Первый слайд презентации: Советская культура 70-80х годов ХХ века
Слайд 5: Театр «Современник» реж.О.Ефремов 1956 Театр на Таганке реж.Ю.Любимов 1964
Слайд 8: И.Виноградов,Г.Астафьев. Б.Климов и др. Расширение Третьяковской галереи.1986-1991
Слайд 10
В.Сидур. (1924-1986) Формула скорби.1972 Гуманистический пафос, сочуствие к Человеку Страдающему –черта творчества В.Сидура. Обращался к необычным материалам- отопительным радиаторам, канализационным трубам, разрушенным моторам. Кроме скульптуры, живописи и графики Сидур создал сборник стихов, снял фильм по собственной прозе «Памятник современному состоянию» 1974г.
Слайд 14: Д.Жилинский (1927)
Времена года.1974 Семья. У моря. 1964 Обращается к эстетике Ренессанса, к культу прекрасного, к проблеме духовного совершенства человека. Точный, изящный рисунок, полнота цвета.
Слайд 15: Д.Жилинский
Играет С.Рихтер. 1984-1985 Разговор о Дюрере и Кранахе.1978 Композиции представляют синтез портрета и тематической картины, в которой персонаж погружается в окружающюю среду, являющуюся ключом к внутреннему миру его героев.
Слайд 16: Д.Жилинский. Портрет королевы Дании Маргреты II и крон-принца Фредерика.1993
Слайд 17
«Лианозовская группа» – условное название сложившегося к концу пятидесятых годов 20 в. дружеского круга российских поэтов и художников, центром которого был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий (1893–1978), и куда входили поэты Генрих Сапгир (1928–1999), Игорь Холин (1920–1999), Ян Сатуновский (1913–1982), Всеволод Некрасов (р. 1934), а также художники Оскар Рабин (р. 1928), Николай Вечтомов (р. 1923), Лидия Мастеркова (р. 1929), Владимир Немухин (р. 1925), художник и поэт Лев Кропивницкий (1922–1994), сын Е.Л.Кропивницкого. Круг этот складывался постепенно и спонтанно, знакомства перетекали сначала в добрые товарищеские связи, а затем в дружбу, причем в творчестве выступали на первый план не какие-либо единые эстетические каноны или устремления, а общее у всех желание выстроить новую поэтику и выразить себя с наибольшей полнотой: «…была и не группа, не манифест, а дело житейское, конкретное. Хоть и объединяло авторов в конечном счете в чем-то сходных…» (Вс.Некрасов). Для поэтов и художников-«лианозовцев» характерен повышенный интерес к исканиям товарищей и взаимная поддержка.
Слайд 18
Л. Кропивницкий Бык.1964 Абстракция.1965 Л. Кропивницкий. Композиция.1968
Слайд 19
Валентина Евгеньевна Кропивницкая (р. 1924) Супруга художника О.Я.Рабина. Принимая участие в полуофициальных,неофициальных и заграничных выставках с 1966, завоевала известность многолетним графическим циклом (в технике карандашного монохромного рисунка). Мотивы национально-романтического пейзажа эпохи символизма и гибкая ритмика модерна образуют здесь сюрреальные эпизоды из жизни полулюдей-полузверушек, чьи фигуры маячат среди изб, церквей и растений на фоне медленно подступающего потопа. Животные. В. Кропивницкая.
Слайд 20
РАБИН, ОСКАР ЯКОВЛЕВИЧ (р. 1928 ) В 1948–1949 учился в Художественном институте имени В.И.Сурикова, откуда был исключен за «формализм». До 1958 работал грузчиком на железной дороге и мастером на стройке, а затем в Комбинате декоративно-оформительского искусства. Был одним из самых активных членов «лианозовского кружка», проявив себя как мастер и организатор «неофициального» авангарда. Экспонировал свои произведения на родине с 1957 (выставка произведений молодых художников к 6-му Всемирному фестивалю молодежи; последующие экспозиции - подпольныеи полуподпольные, за рубежом – с 1964. Был одним из участников «бульдозерной»выставки.В 1978 эмигрировал с женой во Францию, поселившись в Париже. «Пьяная кукла» «Свобода».
