Первый слайд презентации: Технология активного обучения: применение ребусов на уроках истории в условиях ФГОС»
Клементьева Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №1» г.Щучье Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Щучье
Слайд 2
Методы обучения : 1. Пассивные методы; 2. Интерактивные методы. 3. Активные методы.
Слайд 3
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения. Этот вид урока наиболее применим в профильных классах, где учащиеся имеют четкие цели глубоко изучать предмет и учитель имеет возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Интерактивный метод. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Меняется роль ученика, его деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Слайд 4
Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов: Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям образования. Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов и пожеланий учащихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности учащихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности ребенка, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Слайд 5
Что такое загадка ? Это замысловатый вопрос, выраженный в занимательной форме.
Ребус (от лат. rebus — «при помощи вещей»), представление слова или слога посредством изображения предмета, название которого созвучно представляемому слову или слогу. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение.
Слайд 8: Ответ: княгиня О льга
Первое изображение ассоциируется с тем,что христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Вторе изображение ассоциируется с уроками, которые ввела Ольга Третье изображение ассоциируется с крещением Ольги.
Слайд 10: Ответ: Владимир
Первое изображение ассоциируется с прозвищем князя- Владимир Красное Солнышко. Второе изображение ассоциируется с женитьбой Владимира Святославовича на сестре византийского императора Константина Анне. Третье изображение ассоциируется с выбором веры. Существует предание о «выборе веры» Владимира: он будто бы колебался между иудаизмом, исламом, западным («римским») христианством и восточным («византийским»), предпочтя в итоге последнее.
Слайд 11: Здесь представлены изображения, связанные с особым периодом в истории древнерусских земель. О каком периоде идёт речь? Кратко охарактеризуйте его и дайте исторический комментарий к каждой из картинок
Слайд 12: Ответ: Ф еодальная раздробленность
Первое изображение ассоциируется с лоскутным одеялом. В период феодальной раздробленности карта русского государства представляла из себя территорию, разделённую на множества княжеств. Второе изображение ассоциируется с самостоятельностью русских княжеств. В период феодальной раздробленности все русские княжества стремились к внутренней самостоятельности. В основе этого явления лежит специфика средневекового хозяйства, его натуральный характер, когда отдельные области не слишком нуждаются в связях и контактах друг с другом. Третье изображение ассоциируется с Владимиро-Суздальским княжеством. Среди русских земель, на которые распалось древнерусское государство, Владимиро-Суздальской земле принадлежит особое место.
Слайд 13: Данные изображения связаны с правлением некоего русского монарха. Назовите его имя, кратко охарактеризуйте его государственную деятельность и дайте исторический комментарий к каждой из картинок
Слайд 14: Ответ: И ван Г розный
Первое изображение ассоциируется с царскими регалиями Ивана Грозного. В кульминационный момент церемонии на Ивана IV (Грозного) митрополит Макарий возложил животворящий крест, золотую цепь, бармы и шапку Мономаха Второе изображение ассоциируется со стрелецким войском,которое было создано при Иване Грозном Третье изображение ассоциируется с опричниками Ивана Грозного. Из истории известно, что символами опричников Ивана Грозного были собачья голова и метла
Слайд 15: Данные изображения связаны с трагичными событиями русской истории позднего средневековья. О каких событиях идёт речь? Кратко охарактеризуйте их содержание и дайте исторический комментарий к каждой из картинок
Слайд 16: Ответ: Смутное время в России. Период в истории России с 1598 по 1613 годы
Первое изображение ассоциируется со смертью сына Ивана Грозного- Дмитрия. 15 мая 1591 г. в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного Дмитрий. Встал вопрос о престолонаследии. Второе изображение ассоциируется с сыном польского короля СигизмундаIII Владиславом Вазой. Сын Сигизмунда III, после захвата Москвы поляками в 1610 г. был провозглашен русским царем. - Третье изображение ассоциируется с Народным Ополчением. Второе народное или второе земское ополчение — возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами.
