Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового — презентация
logo
Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
  • Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового
1/21

Первый слайд презентации

«Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового предмета Беляева Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, ведущий научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Москва n-belyaeva@yandex.ru Все права защищены. Никакая часть презентации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ, для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав. © АО Издательство «Просвещение», 2020 г.

Изображение слайда

Слайд 2

Предмет «Родной язык (русский)»: утверждена учебная программа, появились учебники, на Всероссийских и региональных конференциях, семинарах учителей, многочисленных вебинарах обсужда­лись вопросы предназначения предмета «Родной язык (русский)», его различия с основным курсом «Русский язык», места в базисном учебном плане и т. д. Предмет «Родная литература (русская)»: утверждена примерная программа, в печати находятся учебники для 5 и 9 классов, в стадии завершения учебники для 6 – 8 классов, опубликован ряд статей, в которых обоснованы цели, основные структурно-содержательные и методические подходы к преподаванию предмета. (Д алее будут созданы примерная рабочая программа и УМК для всех классов.) Предметная область «Родной язык и родная литература» В переходный период сложилась разная практика преподавания нового предмета в условиях временного от­сутствия программ и учебников, однако наиболее частым было либо расширение курса «Литература», либо изучение курса «Литературное крае­ведение», связанного с творчеством местных писателей. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; ФЗ от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении из­менений в ст. 11 и 14 ФЗ «Об об­разовании в РФ»; Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального госу­дарственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). Нормативная основа примерной программы курса «Родная литература (русская)» (авт. М.А. Аристова, Н.В. Беляева, Ж.Н. Критарова ) : основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 3

Стратегическая цель предмета «Родная литература (русская)» – сохранение русского языка, литературы и культуры, что является задачей обеспечения национальной безопасности страны Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. N 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. N 1666». Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/72120010/#ixzz5zgw1Pc24 11.1. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/72120010/#ixzz5zgxGly37 NB Новый учебный предмет нужен для усиления роли русского языка и русской литературы в многонациональном российском обществе в контексте уважения к языкам, литературам и традициям народов РФ основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 4

Родной язык (русский), родная литература (русская) – обязательные предметы. Приказами Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС, где «Родной язык, родная литература и литературное чтение на родном языке» входят в обязательную (инвариантную) часть учебного плана. «Литература» и «Родная литература (русская)» – это два разных предмета. Они входят в разные предметные области. Для предмета «Родная литература (русская)» в школах разрабатывается рабочая программа в соответствии с ФГОС. Школа решает, какое количество часов выделить на предмет в учебном плане. Недопустимо вводить его за счет часов предмета «Литература». «Родная литература (русская)» – обязательный учебный предмет по выбору обучающихся из курсов родных литератур основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020 Региональные УМО могут сами разрабатывать рабочие программы по «Родной литературе (русской)» в основной школе на основе утвержденной примерной программы по предмету https://fgosreestr.ru/registry/rodnay-literature-russkay-5-9/

Изображение слайда

Слайд 5

Предмет «Родная литературу (русская)» является дополнительным по своему содержанию к предмету «Литература» и должен учитывать особенности функционирования русского языка и восприятия русской литературы в разных регионах РФ. Основные цели изучения нового предмета: воспитание патриотизма, развитие гуманистического мировоззрения, национального самосознания и чувства гордости от причастности к многонациональному народу РФ; формирование интереса и ценностного отношения к родной русской литературе в контексте диалога культур всех народов РФ; понимание роли русской литературы в сохранении культурных, нравственных, эстетических ценностей и воспитание ответственности за их сохранение; накопление опыта читательских предпочтений произведений русской родной литературы. Дидактические цели предмета «Родная литература (русская)» Цели основного и дополнительного курсов не могут не пересекаться, т. к. имеют общий объект/предмет изучения. Но предмет «Родная литература (русская)» нацелен на формирование интереса к родной русской литературе и русской культуре в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации. Задача нового предмета – расширить литературный и культурный кругозор школьников за счет их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, ярко воплотивши­ми национальные особенности русской литературы и культуры и актуализирующими вечные проблемы и ценности. основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 6