Слайд 21: Бульдозерная выставка
15 сентября 1974 года группа московских художников устроила вернисаж своих работ на открытом воздухе. Но любители живописи не смогли полюбоваться на картины – выставку снесли 3 бульдозера. Это событие стало символом окончательного завершения «хрущевской оттепели», но зато еще раз показало, что в Советском Союзе есть не только официальное искусство. Выставка была организована на пустыре под открытым не бом. К ней художники готовились долго и серьезно, отбирая полотна, в которых бы власти не усмотрели "антисоветчину". Непредвиденным событием стало появление на вернисаже бульдозеров, которые смели картины на глазах более 500 человек. Информация о разгроме выставки облетела тогда все зарубежные средства информации
Слайд 22: Д.Краснопевцев (1925-1995)
Д.Краснопевцев- художник своего собственного направления, отрицающий свою принадлежность к нонконформизму. В своих произведениях он увлечённо исследует зависимость степени выразительности образа от его обобщенности, сводя облик предметов к максимально обобщенной, но всё же узнаваемой форме. Натюрморты. 60-е гг.
Слайд 24: Д. Плавинский. Разрушенная церковь
Д.Плавинский сочетает в своем творчестве живопись маслом и рисунок тушью, гипсовый рельеф и раскрашенную резьбу. Главное – любовь к структурам. «Структурализмом» проникнуто всё: пишет ли он картины, изучает ли окаменевшие раковины, рассматривает ли гриб, насекомых- везде он ищет эту ритмичность разнообразных структур. Колорит его картин всегда неярок. Необычностью отличаются его работы на религиозные сюжеты.В них своеобразная манера письма сочетается с глубокими размышлениями на вечные темы.
Слайд 26: А.Зверев (1931-1986)
Этот художник олицетворял собой символ свободного, неофициального искусства. Жизнь его стала отражением «Бродячего сюжета» о сумасшедшем таланте, способном взмахом руки создать шедевр, скитающемся от порога к порогу и гибнущем от пьянства и нищеты. Художественный почерк Зверева отличается удивительной лёгкостью, выразительностью и точностью в передаче характера скупыми средствами. Ему свойственна свобода цветовой игры, виртуозное мастерство сочетается с просветлённостью и глубиной образов. «Русский Матисс». Автопортрет.1971
Слайд 35: Н.Нестерова (1944)
В своём творчестве она обращается к стилистике примитива, обогащая его язык сложными цветовыми сочетаниями и необычайной фактурой поверхности картин. Излюбленными сюжетами стали жанровые сцены, но в них присутствует некий философский подтекст, придающий подчас новое значение изображаемым сценам отдыха. Гуляний. Тривиальные эпизоды окрашены сарказмом, отражая мир антигероев, обывателей советского перида. Хохот.1989
Слайд 37: Т.Назаренко.(1944)
Темы карнавалов и праздников усиливают игровое начало в творчестве художницы, мотивы иносказаний, аллегорий. Свое понимание в передаче современных событий, нередко объединённое с историческим контекстом, позволяет художнице применять приёмы примитивизма, а также обращаться к традициям Ренессанса. Карнавал.1979
Слайд 38: Т.Назаренко.Пугачёв. 1980 В её исторических работах сложная судьба героев картин осмыслена как тема жизни и смерти. Поступка и расплаты за него. В чём-то они напоминают документальный коллаж, созданный кистью
Слайд 39: А.Кабаков. Рука и репродукция Рейсдаля.1965
Московский концептуализм — направление в неофициальном искусстве СССР. Термин возник в 1979 году, благодаря статье Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм», опубликованной в журнале «А-Я». Также это направление иногда именуют « Московской концептуальной школой ». Илья Кабаков Андрей Монастырский и арт-группа Коллективные действия Эрик Булатов Дмитрий Александрович Пригов Виктор Пивоваров и др.
Слайд 40
Если на Западе концептуализм возник как реакция на засилие рекламы и СМИ, то в Советском Союзе актуальным было создание личного интеллектуального пространства, свободного как от идеологии, так и от противостояния ей. С конца 60-х в московской андеграудной культуре — в искусстве, прозе и поэзии формируется в русле концептуализма особое направление, суть которого сводится к наложению друг на друга двух языков — затертого "совкового" языка и авангардного метаязыка, описывающего первый. Московские концептуалисты во многом оказываются наследниками обэриутов, обыгрывая абсурдность ситуаций, форм и слов, мифологизируя абсурдную повседневность. Джозеф Кошут, один из основоположников течения, писал в статье Искусство после философии (1969): "Основное значение концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства — или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется. …физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство — это сила идеи, а не материала". Концептуальное искусство не взывает к эмоциональному сопереживанию, его суть прежде всего — в интеллектуальном угадывании идеи и восприятии игрового импульса.
