Советская культура 70-80х годов ХХ века — презентация
logo
Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • А.Болтинов, В.Воскресенский, Ю.Шевердяев. Гостиница «Интурист» 1970
  • Ю.Шевердяев.Центральный театр кукол С.Образцова.1970
  • А.Великанов. Московский государственный детский музыкальный театр Н.Сац. 1979
  • Театр «Современник» реж.О.Ефремов 1956 Театр на Таганке реж.Ю.Любимов 1964
  • Д.Чечулин и др. Дом правительства РФ. 1980-1981
  • «Бумажная архитектура» 1980-е гг. Ю.Аввакумов А.Белов
  • И.Виноградов,Г.Астафьев. Б.Климов и др. Расширение Третьяковской галереи.1986-1991
  • А.Пологова.(1923 ) Её работы отличает соединение обобщённой формы с индивидуальной узнаваемостью. Она использует разнообразные материалы -гипс, дерево, фаянс.
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • В.Сидур.Взывающий.1979 Голова А.Эйнштейна.1967
  • В.Сидур. Памятник погибшим от бомб.1974 оставшимся без погребения.1972
  • В.Сидур. Иллюзионист. Улыбка века.1969 Сговор.1983
  • Д.Жилинский (1927)
  • Д.Жилинский
  • Д.Жилинский. Портрет королевы Дании Маргреты II и крон-принца Фредерика.1993
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • Бульдозерная выставка
  • Д.Краснопевцев (1925-1995)
  • Д.Краснопевцев. Натюрморты 1960-70е гг.
  • Д. Плавинский. Разрушенная церковь.
  • Д.Плавинский. Теорема Пифагора. 1975 Разбитое зеркало.
  • А.Зверев (1931-1986)
  • А.Зверев. Бульвар. 1962 Женский портрет.1970
  • А.Зверев. Пиво и рак.1980. Русский матрос.1981
  • М.Шемякин(1943) Метафизический автопортрет.
  • М.Шемякин.Балаганчик. 1987 Жандарм. 1961
  • Изменчивые тени.1981 Мясо.1965
  • М.Шемякин.Петр I Сфинкс
  • М.Шемякин. Дети-жертвы пороков взрослых. Куклы к спектаклю «Щелкунчик»
  • М.Шемякин. Иллюстрации к песням В.Высоцкого. Конец 70-х
  • Н.Нестерова (1944)
  • Н.Нестерова.Арбат.1984 Дом на набережной.1978
  • Т.Назаренко.(1944)
  • Т.Назаренко.Пугачёв. 1980 В её исторических работах сложная судьба героев картин осмыслена как тема жизни и смерти. Поступка и расплаты за него. В чём-то они
  • А.Кабаков. Рука и репродукция Рейсдаля.1965
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • И.Кабаков.Вопросы и ответы.1976
  • И.Кабаков.Лопата.1984
  • И.Кабаков.Внимательный зритель.1980
  • И.Кабаков. Человек, который никогда ничего не выбрасывал.Инсталляция. 80-е гг.
  • Группа «Гнездо».Железный занавес.1976 Группа «Медицинская герменевтика» Партизаны. 1989
  • Группа «Перцы». Корзина. Без названия. 1988-1989 Вентилятор.
  • Соц-арт
  • Основные черты соц-арта:
  • Представители:
  • Виталий Комар, Александр Меламид. Возникновение социалистического реализма. 1983. Холст, масло. 183,5х122. Коллекция Нортона и Нэнси Додж, Университет
  • Виталий Комар, Александр Меламид «Цитата». 1972 г.
  • дорога
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • Э.Булатов. Опасно.1973 Мак.1964
  • Советская культура 70-80х годов ХХ века
  • А.Косолапов.1980
  • Демонтаж памятника Дзержинскому. 1991
  • Восстановление Храма Христа Спасителя. 1994
1/60

Первый слайд презентации: Советская культура 70-80х годов ХХ века

Изображение слайда

Слайд 2: А.Болтинов, В.Воскресенский, Ю.Шевердяев. Гостиница «Интурист» 1970

Изображение слайда

Слайд 3: Ю.Шевердяев.Центральный театр кукол С.Образцова.1970

Изображение слайда

Слайд 5: Театр «Современник» реж.О.Ефремов 1956 Театр на Таганке реж.Ю.Любимов 1964

Изображение слайда

Слайд 6: Д.Чечулин и др. Дом правительства РФ. 1980-1981

Изображение слайда

Слайд 8: И.Виноградов,Г.Астафьев. Б.Климов и др. Расширение Третьяковской галереи.1986-1991

Изображение слайда

Слайд 10

В.Сидур. (1924-1986) Формула скорби.1972 Гуманистический пафос, сочуствие к Человеку Страдающему –черта творчества В.Сидура. Обращался к необычным материалам- отопительным радиаторам, канализационным трубам, разрушенным моторам. Кроме скульптуры, живописи и графики Сидур создал сборник стихов, снял фильм по собственной прозе «Памятник современному состоянию» 1974г.

Изображение слайда

Слайд 11: В.Сидур.Взывающий.1979 Голова А.Эйнштейна.1967

Изображение слайда

Слайд 12: В.Сидур. Памятник погибшим от бомб.1974 оставшимся без погребения.1972

Изображение слайда

Слайд 13: В.Сидур. Иллюзионист. Улыбка века.1969 Сговор.1983

Изображение слайда

Слайд 14: Д.Жилинский (1927)

Времена года.1974 Семья. У моря. 1964 Обращается к эстетике Ренессанса, к культу прекрасного, к проблеме духовного совершенства человека. Точный, изящный рисунок, полнота цвета.

Изображение слайда

Слайд 15: Д.Жилинский

Играет С.Рихтер. 1984-1985 Разговор о Дюрере и Кранахе.1978 Композиции представляют синтез портрета и тематической картины, в которой персонаж погружается в окружающюю среду, являющуюся ключом к внутреннему миру его героев.

Изображение слайда

Слайд 16: Д.Жилинский. Портрет королевы Дании Маргреты II и крон-принца Фредерика.1993

Изображение слайда

Слайд 17

«Лианозовская группа» – условное название сложившегося к концу пятидесятых годов 20 в. дружеского круга российских поэтов и художников, центром которого был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий (1893–1978), и куда входили поэты Генрих Сапгир (1928–1999), Игорь Холин (1920–1999), Ян Сатуновский (1913–1982), Всеволод Некрасов (р. 1934), а также художники Оскар Рабин (р. 1928), Николай Вечтомов (р. 1923), Лидия Мастеркова (р. 1929), Владимир Немухин (р. 1925), художник и поэт Лев Кропивницкий (1922–1994), сын Е.Л.Кропивницкого. Круг этот складывался постепенно и спонтанно, знакомства перетекали сначала в добрые товарищеские связи, а затем в дружбу, причем в творчестве выступали на первый план не какие-либо единые эстетические каноны или устремления, а общее у всех желание выстроить новую поэтику и выразить себя с наибольшей полнотой: «…была и не группа, не манифест, а дело житейское, конкретное. Хоть и объединяло авторов в конечном счете в чем-то сходных…» (Вс.Некрасов). Для поэтов и художников-«лианозовцев» характерен повышенный интерес к исканиям товарищей и взаимная поддержка.

Изображение слайда

Слайд 18

Л. Кропивницкий Бык.1964 Абстракция.1965 Л. Кропивницкий. Композиция.1968

Изображение слайда

Слайд 19

Валентина Евгеньевна Кропивницкая (р. 1924) Супруга художника О.Я.Рабина. Принимая участие в полуофициальных,неофициальных и заграничных выставках с 1966, завоевала известность многолетним графическим циклом (в технике карандашного монохромного рисунка). Мотивы национально-романтического пейзажа эпохи символизма и гибкая ритмика модерна образуют здесь сюрреальные эпизоды из жизни полулюдей-полузверушек, чьи фигуры маячат среди изб, церквей и растений на фоне медленно подступающего потопа. Животные. В. Кропивницкая.