Отличие предмета «Родная литература (русская)» и основного курса «Литература» Предмет «Родная литература (русская)» отличается от курса «Литература»: целевыми установками и приоритетными личностными результатами (воспитание патриотизма, сохранение национальных ценностей и традиций, знание героических страниц русской истории и др.); отбором произведений с ярко выраженным национально-культурным своеобразием (русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры); расширенным историко-культурным комментарием. Программа содержит: традиционный для школы «первый ряд» национального литературного канона (не входящие в основной курс произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого и др.); «нешкольных» классиков литературы (Б. Шергин, Ф. Абрамов, В. Солоухин и др.); современных авторов, продолжающих национальные традиции русской литературы и более понятных современному школьнику (А. Гиваргизов, А. Игнатова, Н. Назаркин, А. Жвалевский и Е. Пастернак и др.). Современный контекст существенно отличает содержание русской родной литературы от основного курса литературы. «Родная литература (русская)» отличается от других «Родных литератур»: не повторяет содержания курса «Литература» и сведений по истории и теории литературы; в основу предмета положена система ценностных кодов, единых для российской национальной культурной традиции. основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 7

Объединяющие принципы содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)»: культурно-исторический подход к представлению дидактического материала; выделение проблемно-тематических блоков, включающих ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа. Программа содержит три проблемно-тематических блока: «Россия – родина моя»; «Русские традиции»; «Русский характер – русская душа». Каждый блок включает: ключевые слова, отражающие культурные понятия, которые формируют ценностное поле русской литературы и объединяют произведения в сквозные линии ( родные просторы – русский лес – берёза ); подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов ( национальные праздники – Масленица – блины ); подтемы, раскрывающие основные черты русского национального характера и загадки русской души, проблемы взросления подростков и русского языка как главной черты русского народа ( русский характер – защитники Родины – поэты, павшие на Великой Отечественной войне ) Структура предмета «Русская родная литература» основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 8

Классы/ содержательные линии Раздел 1. Россия – родина моя Раздел 2 Русские традиции Раздел 3. Русский характер – русская душа Преданья старины глубокой Города земли русской Родные просторы Праздники русского мира Тепло родного дома «Не до ордена – была бы родина» Загадки русской души О ваших ровесниках «Лишь слову жизнь дана» 5 класс Малые жанры фольклора. Русские народные и литературные сказки Москва в произведениях русских писателей Русский лес Рождество Семейные ценности Отечественная война 1812 года Парадоксы русского характера Школьные контрольные Родной язык, родная речь 6 класс Русские былины: богатыри и богатырство. Былинные сюжеты и герои в русской литературе Русский Север: Архангельск в русской литературе Стихи русских поэтов о зиме. По мотивам русских сказок о зиме Масленица «Всюду родимую Русь узнаю» Оборона Севастополя «Чудеса нужно делать своими руками» Реальность и мечты «На русском дышим языке…» 7 класс Русские народные песни. Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе Сибирский край Русское поле Пасха Русские мастера На Первой мировой войне «Долюшка женская» Взрослые детские проблемы «Такого языка на свете не бывало…» 8 класс Легендарный герой земли русской Иван Сусанин По Золотому кольцу Волга – русская река Троица Родство душ Дети на войне «Сеятель твой и хранитель» Пора взросления Язык поэзии 9 класс Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе Петербург в русской литературе Степь раздольная Августовские Спасы Родительский дом Великая Отечественная война Судьбы русских эмигрантов Прощание с детством «Припадаю к великой реке…» Содержательные линии курса «Родная литература (русская)» В отдельные тематические блоки могут быть введены литературные произведения, включающие в круг национально-специфических явлений образы и моти­вы, отраженные средствами живописи, кино, музыки, театра, что позволяет актуализировать диалог искусств в русской культуре. основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 9

5 класс Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К.Г. Паустовский. Дремучий медведь. 6 класс Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе: И.А. Бунин. Святогор и Илья. М.М. Пришвин. Певец былин. Преданья старины глубокой 7 класс Русские народные песни (исторические и лирические): «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Фольклорные сюжеты и мотивы в русской поэзии : А.С. Пушкин. Песни о Стеньке Разине (песня 1). И.З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…». А.К. Толстой. «Моя душа летит приветом…». 8 класс Легендарный герой земли русской Иван Сусанин : С.Н. Марков. «Сусанин». О.А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…». П.Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы). 9 класс Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. «Как не две тученьки не две грозныя …» (русская народная песня). В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (фрагмент). А.С. Пушкин. «Полководец», « Бородинская годовщина» (фрагмент). М.И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года». И.И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент). основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 10

5 класс Москва в произведениях русских писателей А.С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…». М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…». Л.Н. Мартынов. «Красные ворота». А.П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». Города земли русской 6 класс Русский Север. Архангельск в русской литературе С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б.В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин » (из книги «Поморские были и сказания»). 7 класс Сибирский край В.Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»). А.И. Солженицын. «Колокол Углича». 8 класс По Золотому кольцу Ф.К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…». М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…». И.И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В.А. Степанов. «Золотое кольцо». 9 класс Петербург в русской литературе А.С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…». О.Э. Мандельштам. «Петербургские строфы». А.А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи …»). Д.С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»). Л.В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»). основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 11

