Первый слайд презентации: Структура актов прокурорского реагирования
Подготовила Королёва Екатерина Дмитриевна
Слайд 2
Акт прокурорского реагирования — это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные нарушения закона.
Слайд 3
протест представление об устранении нарушения закона предостережение о недопустимости нарушения закона. исковое заявление в суд мотивированное постановление о направлении материалов дела следователем или дознавателем о решении вопросов уголовного преследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении требование об изменении НПА Виды
Слайд 4
Сущность протеста — указание прокурора на то, в чем именно выражено нарушение закона и требование от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и интересы государственных и иных органов. Требования, предъявляемые к протесту: 1 ) должен быть принесен в письменной форме на официальном бланке органа прокуратуры; 2 ) должен состоять из пяти частей с определенным содержанием. Современная практика и юридическая наука определила несколько обязательных реквизитов протеста: наименование определенного должностного лица или же органа, которое его вносит; название ; номер, а также дату издания акта, противоречащего законодательству и опротестовываемого прокурором; краткое изложение содержания незаконных элементов; изложение полного перечня нарушений; ссылка на нарушенные законы; предложение прокурора, связанное с отменой незаконного акта или же приведение его в полное соответствие с действующими законами; должностное положение и чин лица, которое принесло протест, а также его индивидуальная подпись. Протест
Слайд 7
Вносят на базе обстоятельно проведенной одной или нескольких прокурорских проверок, а также предельно глубокого анализа выявленных правонарушений и обстоятельств, которые им поспособствовали. Такое представление должно содержать : 1 ) анализ выявленных нарушений законов с указанием характера нарушений, их частоты, серьезности; 2 ) анализ конкретных обстоятельств, способствовавших нарушениям законов; 3 ) анализ причин, в силу, в силу которых меры, предпринимаемые ранее прокурором; 4 ) предложения прокурора относительно мероприятий, которые следует предпринять для устранения нарушений закона. Структура : а ) вводная часть (место, дата вынесения, сведения об адресате, наименование акта прокурорского реагирования, основания обращения с представлением); б ) описательная часть (общая оценка состояния законности. Указывается на количество нарушений законов, размер причиненного вреда, динамику нарушений законности); в ) мотивировочная часть (анализ причин и условий, способствующих совершению причин и условий, способствующих совершению нарушений законов); г ) резолютивная часть (начинается словами «Прошу — безотлагательность рассмотрения представления в течение определенного времени, предлагаю — рекомендации и предложения по устранению нарушений законов, требую — просьба о принятии мер по устранению нарушений законов»); д ) заключительная (подпись прокурора с указанием должности, классного чина и фамилии ) Представление об устранении нарушения закона
Слайд 10
Необходимость применения этого акта обусловлена самим характером деятельности прокуратуры, направленной как на пресечение нарушения закона, так и на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих обязанностей. Структура : 1 ) вводная часть (название акта, дата составления, место составления); 2 ) описательная часть (какая именно проверка послужила основанием объявления предостережения, наименование закона, которому действия противоречат и возможные последствия); 3 ) резолютивная часть (начинается со слова «предостерегаю» и включает в себя ФИО предостерегаемого лица, места его работы и должность, место его жительства, указание о недопустимости указанных нарушений закона, разъяснение ответственности за продолжение неправомерных действий + права на обжалования вышестоящему прокурору или в суд, подпись прокурора, применившего предостережение с указанием должности, классного чина и фамилии, фамилия и подпись лица, которому объявлено предостережение) Предостережение о недопустимости нарушения закона.
Слайд 13
Такие дела рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями; суд не связан основаниями и доводами заявленных требований; обязанности по доказыванию возлагаются на орган, принявший НПА. Подача заявления об оспаривании НПА в суд не приостанавливает действие оспариваемого НПА. Прокурор обращается в суд, как правило, в случае отклонения протеста органом. Заявление в суд с требованием о признании незаконным правового акта управления
Слайд 14
Структурными элементами постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части. В документе должно присутствовать наименование постановления, дата и место его составления, реквизит «подпись». В вводной части указывается должность и классный чин, фамилия и инициалы прокурора, ссылка на регистрационный номер рассматриваемого материала. Описательная часть содержит подробное изложение установленных прокурором обстоятельств дела, в том числе указываются выявленные прокурором нарушения уголовного законодательства, юридическая квалификация преступного деяния, мотивы и основания, обуславливающие необходимость решения вопроса об уголовном преследовании лиц, виновных в совершении преступления, отсутствие оснований, препятствующих осуществлению уголовного преследования. В мотивировочной части юридически оцениваются данные, изложенные в описательной части, обосновываются выводы прокурора, делается ссылка на положения п. 2 ч. 2. ст. 37, ст.ст. 150, 151 УПК РФ. Резолютивная часть отражает принимаемое прокурором решение — направить материалы проверки (указывается какие именно) руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. Резолютивная часть должна содержать указание о необходимости безотлагательного рассмотрения постановления. М отивированное постановление о направлении материалов дела следователем или дознавателем о решении вопросов уголовного преследования
Слайд 16
Главной целью данного акта является возбуждение перед компетентным органом вопроса о том, чтобы виновное в правонарушении лицо или же группа лиц были в обязательном порядке привлечены к административной ответственности. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении
Слайд 17
Законодатель устанавливает требования к содержанию постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление прокурора должно отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем должны быть указаны: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; разъяснение физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу их прав и обязанностей, предусмотренных названным Кодексом; ознакомление физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, с постановлением об административном правонарушении лиц; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела
Обращение в суд может применяться как основной, так и как дополнительный акт прокурорского реагирования. При обращении в суд по гражданским делам в соответствии со ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны: - наименование суда, в который подается заявление; - наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем ; - наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения; - в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; - обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; - цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон; - перечень прилагаемых к заявлению документов.
Слайд 21
Форма заявления по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и в силу ч. 5 ст. 251 ГПК РФ содержать дополнительно: - данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностном лице, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; - наименование оспариваемого нормативного правового акта; - дату принятия оспариваемого нормативного правового акта; - указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.