Первый слайд презентации: Тема 4. Восток В Средние века
Слайд 4: Вопрос 1. Китай в средние века
Основой китайской цивилизации стало учение Конфуция (551 -479 гг. до н.э.), которое превратилось в государственную религию
Слайд 6: Основные идеи конфуцианства:
1. Государство – это большая семья, в которой каждый должен занимать свое место (император – отец, народ – его дети)
Слайд 7: Основные идеи конфуцианства:
2. Основа государства – преданность и покорность 3. Ответственность властей перед народом
Слайд 8: Государственная власть
Сильная централизованная государственная власть во главе с императором. Её опорой было право верховной собственности на землю
Слайд 10: Экономика Китая
В Китае сложился особый тип феодализма – государственный феодализм
Слайд 11: Черты государственного феодализма:
1. Главный феодал – государство, которое делало ставку на мелкое крестьянство 2. Феодалы – чиновники получали землю только на период службы императору
Слайд 12: Черты государственного феодализма:
3. Государственная монополия на производство и продажу важнейших товаров (соль, чай, металлы)
Слайд 13: Черты государственного феодализма:
4. Государство регулировало рыночные цены 5. Купцы облагались большими налогами
Слайд 14: Социальная структура
В Китае не было вассальной системы, единственным господином было государство в лице императора
Слайд 15: Особое положение в китайском обществе занимали чиновники (мандарины)
Это строго иерархизированный класс, который формировался через систему государственных экзаменов на конкурсной основе
Слайд 17: Принцип равных возможностей
Каждый мужчина любого возраста и социального происхождения (кроме парий) мог сдать государственный экзамен и стать чиновником, т.е. войти в элиту
Слайд 18: 3 уровня экзамена:
1. уездный 2. провинциальный 3. столичный Экзамен проводился 1 раз в 3 года
Слайд 19: Содержание экзамена
1. устное собеседование 2. письменное сочинение на знание классиков (наизусть воспроизвести заданный отрывок и прокомментировать)
Слайд 20
Всего было 17 степеней и рангов чиновников. Вакансии распределялись по рейтингу, который строился по результатам экзамена.
Слайд 21: Государственный контроль за деятельностью чиновников
Цель – пресечь коррупцию. Для этого действовала система тайных и открытых ревизоров уездного, провинциального и столичного уровня.
Слайд 22
В период Средневековья Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и большими возможностями для развития, что позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой
Слайд 24: Япония – синтез Западной и Восточной модели
Японская цивилизация берет свое начало в IV – VI вв. VII – VIII вв. – китаизация Японии, активное заимствование китайской модели развития
Слайд 25: Неудача китаизации
Идея сильной центральной власти не реализовалась, т.к. не имела прочной опоры на чиновников
Слайд 26: Власть
К X в. власть на местах перешла в руки знати, которая захватывала посты губернаторов и уездных начальников и передавала их по наследству, а вверенные ей территории рассматривала как свои собственные
Слайд 28
В XVII в. Токугава встал во главе централизованного государства и объявил страну закрытой от европейцев
Слайд 29: Экономика Японии
Феодализм стал развиваться по западной модели с сильной властью феодалов на местах и прикреплением крестьян к земле
Слайд 32: Уникальность японской цивилизации
Проявлялась в том, что она, сохраняя свои традиции и культуру, при этом продуктивно осваивала опыт других цивилизаций
Слайд 34: Основа цивилизации - буддизм
Основатель – принц Гаутаму ( VI – V вв. до н.э.)
Слайд 35: Основные идеи буддизма:
1. Жизнь – это страдание 2. Источник страданий – человеческие страсти и желания 3. Если ты избрал путь спасения, т.е. ведешь добродетельную жизнь, то смерть станет переходом в высшее состояние - нирвану
Слайд 36: Государственная власть
Периоды централизации в Индии не были продолжительными. Главной силой, цементирующей цивилизацию, была не государственная власть, а сельская община.
Слайд 37: Характеристика общины:
1. Охватывала большую территорию 2. Объединяла земледелие, ремесло, торговлю и ростовщичество 3. Руководил жизнью общины Совет
Слайд 38: Характеристика общины
4. Община платила 1/6 часть урожая государства 5. В общине были крестьяне-землевладельцы и крестьяне – арендаторы и батраки
Слайд 39: Социальная структура
В индийском обществе господствовала кастовая система
Слайд 40: Каста
Это замкнутая социальная группа со строго регламентированными правами, обязанностями и элементами быта
Слайд 42: Экономика
Община тормозила развитие феодальных отношений, они начали развиваться в период Позднего Средневековья
Слайд 43
Т.о.,оставаясь силой, цементирующей индийское общество, община, тем не менее сдерживала его развитие
Слайд 45
Объединению арабских племен в VII в. н.э. способствовала новая религия – ислам. Её основатель – Мухаммед (570 - 632)
Слайд 47: Основные идеи ислама:
1. Единобожие 2. Истинно верующий ведет добродетельную жизнь 3. Мусульманин обязан подавать милостыню
Слайд 48: Основные идеи ислама:
4. Фатализм – вера в божественное предопределение 5. Нет большой разницы между миром земным и миром небесным 6. Джихад – священная война против неверных
Слайд 49: Государственная власть
В VII – VIII вв. сложилось огромное арабское государство – арабский халифат
Слайд 51: Структура халифата:
1. Слияние светской и религиозной власти 2. Ислам – государственная религия 3. Арабский – государственный язык
Слайд 52: Структура халифата:
4. Большой и разветвленный бюрократический аппарат 5. Центральная власть опиралась на полицию и армию
Слайд 53: Экономика
1. Государство – верховный собственник земли 2. Частное землевладение ограничено, 3. Государственная земля сдавалась в аренду общинам 4. Города контролировались государством
Слайд 54
В Средние века исламская цивилизация представляла собой значительную военную угрозу для окружающих ее стран