Родные просторы 5 класс Русский лес И.С. Соколов-Микитов. Русский лес. А.В. Кольцов. Лес. В.А. Рождественский. Берёза. В.А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…». 6 класс Русская зима Стихи русских поэтов о зиме: И.С. Никитин. «Встреча Зимы». А.А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…». Н.М. Рубцов. «Первый снег». По мотивам русских сказок о зиме: Е.Л. Шварц. Два брата. 7 класс Русское поле И.С. Никитин. Поле. И.А. Гофф. Русское поле. Д.В. Григорович. «Пахарь» (фрагменты из повести). 8 класс Волга – русская река «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н.А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В.С. Высоцкий. Песня о Волге. В.В. Розанов. «Русский Нил». (фрагмент). 9 класс Степь раздольная «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). И.З. Суриков. В степи. А.П. Чехов. Степь (фрагмент). основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 12

5 класс. Рождество Б.Л. Пастернак. Рождественская звезда (фрагмент). В.Д. Берестов. Перед Рождеством. А.И. Куприн. Бедный принц. И.А. Ильин. Рождественское письмо. Праздники русского мира 6 класс Масленица М.Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…». А.Д. Дементьев. Прощёное воскресенье. А.П. Чехов. Блины. Тэффи. Блины. 7 класс Пасха К.Д. Бальмонт. « Благовещенье в Москве». А.С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху». А.А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А.П. Чехов. Казак. 8 класс Троица И.А. Бунин. Троица. С.А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…». Н.И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…». И.А. Новиков. Троицкая кукушка. 9 класс Августовские Спасы К.Д. Бальмонт. Первый спас. Б.А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Е.А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…». Е. И. Носов. Яблочный спас. основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 13

Тепло родного дома 5 класс. Семейные ценности И.А. Крылов. Дерево. И.А. Бунин. Снежный бык. В.И. Белов. Скворцы. 6 класс. « Всюду родимую Русь узнаю» В.А. Рождественский. Русская природа. К.Г. Паустовский. Заботливый цветок. Ю.В. Бондарев. Поздним вечером. 7 класс. Русские мастера С.А. Есенин. Ключи Марии (фрагмент). Ф.А. Абрамов. Дом (фрагмент). В.А. Солоухин. Камешки на ладони. 8 класс. Родство душ Ф.А. Абрамов. Валенки. Т.В. Михеева. Не предавай меня! (главы). А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак. Радость жизни. 9 класс. Родительский дом А.П. Платонов. На заре туманной юности (главы). В.П. Астафьев. Далёкая и близкая сказка (из повести «Последний поклон»). основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 14

5 класс. Отечественная война 1812 года Ф.Н. Глинка. Авангардная песнь. Д.В. Давыдов. Партизан (отрывок). «Не до ордена – была бы Родина…» 6 класс. Оборона Севастополя А.Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. А.А. Фет. Севастопольское братское кладбище. Рюрик Ивнев. Севастополь. 7 класс. На Первой мировой войне С.М. Городецкий. Воздушный витязь. Г.М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…». Георгий Победоносец. Н.С. Гумилёв. Наступление. Война. М.М. Пришвин. Голубая стрекоза. 8 класс. Дети на войне Э.Н. Веркин. Облачный полк (фрагмент). 9 класс Великая Отечественная война Н.П. Майоров. Мы. М.В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..». Ю.М. Нагибин. Ваганов. Е.И. Носов. Переправа. основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 15

5 класс. Парадоксы русского характера К.Г. Паустовский. Похождения жука-носорога (солдатская сказка). Ю.Я. Яковлев. Сыновья Пешеходова. Загадки русской души 6 класс. «Чудеса нужно делать своими руками» Ф.И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…». Н.С. Лесков. Неразменный рубль. В.П. Астафьев. Бабушка с малиной. 7 класс. «Долюшка женская» Ф.И. Тютчев. Русской женщине. Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…». Ю.В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». В.М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…». Ф.А. Абрамов. Золотые руки. 8 класс. «Сеятель твой и хранитель» И.С. Тургенев. Сфинкс. Ф.М. Достоевский. Мужик Марей. 9 класс. Судьбы русских эмигрантов Б.К. Зайцев. Лёгкое бремя. А.Т. Аверченко. Русское искусство. основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 16