Изображение слайда

Слайд 20

РАБИН, ОСКАР ЯКОВЛЕВИЧ (р. 1928 ) В 1948–1949 учился в Художественном институте имени В.И.Сурикова, откуда был исключен за «формализм». До 1958 работал грузчиком на железной дороге и мастером на стройке, а затем в Комбинате декоративно-оформительского искусства. Был одним из самых активных членов «лианозовского кружка», проявив себя как мастер и организатор «неофициального» авангарда. Экспонировал свои произведения на родине с 1957 (выставка произведений молодых художников к 6-му Всемирному фестивалю молодежи; последующие экспозиции - подпольныеи полуподпольные, за рубежом – с 1964. Был одним из участников «бульдозерной»выставки.В 1978 эмигрировал с женой во Францию, поселившись в Париже. «Пьяная кукла» «Свобода».

Изображение слайда

Слайд 21: Бульдозерная выставка

15 сентября 1974 года группа московских художников устроила вернисаж своих работ на открытом воздухе. Но любители живописи не смогли полюбоваться на картины – выставку снесли 3 бульдозера. Это событие стало символом окончательного завершения «хрущевской оттепели», но зато еще раз показало, что в Советском Союзе есть не только официальное искусство. Выставка была организована на пустыре под открытым не бом. К ней художники готовились долго и серьезно, отбирая полотна, в которых бы власти не усмотрели "антисоветчину". Непредвиденным событием стало появление на вернисаже бульдозеров, которые смели картины на глазах более 500 человек. Информация о разгроме выставки облетела тогда все зарубежные средства информации

Изображение слайда

Слайд 22: Д.Краснопевцев (1925-1995)

Д.Краснопевцев- художник своего собственного направления, отрицающий свою принадлежность к нонконформизму. В своих произведениях он увлечённо исследует зависимость степени выразительности образа от его обобщенности, сводя облик предметов к максимально обобщенной, но всё же узнаваемой форме. Натюрморты. 60-е гг.

Изображение слайда

Слайд 23: Д.Краснопевцев. Натюрморты 1960-70е гг

Изображение слайда

Слайд 24: Д. Плавинский. Разрушенная церковь

Д.Плавинский сочетает в своем творчестве живопись маслом и рисунок тушью, гипсовый рельеф и раскрашенную резьбу. Главное – любовь к структурам. «Структурализмом» проникнуто всё: пишет ли он картины, изучает ли окаменевшие раковины, рассматривает ли гриб, насекомых- везде он ищет эту ритмичность разнообразных структур. Колорит его картин всегда неярок. Необычностью отличаются его работы на религиозные сюжеты.В них своеобразная манера письма сочетается с глубокими размышлениями на вечные темы.

Изображение слайда

Слайд 25: Д.Плавинский. Теорема Пифагора. 1975 Разбитое зеркало

Изображение слайда

Слайд 26: А.Зверев (1931-1986)

Этот художник олицетворял собой символ свободного, неофициального искусства. Жизнь его стала отражением «Бродячего сюжета» о сумасшедшем таланте, способном взмахом руки создать шедевр, скитающемся от порога к порогу и гибнущем от пьянства и нищеты. Художественный почерк Зверева отличается удивительной лёгкостью, выразительностью и точностью в передаче характера скупыми средствами. Ему свойственна свобода цветовой игры, виртуозное мастерство сочетается с просветлённостью и глубиной образов. «Русский Матисс». Автопортрет.1971

Изображение слайда

Слайд 27: А.Зверев. Бульвар. 1962 Женский портрет.1970

Изображение слайда

Слайд 28: А.Зверев. Пиво и рак.1980. Русский матрос.1981

Изображение слайда

Слайд 29: М.Шемякин(1943) Метафизический автопортрет

Изображение слайда

Слайд 30: М.Шемякин.Балаганчик. 1987 Жандарм. 1961

Изображение слайда

Слайд 31: Изменчивые тени.1981 Мясо.1965

Изображение слайда

Слайд 32: М.Шемякин.Петр I Сфинкс

Изображение слайда

Слайд 33: М.Шемякин. Дети-жертвы пороков взрослых. Куклы к спектаклю «Щелкунчик»

Изображение слайда

Слайд 34: М.Шемякин. Иллюстрации к песням В.Высоцкого. Конец 70-х

Изображение слайда

Слайд 35: Н.Нестерова (1944)

В своём творчестве она обращается к стилистике примитива, обогащая его язык сложными цветовыми сочетаниями и необычайной фактурой поверхности картин. Излюбленными сюжетами стали жанровые сцены, но в них присутствует некий философский подтекст, придающий подчас новое значение изображаемым сценам отдыха. Гуляний. Тривиальные эпизоды окрашены сарказмом, отражая мир антигероев, обывателей советского перида. Хохот.1989

Изображение слайда

Слайд 36: Н.Нестерова.Арбат.1984 Дом на набережной.1978

Изображение слайда

Слайд 37: Т.Назаренко.(1944)

Темы карнавалов и праздников усиливают игровое начало в творчестве художницы, мотивы иносказаний, аллегорий. Свое понимание в передаче современных событий, нередко объединённое с историческим контекстом, позволяет художнице применять приёмы примитивизма, а также обращаться к традициям Ренессанса. Карнавал.1979

Изображение слайда

Слайд 38: Т.Назаренко.Пугачёв. 1980 В её исторических работах сложная судьба героев картин осмыслена как тема жизни и смерти. Поступка и расплаты за него. В чём-то они напоминают документальный коллаж, созданный кистью

Изображение слайда

Слайд 39: А.Кабаков. Рука и репродукция Рейсдаля.1965

Московский концептуализм — направление в неофициальном искусстве СССР. Термин возник в 1979 году, благодаря статье Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм», опубликованной в журнале «А-Я». Также это направление иногда именуют « Московской концептуальной школой ». Илья Кабаков Андрей Монастырский и арт-группа Коллективные действия Эрик Булатов Дмитрий Александрович Пригов Виктор Пивоваров и др.

Изображение слайда

Слайд 40

Если на Западе концептуализм возник как реакция на засилие рекламы и СМИ, то в Советском Союзе актуальным было создание личного интеллектуального пространства, свободного как от идеологии, так и от противостояния ей. С конца 60-х в московской андеграудной культуре — в искусстве, прозе и поэзии формируется в русле концептуализма особое направление, суть которого сводится к наложению друг на друга двух языков — затертого "совкового" языка и авангардного метаязыка, описывающего первый. Московские концептуалисты во многом оказываются наследниками обэриутов, обыгрывая абсурдность ситуаций, форм и слов, мифологизируя абсурдную повседневность. Джозеф Кошут, один из основоположников течения, писал в статье Искусство после философии (1969): "Основное значение концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства — или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется. …физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство — это сила идеи, а не материала". Концептуальное искусство не взывает к эмоциональному сопереживанию, его суть прежде всего — в интеллектуальном угадывании идеи и восприятии игрового импульса.

Изображение слайда

Слайд 41: И.Кабаков.Вопросы и ответы.1976

Изображение слайда

Слайд 42: И.Кабаков.Лопата.1984

Изображение слайда

Слайд 43: И.Кабаков.Внимательный зритель.1980

Изображение слайда

Слайд 44: И.Кабаков. Человек, который никогда ничего не выбрасывал.Инсталляция. 80-е гг

Изображение слайда

Слайд 45: Группа «Гнездо».Железный занавес.1976 Группа «Медицинская герменевтика» Партизаны. 1989

Изображение слайда

Слайд 46: Группа «Перцы». Корзина. Без названия. 1988-1989 Вентилятор

Изображение слайда

Слайд 47: Соц-арт

Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода. Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта. Также определённое влияние на соц-арт оказал концептуализм. Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и образы советского искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт в игровой, зачастую эпатирующей форме, развенчивал их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. Ирония, гротеск, острая подмена, свободное цитирование, использование разнообразных форм (от живописи до пространственных композиций) стали основой броского, эклектичного художественного языка этого направления.

Изображение слайда

Слайд 48: Основные черты соц-арта:

Основным принципом соц-арта стала критика и осмеяние ценностей. Метод соц-арта основан на автокарикатуре и самопародии. Художник выступает в произведениях не от своего имени, а от лица некоего "лирического героя", в маске которого он появляется и на перформансах. Собирательный образ персонажа соц-арта можно выразить понятием "Плут", озорной обманщик и шарлатан, человек с двойным дном, использующий в своей деятельности стратегию игры, симуляции, борющегося с властью не силой, но хитростью.

