Первый слайд презентации
Специальное образование в Италии Презентацию подготовила: Студентка группы СДО(О)-18 Меджитова Сание
Слайд 2
Этапы пути Италии к инклюзии в школе До шестидесятых годов: От изоляции к медикализации ; Шестидесятые – середина семидесятых годов: От медикализации к включению; Середина семидесятых – девяностые годы: От включения к интеграции; После девяностых годов: От интеграции к инклюзии
Слайд 3
Вопрос специального образования в Италии долгое время игнорировали, однако количество детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в массовых школах превышало 90%. С 1928 года обязательное образование стало распространяться на слепых и немых детей, при условии, что у них нет других недостатков.
Слайд 4
По мнению исследователей, Италия стала апробационной площадкой инклюзивной модели образования остального мира. Ранний период итальянцы называют «дикой интеграцией ». В этот период главной целью была социализация и адаптация детей в школьное сообщество таким образом, чтобы у всех было чувство принадлежности. На первый план ставилось принятие и уважение отличий, как неотъемлемых черт личности.
Слайд 5
Закон 104 «О праве детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах», который принят в 1992г., ставит во главу угла не только социализацию, но и качественное обучение академическим дисциплинам. В набор помощи входит гарантии участия семьи в создании индивидуальной программы для ребенка. В 2003 году министерство образования обязывает всех директоров принять участие в тренинге без отрыва от работы, всем учителям предписывается пройти курс повышения квалификации, рассчитана на 40 часов в год.
Слайд 6
В 2000 году принят Закон 328/00 о реформе системы социального обеспечения, предусматривающий создание "местных служб социальной защиты" и интегрированной системы социального обеспечения, в рамках которой вводится использование местных социальных планов, основанных на принципах делегирования полномочий, сотрудничества и интеграции служб.
Слайд 7
Особенность итальянского подхода Заключается в тесном взаимодействии школ со специалистами организаций, относящихся к сфере здравоохранения, которые осуществляют диагностику и терапию. Среди этих специалистов врачи, психологи, социальные работники, медсестры, логопеды, функциональные и физические терапевты. Диагностика, помимо оценки развития ребенка, включает определение эмоциональных ресурсов семьи, чтобы на них можно было опереться. Такой подход к диагностике, когда ее цель – не выявление дефекта, а получение цельной картины, сейчас принят во многих странах.
Слайд 8
В Италии, как и в США, большое внимание уделяется взаимной поддержке школьников в форме совместной работы над усвоением материала. Однако существуют и проблемы с включением детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу. Одна из них – обучение этих детей академическим дисциплинам в старших классах. При разработке индивидуальной учебной программы учитываются особенности личности, определяются специалисты сопровождения, с учетом конкретных потребностей учащегося, это может быть дефектолог, логопед, либо психолог.
Слайд 9
Переход к инклюзивному образованию позволяет обычной школе улучшить свое качество: стать школой, в которой все дети получают радушный прием, могут учиться в своем собственном темпе и, что самое важное, могут участвовать в жизни коллектива; школой, где детям удается понять все различия и то, что это многообразие их обогащает.
Слайд 10
Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную систему Италии Итальянская модель позволила детям с ограниченными возможностями: овладевать знаниями (первая функция школы) общаться со своими сверстниками (вторая, но отнюдь не второстепенная функция школы) пользоваться профилактическим воздействием (сокращение ограничений жизнедеятельности)
Слайд 13
В Италии не существует ни советов по вопросам здравоохранения, социального обеспечения или образования, ни какого-либо административного управления, которые решали бы, может учащийся посещать школу или нет, или следует ли его/ ee направить в специальную школу или в обычную. Любая государственная или негосударственная (частная, муниципальная или региональная) школа в Италии, получающая официальную аккредитацию (Закон 62/2000), обязана принимать любых учащихся с ограниченными возможностями, даже при наличии серьезных нарушений
Слайд 14
Исходя из диагноза, рабочая группа в составе учителей, членов семей и работников социально- санитарных служб, обслуживающих ребенка, подготавливает индивидуализированный учебный план - ИУП и заботится о периодических проверках общих результатов. Достигаемые в рамках учебного проекта результаты, оцениваются исключительно преподавателями. ИУП и учебный план должны быть обеспечены кадрами и инструментарием, в том числе технологическим, которые должны адекватно соответствовать характеру инвалидности и степени ее тяжести.
Слайд 15
Бесплатный проезд в школу и из школы обеспечивается соответствующим муниципалитетом Вспомогательные учителя проходят особый двухгодичный курс специализации и оплачиваются администрацией школ Ассистент/педагог, обеспечивающий мобильность и соблюдение правил личной гигиены в школе, а также оказывающий помощь на дому во второй половине дня, предоставляется муниципалитетом Специальные учебные материалы предоставляются, главным образом, муниципалитетами и частично подготавливаются администрацией школ Условия, на которых предоставляются эти услуги, регламентируются программными соглашениями между различными государственными учреждениями
Слайд 16
Профессиональными работниками системы инклюзивного образования в Италии являются вспомогательный учитель и педагог, обучающий социальным навыкам. Их подготовка ведется на Факультете педагогических наук (3+2). Преподаватели школ и высших учебных заведений, желающие стать вспомогательными учителями, должны пройти двухгодичный курс специализации. Вспомогательный учитель работает в классах, в которых имеются дети с ограниченными возможностями (макс. 2), и он/она обучает всех школьников/студентов. В 2010/11 году их насчитывалось 95 000.
Слайд 17
Оценка успеваемости учащихся с ограниченными возможностями осуществляется соответствующими классными комитетами на основании составляемых ими индивидуализированных учебных планов. Учащиеся в дошкольном заведении, начальной или "промежуточной" школе получают официальную оценку наравне со всеми другими своими одноклассниками. По окончании начальной/"промежуточной" школы, за исключением наиболее тяжелых случаев, обычно выдается диплом.
Слайд 18
В средней школе учащиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями занимаются по "дифференцированным" учебным программам и оценка их успеваемости осуществляется на основе этих специальных программ. Учащиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями получают не официальный аттестат, а "свидетельство", в котором описаны виды деятельности, в которых они участвовали, и достигнутые результаты.
Слайд 19
Благодаря Закону 68/99 лица с ограниченными возможностями имеют право на обязательное трудоустройство (целевое трудоустройство) в государственных органах и на частных предприятиях в пределах квот для инвалидов, признанных специальным медико-юридическим комитетом. Законом 104/92 предусматривается, что в университетах студенты с ограниченными возможностями, отвечающие соответствующим юридическим требованиям, вправе согласовывать учебные планы и порядок приема экзаменов со своими преподавателями.
Слайд 20
В соответствии с Законом 17/99 каждый университет должен назначить преподавателя, ответственного за прием студентов с ограниченными возможностями, а также " наставников " (из числа студентов старших курсов). Университет обязан гарантировать устранение архитектурных препятствий и иметь штат ассистентов, которые должны обеспечивать мобильность студентов с ограниченными возможностями.