привык кутаться, тот зябнет. Колодезная лягушка не может говорить о небе. Стая мышей может искусать тигра.

Изображение слайда

Слайд 13: Задание 2 (проверка)

Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых. Стая сорок может загнать оленя. Человек стремится подняться вверх, вода стремится течь вниз. Если ты поручишь дело бездельнику, он тебя же учить начнёт. И от малой ошибки беда может приключиться. Кто привык кутаться, тот зябнет. Колодезная лягушка не может говорить о небе. Стая мышей может искусать тигра. СГС ПГС ПГС СГС СГС СГС СГС СГС СГС СГС

Изображение слайда

Слайд 14: Задание 3

Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых. Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных. Фильмы про обезьян они готовы смотреть целыми часами. Однажды при демонстрации фильма о животных на экране появились змеи, и обезьяны так перепугались, что люди прекратили фильм. Одна маленькая обезьянка так боялась смотреть на экран, что она даже спряталась в угол. Бедняжка была рада залезть на руки к первому же подошедшему человеку.

Изображение слайда

Слайд 15: Задание 3 (проверка)

Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых. Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных. Фильмы про обезьян они готовы смотреть целыми часами. Однажды при демонстрации фильма о животных на экране появились змеи, и обезьяны так перепугались, что люди прекратили фильм. Одна маленькая обезьянка так боялась смотреть на экран, что она даже спряталась в угол. Бедняжка была рада залезть на руки к первому же подошедшему человеку. СГС СГС СГС СГС ПГС ПГС ПГС ПГС

Изображение слайда

Слайд 16: Внимание!

16 фазовый глагол Следует отличать СГС от других синтаксических конструкций. Я собираюсь почитать. гл.-связка инфинитив Мы просили почитать. НЕ фазовый гл. НЕ модальный гл. НЕ эмоциональный гл. НЕ кр. прил. СГС ПГС Просили МЫ Читать будет КТО-ТО другой о чём?

Изображение слайда

Слайд 17: инфинитив входит в составное глагольное сказуемое, если относится к вспомогательному глаголу: Нам хотелось танцевать. инфинитив является подлежащим, если обозначает предмет речи: Жить - родине служить. инфинитив входит в форму сложного будущего времени : буду работать, будем строить, будешь отвечать ; инфинитив является дополнением, если глагол и инфинитив относятся к разным субъектам действия: Все просили её (о чём?) спеть. инфинитив является обстоятельством цели при глаголе движения: Я вышел на улицу (зачем?) погулять. инфинитив является определением, если относится к сущ.-ому: У меня есть мечта (какая?) совершить круиз. Синтаксическая роль инфинитива

Изображение слайда

Слайд 18: Инфинитив может входить в состав обособленных обстоятельств и определений (деепричастных и причастных оборотов). В этих случаях инфинитивы являются зависимыми словами и относятся к деепричастиям или причастиям. Например: Отец, желая отдохнуть от работы, ушёл в беседку. Отец, желавший отдохнуть от работы, ушёл в сад. Синтаксическая роль инфинитива

ДО ПО

Изображение слайда

Слайд 19: Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива. Я уже хотел было с ним поговорить, как вдруг на меня налетел Бобби, схватил меня за локоть и затолкал в угол. Он стал ещё быстрее и агрессивнее раскачиваться на своём стуле. У меня не было ни малейших оснований сомневаться в правдивости его слов. Он внезапно перестал качаться на стуле. Я знал, что если покину остров, не сделав этого, то буду жалеть о своем бездействии до конца жизни. Но у меня не хватило ни мудрости, ни опыта, ни желания настаивать на своём. Задание 4

Изображение слайда

Слайд 20: Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива. — Желаю вам приятно провести время, — с натянутой улыбкой прощебетала директриса. Вам, возможно, кажется, что мы нашли способ победить смерть, но это иллюзия. Воображение рисовало мне ужасающие сцены, и я опасался набрести на гору одетых в обуглившееся тряпье скелетов. Вскоре все без исключения умоляли Клэр съесть хоть что-нибудь. На следующий день… группа мужчин отправилась осматривать сараи и заглядывать под перевёрнутые лодки, обходя места, где холостой любитель выпить мог бы отсыпаться. Задание 4

Изображение слайда

Слайд 21: Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива. Я уже хотел было с ним поговорить, как вдруг на меня налетел Бобби, схватил меня за локоть и затолкал в угол. Он стал ещё быстрее и агрессивнее раскачиваться на своём стуле. У меня не было ни малейших оснований сомневаться в правдивости его слов. Он внезапно перестал качаться на стуле. Я знал, что если покину остров, не сделав этого, то буду жалеть о своем бездействии до конца жизни. Но у меня не хватило ни мудрости, ни опыта, ни желания настаивать на своём. Задание 4 (проврека)

СГС СГС каких? СГС ПГС какого?