Слайд 17: Данные изображения связаны с реформаторской деятельностью некоего российского монарха. Назовите его имя, кратко охарактеризуйте проведённые им реформы и дайте исторический комментарий к каждой из картинок
Слайд 18: Ответ: Пётр I- первый российский император
Первое изображение ассоциируется с Азовскими походами. Азовские походы 1695 и 1696 годов — военные кампании России против Османской империи Второе изображение ассоциируется с монетой, выпущенной при Петре I- «Деньги взяты». Бородовой знак - народно-обиходное название медной боны, служившей квитанцией за уплаченную пошлину за бороду Третье изображение ассоциируется с изменением одежды дворян. Указом от 4 января 1700 года дворянам и горожанам было предписано носить «венгерские кафтаны»
Слайд 19: Данные изображения связаны с правлением некоего российского монарха. Назовите его имя, кратко охарактеризуйте его деятельность и дайте исторический комментарий к каждой из картинок
Слайд 20: Ответ: А лександр II
Первое изображение ассоциируется с общественными организациями и в целом, с общественным движением в начале 19 века, а именно с декабристами. Самыми известными среди них как раз и являются Н.Муравьёв, П.Пестель,Н. Бестужев, К.Рылеев Второе изображение ассоциируется с жандармами. Отде́льный ко́рпус жандармов — политическая полиция Российской империи, отдельный корпус специального назначения в Русской императорской армии, военные чины которого составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи с 1826 по 1917 гг. Третье изображение ассоциируется с открытием железной дороги при Александре II. 13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург – Царское Село – Павловск.
Слайд 21: Данные изображения связаны с деятельностью радикального русского оппозиционного движения XIX в. Назовите это движение, кратко охарактеризуйте его деятельность, течения и дайте исторический комментарий к каждой из картинок
Слайд 22: Ответ: Народничество. Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах
Первое изображение ассоциируется с самим народом. В первой половине 70-х гг. народничество сложилось в мощное движение со своей собственной идеологией. Второе изображение ассоциируется с тем, что у народников главным символом был – топор Третье изображение ассоциируется с убийством народниками Александра II. (13) марта 1881
Слайд 23: Данные изображения связаны с событиями одного единственного года в истории России. О каком периоде идёт речь, кратко охарактеризуйте его содержание и дайте исторический комментарий к каждой из картинок
Слайд 24: Ответ: Д воевластие
Первое изображение ассоциируется с июльскими днями. Июльские дни (июльское восстание, июльский кризис) — антиправительственные выступления 3—5 июля 1917 года в Петрограде Второе изображение ассоциируется с Корниловским мятежом. Третье изображение ассоциируется с переходом матросов на сторону митингующих 4 июля 1917 г.
Слайд 25: Данные изображения связаны с деятельностью некоего советского правителя. Назовите его имя, кратко охарактеризуйте его политику и дайте исторический комментарий к каждой из картинок
Слайд 26: Ответ: Н.С.Хрущёв. Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы
Первое изображение ассоциируется с освоением целины. Советский агитационный плакат Едемте с нами! На новые земли создан в 1954 году. Второе изображение ассоциируется с Кубой. Кари́бский кризис — исторический термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическое и военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года Третье изображение ассоциируется с Новочеркасской трагедией 2 июня 1962 года, в Новочеркасске были расстреляны рабочие, вышедшие на демонстрацию протеста.
Слайд 27: Данные изображения связаны с особым периодом советской истории. Укажите общепринятое наименование этого периода, кратко охарактеризуйте его содержание и дайте исторический комментарий к каждой из картинок
Слайд 28: Ответ: Период «застоя». Этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти
Первое изображение ассоциируется с дефицитом. Причиной дефицита в СССР была, прежде всего, плановая экономика, по которой выпускалось много ненужного, непопулярного товара. Второе изображение ассоциируется с плакатом, который получил известность в 1968 году, когда на площадь вышли люди с данными плакатами и с требованием вывести советские войска из Чехословакии. Третье изображение ассоциируется с Олимпиадой 1980 года.
Слайд 29
Применение активных форм работы на уроке способствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать, отстаивать свою точку зрения.
Слайд 30: Результаты: использование ребусов на уроках способствует развитию и коррекции мышления, запоминанию исторических дат, имен; один из путей повышения грамотности; подготовка к ЕГЭ; работа с одарёнными детьми; подготовка к олимпиадным заданиям
Слайд 31
Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойя