Слайд 2: План лекции:
Содержание понятия «Менеджмент» Менеджмент Менеджер Основные функции менеджмента Задачи менеджмента Процесс управления в менеджменте Иерархия управления Виды менеджмента
Слайд 3: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Совокупность научных знаний и практического опыта управления ; Управление самостоятельным видом деятельности ; Учебная дисциплина; Группа высших руководителей; Управление рыночной организацией.
Слайд 4: Менеджмент
МЕНЕДЖМЕНТ – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент – это рациональное использование ресурсов организации с целью достижения ее целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения организационных целей.
Слайд 5: Менеджмент
МЕНЕДЖМЕНТ – сложное, емкое и многогранное явление, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ: – умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; - функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов; - область человеческого знания, помогающую управлять; - определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление.
Слайд 6: Менеджмент
МЕНЕДЖМЕНТ как управление в условиях рыночной экономики означает: - Ориентацию организации на спрос и потребности рынка, организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести организации прибыль; - Постоянное стремление к повышению эффективности деятельности с минимальными затратами; - Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты; - Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка и других факторов среды. УПРАВЛЕНИЕ – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляемое в целях придания определенной направленности деятельности и получения желаемых результатов.
Слайд 7: КЛАССИФИКАЦИЯ (ТИПОЛОГИЯ) УПРАВЛЕНИЯ
Классы (области) управления Управление техническими системами (вещами) Управление социальными системами (людьми) Управление биологическими системами (организациями) Социальное управление Социальное управление – это воздействие субъектов управления на деятельность людей, объединенных в социальные группы, т.е. управление социальными системами. Социальное управление включает в себя два основных подкласса: -управление индивидуальной деятельностью человека; - управление коллективной (совместной) деятельностью.
Слайд 8: СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Виды социального управления: - административно-государственное управление (социально-политический менеджмент); - управление материальным производством (социально-экономический менеджмент); - управление духовным производством (социально-культурный менеджмент). Подвиды (группы) социального управления: а) отраслевой менеджмент: - промышленный; - аграрный; - строительный; - связи; - транспортный и т.д. б) функциональный менеджмент: - финансовый; - персонала; - маркетинговый; - административный; - производственный и т.д. Формы (стороны) социального управления: а) управление материальными ресурсами: - проектами; - техникой; - финансами; - учетом; - снабжением; - сбытом; - технологический менеджмент и т.д. б) управление человеческими ресурсами: - социальным развитием; - рабочей силой; - профориентацией; - образованием; - занятостью; - трудом; - социальным обеспечением.
Слайд 9: СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие «менеджмент» – от англ. manage – руководить, управлять, заведовать, стоять во главе.
Слайд 10: СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент – интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента рассматривается по стадиям, основным сферам деятельности, функциям управления. Менеджмент – самостоятельная область знаний с начала ХХ века. Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятия, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и форм собственности. Предмет изучения научного менеджмента – наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею. В основе менеджмента как науки – тысячелетняя практика управления. Менеджмент как процесс управления Менеджмент как наука и искусство управления
Слайд 11: СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент – специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления – координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители). Менеджмент – определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление. В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности – линейных и функциональных. Менеджмент как аппарат управления Менеджмент как категория людей
Слайд 12: Процесс управления в менеджменте
Менеджмент как процесс управления рассматривается:
Слайд 13: Процесс управления в менеджменте
1. По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
Слайд 14: ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
Решающая задача менеджмента – вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным. Основные составляющие менеджмента миссия, цель планирование организация мотивация контроль
Слайд 15: Менеджер
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях. Цель работы менеджера - обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы
Слайд 16: Основные функции менеджмента
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации планирование организация мотивация контроль Процесс управления коммуникации (обратная связь)
Слайд 17: Функции менеджмента:
организация мотивация контроль это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели планирование это создание оптимальной структуры управления, направленное на достижение цели организации это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества
Слайд 18: Иерархия управления
разработка и реализация стратегии организации, принятие важных решений (президент компании, министр, ректор) контроль работы руководителей низшего звена и передача информации руководителям высшего звена (начальники/ руководители отделов, деканы и т.д.) контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов: сырья, оборудования, кадров (начальники участков, мастера, и т.д.) Институциональный уровень Управленческий уровень Технический уровень
Слайд 19: Уровни управления в организации – часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями
Высший уровень управления – это высшее руководство организации: президент и вице-президент (директор и его заместители), отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей. К высшему звену относятся 3-7% управленческого персонала. Средний уровень управления - это руководители занятые в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среде. Координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнем управления. К среднему звену относятся 50-60% общей численности управленческого персонала организации. Низший уровень управления – это руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относится 35-45% управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители.
Слайд 20: ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Стратегический менеджмент – вид управления, при котором высшее руководство переносит центр внимания на окружение фирмы с тем, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент предусматривает: определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от приоритетности целей; выделение ресурсов организации под стратегические цели фирмы; создание центров руководства каждой стратегической целью; оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по мере достижения стратегических целей. Стратегический менеджмент – это процесс, предусматривающий три основных этапа: планирования, реализации планов, контроля. 1. В рамках стратегического планирования определяют долгосрочные перспективы развития предприятия и его главных подразделений. 2. На этапе реализации планов разрабатывают мероприятия по осуществлению фирменной стратегии. 3. В процессе контроля определяют основные проблемы в области стратегии компании. ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА Финансовый Производственный Кадровый Маркетинговый Инновационный Стратегический
Слайд 21: ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Призван посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижении ее целей. Предусматривает такие процессы и действия: изучение и сегментация рынка; разработка товаров; ценообразование; создание систем сбыта; распределение и сбыт созданной продукции; реклама. Предполагает, что руководители определенного уровня и соответствующие функциональные службы управляют процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию. Операции производственного менеджмента - это: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановка кадров, техники; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества. Маркетинговый менеджмент Производственный менеджмент
Слайд 22: ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Финансовый менеджмент состоит в управлении процессом движения финансовых средств в организации, включает в себя: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между структурами, определяющими жизнедеятельность организации; оценку финансового потенциала организации. Кадровый менеджмент связан с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Его элементы: - подбор и расстановка кадров; - обучение и развитие кадров; - компенсация за выполненную работу; - создание условий на рабочем месте; - поддержка отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров. Инновационный менеджмент состоит в управлении исследованиями, разработками и развитием фирмы, управляет такими действиями, как: - развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы; - проведение исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями; - оформление заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией; - приобретение лицензий на право производства товаров или услуг; - управление новыми проектами, программами.