Изображение слайда

Слайд 22: Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива. — Желаю вам приятно провести время, — с натянутой улыбкой прощебетала директриса. Вам, возможно, кажется, что мы нашли способ победить смерть, но это иллюзия. Воображение рисовало мне ужасающие сцены, и я опасался набрести на гору одетых в обуглившееся тряпье скелетов. Вскоре все без исключения умоляли Клэр съесть хоть что-нибудь. На следующий день… группа мужчин отправилась осматривать сараи и заглядывать под перевёрнутые лодки, обходя места, где холостой любитель выпить мог бы отсыпаться. Задание 4

чего? какой? о чём? зачем? зачем? какой? СГС СГС

Изображение слайда

Слайд 23: Прочитайте текст. (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. В предложении 2 составное глагольное сказуемое. Предложение 3 односоставное. В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл. Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением. Задание 5

Изображение слайда

Слайд 24: Прочитайте текст. (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон ; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. В предложении 2 составное глагольное сказуемое. Предложение 3 односоставное. В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл. Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением. Ответ: 15 Задание 5 (проверка)

Изображение слайда

Слайд 25: Прочитайте текст. (1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны… Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. мы встречаем (предложение 1) умели вглядываться (предложение 2) пользоваться возможностями (предложение 3) словесное богатство в разнообразии (предложение 4) они существовали (и) были известны (предложение 5) Задание 6

Изображение слайда

Слайд 26: Прочитайте текст. (1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны… Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. мы встречаем (предложение 1) умели вглядываться (предложение 2) пользоваться возможностями (предложение 3) словесное богатство в разнообразии (предложение 4) они существовали (и) были известны (предложение 5) Ответ: 15 Задание 6 (проверка)

Изображение слайда

Слайд 27: Прочитайте текст. (1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. Он бродил (предложение 1) Рыба уплывала (предложение 2) Он радовался (предложение 3) Ихтиандр нес её (предложение 4) Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5) Задание 7

Изображение слайда

Слайд 28: Прочитайте текст. (1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. Он бродил (предложение 1) Рыба уплывала (предложение 2) Он радовался (предложение 3) Ихтиандр нес её (предложение 4) Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5) Ответ: 23 Задание 7 (проверка)

Изображение слайда

Слайд 29: Прочитайте текст. (1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. Матрос пришёл (предложение 1) Он поспешил скинуть (предложение 2) Стянул в три приема (предложение 3) Пиджак плыл (предложение 4) Он услышал (предложение 5) Задание 8

Изображение слайда

Слайд 30: Прочитайте текст. (1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. Матрос пришёл (предложение 1) Он поспешил скинуть (предложение 2) Стянул в три приема (предложение 3) Пиджак плыл (предложение 4) Он услышал (предложение 5) Ответ: 23 Задание 8

Изображение слайда

Слайд 31: Прочитайте текст. (1) Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (4)Вот «побежал» катерок, поплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда... (5)Я могу бесконечно любоваться родной рекой. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. Не перечислишь (предложение 1) Можем взять (предложение 2) Ничем не измерить (предложение 3) Катерок побежал, поплыл (предложение 4) Могу любоваться (предложение 5) Задание 9

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Составное глагольное сказуемое: Прочитайте текст. (1) Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (4)Вот «побежал» катерок, поплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда... (5)Я могу бесконечно любоваться родной рекой. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. Не перечислишь (предложение 1) Можем взять (предложение 2) Ничем не измерить (предложение 3) Катерок побежал, поплыл (предложение 4) Могу любоваться (предложение 5) Ответ: 12 Задание 9 (проверка)

Изображение слайда

Похожие презентации