О ваших ровесниках 5 класс. Школьные контрольные К.И. Чуковский. Серебряный герб (фрагмент). А.А. Гиваргизов. Контрольный диктант. 6 класс. Реальность и мечты Р.П. Погодин. « Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). Е.С. Велтистов. « Миллион и один день каникул» (фрагмент). 7 класс. Взрослые детские проблемы А.С. Игнатова. «Джинн Сева». Н.Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). 8 класс. Пора взросления Б.Л. Васильев. «Завтра была война» (фрагменты). Г.Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) 9 класс. Прощание с детством Ю.И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент). основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 17

«Лишь слову жизнь дана…» 5 класс. Родной язык, родная реч ь И.А. Бунин. Слово. В.Г. Гордейчев. Родная речь. 6 класс. «На русском дышим языке» К.Д. Бальмонт. Русский язык. Ю.П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…». 7 класс. «Такого языка на свете не бывало» В.А. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…». 8 класс. Язык поэзии Дон Аминадо. Наука стихосложения. И. Ф. Анненский. « Третий мучительный сонет». 9 класс. «Припадаю к великой реке» И. А. Бродский. «Мой народ». С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..». основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 18

Промежуточная и итоговая аттестация по предмету «Родная литература (русская)» Предмет «Родная литература (русская)» является обязательным, но входит с предметом «Литература» в разные предметные области, поэтому предполагает разную итоговую аттестацию; в учебном плане на их изучение отводятся отдельные часы. Итоговая аттестация по изучению родных языков и литератур проводится обязательно, но не в форме ОГЭ или ЕГЭ. Результаты итоговой аттестации заносятся в документ об окончании одного из уровней образования. Школьники выпускных классов имеют право выбрать для аттестации этот учебный предмет. Образовательные организации самостоятельно определяют виды и формы промежуточной и итоговой аттестации : это могут быть как контрольные работы, так и защита проекта. Предмет входит в обязательную часть учебного плана, и оценка в аттестат должна быть поставлена, даже если на изучение курса будет выделено 0,5 часа в неделю. основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 19

Вариативный компонент программы предполагает обращение к литературе народов России и мира для выявления общности в произведениях, близких по тематике и проблематике (поэты народов РФ о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов РФ и мира), и к произведениям региональных авторов. Преподавать предмет только на краеведческом материале нельзя, т.к. эта небольшая часть содержания не может заменить корпус художественной литературы, а пособия по региональной литературе не могут заменить учебников по русской родной литературе. Диалог культур Выводы Изучение родной русской литературы должно помочь: осознанию значимости родной русской литературы для осмысления собственной национально-культурной идентичности; восприятию и пониманию произведений, ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры; осмыслению ключевых для национального сознания культурных понятий в контексте многоаспектного диалога с культурами народов России и мира, выявлению их сходства и различий с русскими традициями и укладом; созданию собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного и применению опыта общения с произведениями русской родной литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности. основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Слайд 20

Аристова М. А. Обновление содержания литературного образования с позиции повышения общекультурной компетенции учащихся основной школы. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 180–184. Добротина И.Н. «Велик и могуч. О преподавании предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» / Учительская газета, №31 от 30 июля 2019 года. С.12–13. Беляева Н.В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения / Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019 (EEIA – 2019), ред. С.В. Иванова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 890–902. Аристова М.А., Беляева Н.В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства [Электронный ресурс] : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. конф., Саранск, 17–18 окт. 2019 г. / редкол.: С. Д.  Колова (отв. ред.), Л.В. Кирдянова, Е.Н. Морозова, О.И.  Налдеева ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2019. – 1 электрон. опт. диск. С. 260—265. Аристова М.А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание / Вестник образования России, 2020, №14. С.55–63. Литература основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Родная литература (русская)»: содержательно-методические аспекты нового

Спасибо за внимание ! Беляева Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, ведущий научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Москва n-belyaeva@yandex.ru основано в 1930 © АО Издательство "Просвещение", 2020 Сергей Каргашин Я – русский! Спасибо, Господи! Я – поле. Бабушкин крест. Я – избы Рязанской области. Я – синь подпирающий лес. Я – русский! По самое горлышко. Во веки веков. Насквозь. Я – лебедя белого пёрышко. Я – воина павшего кость. Какие б ни выпали горести, Всем бедам хриплю назло: Я – русский! Спасибо, Господи! Я – русский. Мне так повезло!.. Пусть времени кружатся лопасти, Меня у меня – не отнять. Россия, как крепость над пропастью, Стояла и будет стоять! Илья Глазунов. Вечная Россия

Изображение слайда

Похожие презентации