Слайд 44: И.Кабаков. Человек, который никогда ничего не выбрасывал.Инсталляция. 80-е гг
Слайд 45: Группа «Гнездо».Железный занавес.1976 Группа «Медицинская герменевтика» Партизаны. 1989
Слайд 47: Соц-арт
Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода. Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта. Также определённое влияние на соц-арт оказал концептуализм. Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и образы советского искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт в игровой, зачастую эпатирующей форме, развенчивал их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. Ирония, гротеск, острая подмена, свободное цитирование, использование разнообразных форм (от живописи до пространственных композиций) стали основой броского, эклектичного художественного языка этого направления.
Слайд 48: Основные черты соц-арта:
Основным принципом соц-арта стала критика и осмеяние ценностей. Метод соц-арта основан на автокарикатуре и самопародии. Художник выступает в произведениях не от своего имени, а от лица некоего "лирического героя", в маске которого он появляется и на перформансах. Собирательный образ персонажа соц-арта можно выразить понятием "Плут", озорной обманщик и шарлатан, человек с двойным дном, использующий в своей деятельности стратегию игры, симуляции, борющегося с властью не силой, но хитростью.
Слайд 49: Представители:
Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид, вокруг которых во второй половине 1970-х сложился круг художников, разделяющих их взгляды и убеждения: Эрик Булатов Александр Косолапов Леонид Соков Дмитрий Пригов Борис Орлов Ростислав Лебедев Григорий Брускин
Слайд 50: Виталий Комар, Александр Меламид. Возникновение социалистического реализма. 1983. Холст, масло. 183,5х122. Коллекция Нортона и Нэнси Додж, Университет Нью-Джерси
Слайд 51: Виталий Комар, Александр Меламид «Цитата». 1972 г
Комар и Меламид. «Демонстрация»
Слайд 53
Прошедшие выставки «Соц-арт. Политическое искусство в России» Фотографии с выставки... 21 октября 2007 по 15 января 2008 во Франции прошла масштабная выставка современного русского искусства - «Соц-арт. Политическое искусство в России». Местом проведения выставки стал знаменитый парижский фонд «Мезон Руж» (la Maison Rouge). Соц-арт возник в 1970-е -1980 гг. в СССР в среде неофициальных художников как течение, противопоставляющее себя социалистическому реализму. Главным принципом основоположников и художников этого направления этого направления Виталия Комара, Александра Меламида, Бориса Орлова, Александра Косолапова, Эрика Булатова была критическая, нередко ироническая, переоценка советской символики, лозунгов, и пропагандистских штампов. Соц-арт, развивавшийся как пародия на современную художникам реальность, получил широкое распространение в эпоху перестройки. В настоящее время существуют многочисленные стили и направления, интерпретирующие политическую и социальную ситуацию в обществе и культуре, в которых используются различные приёмы, существующие и в западном искусстве, например, в поп-арт. Идея собрать воедино и продемонстрировать в рамках единой экспозиции многочисленных авторов и различных направлений соц-арта впервые была реализована в марте 2007 года в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. Экспозиция была подготовлена отделом новейших течений Государственной Третьяковской Галереи и показана в залах на Крымском Валу. Выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России» представила соц-арт в хронологическом развитии от проектов В. Комара и А. Меламида 1972 г. - до работ современных русских художников Олега Кулика, Сергея Мироненко, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Георгия Острецова, В. Цаголова и других, и включала семь разделов, каждый из которых соответствовал определённому направлению внутри соцартистского движения. Российское искусство представляли работы В. Комара и А Меламида, И.Кабакова, Э.Булатова, Г. Брускина, Б. Орлова, А.Косолапова, Л. Сокова и многих других художников, завершала экспозицию эффектная инсталляция Георгия Острецова, расположенная прямо в кафе Красного Дома. В экспозицию вошли около 300 произведений из собрания Государственной Третьяковской Галереи, частных коллекций и мастерских художников. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» оказал поддержку проекту и предоставил семь работ, в том числе, знаковую картину Эрика Булатова «Слава КПСС» (2003-2005 гг.), бронзовую скульптуру «Микки и Мини. Рабочий и Колхозница» (2004-2005) А.Косолапова, несколько работ В. Комара и А. Меламида, скульптуру Г. Брускина и др. работы. Эрик Булатов. «Слава КПСС». А.Косолапов. «Микки и Мини. Рабочий и Колхозница». В. Комар и А. Меламид. «Демонстрация». В. Комар и А. Меламид. «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить».
Слайд 57
А.Косолапов. «Микки и Мини. Рабочий и Колхозница». Александр Косолапов, Без названия, Нью-Йорк (1981)