Изображение слайда

Слайд 49: Представители:

Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид, вокруг которых во второй половине 1970-х сложился круг художников, разделяющих их взгляды и убеждения: Эрик Булатов Александр Косолапов Леонид Соков Дмитрий Пригов Борис Орлов Ростислав Лебедев Григорий Брускин

Изображение слайда

Слайд 50: Виталий Комар, Александр Меламид. Возникновение социалистического реализма. 1983. Холст, масло. 183,5х122. Коллекция Нортона и Нэнси Додж, Университет Нью-Джерси

Изображение слайда

Слайд 51: Виталий Комар, Александр Меламид «Цитата». 1972 г

Комар и Меламид. «Демонстрация»

Изображение слайда

Слайд 52: дорога

В.Комар и А.Меламид. «Без названия»

Изображение слайда

Слайд 53

Прошедшие выставки «Соц-арт. Политическое искусство в России» Фотографии с выставки... 21 октября 2007  по 15 января 2008 во Франции прошла масштабная выставка современного русского искусства - «Соц-арт. Политическое искусство в России». Местом проведения выставки стал знаменитый парижский фонд «Мезон Руж» (la Maison Rouge). Соц-арт возник  в 1970-е -1980 гг. в СССР в среде неофициальных художников как течение, противопоставляющее себя  социалистическому реализму. Главным принципом  основоположников и художников этого направления этого направления Виталия Комара,  Александра Меламида, Бориса Орлова, Александра Косолапова, Эрика Булатова была  критическая, нередко ироническая, переоценка советской символики, лозунгов, и пропагандистских штампов. Соц-арт,  развивавшийся  как пародия  на современную художникам реальность, получил широкое распространение в эпоху перестройки. В настоящее время существуют многочисленные стили и направления, интерпретирующие политическую и социальную ситуацию в  обществе и культуре, в которых используются различные приёмы, существующие и в западном искусстве, например, в поп-арт. Идея собрать воедино и продемонстрировать в рамках единой экспозиции многочисленных авторов и различных направлений соц-арта впервые была реализована в марте 2007 года в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. Экспозиция была подготовлена отделом новейших течений  Государственной Третьяковской Галереи и показана в залах на Крымском Валу. Выставка  «Соц-арт. Политическое искусство в России» представила соц-арт в  хронологическом  развитии от  проектов В. Комара и А. Меламида 1972 г. - до работ современных русских художников Олега Кулика, Сергея Мироненко, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Георгия Острецова, В. Цаголова и других, и включала семь разделов, каждый из которых соответствовал определённому направлению внутри соцартистского движения. Российское искусство представляли работы В. Комара и А Меламида, И.Кабакова, Э.Булатова, Г. Брускина, Б. Орлова, А.Косолапова, Л. Сокова и многих других художников, завершала экспозицию эффектная инсталляция Георгия Острецова, расположенная прямо в кафе Красного Дома. В экспозицию вошли около 300 произведений из собрания Государственной Третьяковской Галереи, частных коллекций и мастерских художников. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» оказал поддержку проекту и предоставил семь работ,  в том числе, знаковую картину Эрика Булатова «Слава КПСС» (2003-2005 гг.), бронзовую скульптуру «Микки и Мини. Рабочий и Колхозница» (2004-2005) А.Косолапова, несколько работ В. Комара и А. Меламида, скульптуру Г. Брускина  и др. работы. Эрик Булатов. «Слава КПСС». А.Косолапов. «Микки и Мини. Рабочий и Колхозница». В. Комар и А. Меламид. «Демонстрация». В. Комар и А. Меламид. «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить».

Изображение слайда

Слайд 54

Эрик Булатов «Русский 20 век »

Изображение слайда

Слайд 55

Эрик Булатов. «Слава КПСС». «Дорога»

Изображение слайда

Слайд 56: Э.Булатов. Опасно.1973 Мак.1964

Изображение слайда

Слайд 57

А.Косолапов. «Микки и Мини. Рабочий и Колхозница». Александр Косолапов, Без названия, Нью-Йорк (1981)

Изображение слайда

Слайд 58: А.Косолапов.1980

Изображение слайда

Слайд 59: Демонтаж памятника Дзержинскому. 1991

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Советская культура 70-80х годов ХХ века: Восстановление Храма Христа Спасителя. 1994

Изображение слайда

Похожие презентации