Первый слайд презентации: Тема: Методика формирования звуковой культуры речи
План: Сущность понятия звуковая культура речи Задачи формирования звуковой культуры речи Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи. Методы и приемы формирования ЗКР Воспитание выразительности речи
Слайд 2
Звуковая культура речи- произвольные качества, характеризующие звучащую речь(звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи(интонация, темп и т.д.), связанные с ними двигательные средства выразительности(мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения(тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора)
Слайд 4
Формирование правильного произношения звуков. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим)ударением. Выработка дикции.(Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний) Работа над орфоэпической правильностью речи.(Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения). Формирование темпа речи и качеств голоса. Воспитание выразительности речи. Воспитание культуры речевого общения. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Задачи воспитания звуковой культуры речи
Слайд 5: Методические приемы
Сопряженная и отраженная речь Хоровая речь Показ и объяснение артикуляции Упражнение на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи Рассказ - драматизация Использование пособий «Волшебный кубик», «Звуковые часы»
Слайд 6: Методы и приемы формирования ЗКР
Игры: со звукоподражанием, дидактические игры, подвижные и хороводные, игры- инсценировки Чистоговорки Скороговорки Пословицы Поговорки Стихи и считалки
Слайд 7
Этапы обучения правильному звукопроизношению I этап - подготовительный Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи. Подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. II этап - постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными III этап – закрепление и автоматизация звуков. Осуществляется в слогах, словах и в связной речи IV этап - дифференциации смешиваемых звуков. Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия.
Слайд 8: В младших группах
Форма дидактическая игра с игрушками на звукопроизношение («Угадай, кто кричит»); рассказ - драмматизация с игрушками Рассказ педагога с включением высказываний детей Образец педагога Игровые приемы
Слайд 9: В средней группе
Постановка учебной задачи и мотивация Образец для подражания Объяснения артикуляции звука Отработка правильного произношения звука
Слайд 10: Выделяют четыре вида работы:
1. Подготовка органов артикуляционного аппарата; 2. Уточнение произношения изолированного звука (в слогах); 3. Выработка умения выделять этот звук в слове, отличать его от других, закрепление звука в слове. 4. Закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.
Слайд 11: В старших группах
Установка на звук, которая обеспечивается использованием специфических приемов обучения: (показ артикуляции, объяснение положения органов артикуляции с последующими упражнениями в произнесении звуков) Дифференциация звуков: изолированно, в словах, в речи
Слайд 12: Развитие выразительности речи
Младший возраст Задачи: Развить артикуляционный аппарат Научить отчетливо и ясно произносить слова, слоги, звуки. С помощью шуток, чистоговорок, потешок, поговорок, называние слов, сходных по звучанию Помочь освоить интонацию вопроса и развить чувство ритма Воспитать интонационное чутье, темп речи, дикцию, силу голоса. Развитие выразительности речи
Слайд 13
Задачи: Научить передавать интонационную выразительность вопроса и ответа. Научить передавать интонационной выразительность ю наиболее яркие чувства которые многократно переживались в своем опыте. Научить пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. Средняя группа
Слайд 14
Старшая группа Задачи: Учить выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.). Развить у ребенка самостоятельность, творческую инициативу при чтении наизусть и пересказе. Формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.). Закрепить навыки четкой и правильной выразительной речи Обработать дикцию, силу голоса, темп речи используя скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.
Слайд 15: Вопросы для повторения:
Из чего складывается звуковая культура речи? Для чего необходимо знать основные закономерности овладения детьми звуками? От чего зависит воспитание звуковой стороны речи? Почему овладение звукопроизношением возможно к пяти годам?
Слайд 16
5. Почему ведущей формой обучения детей звукопроизношению являются фронтальные занятия? 6. В чем специфика занятий в разных возрастных группах? 7. Какие средства, методы и приемы помогают в воспитании звуковой культуры речи?
Последний слайд презентации: Тема: Методика формирования звуковой культуры речи: Литература:
- Н.А Стародубова. «Теория и методика развития речи дошкольников» М., 2007 г. - М.М Алексеева, В.И. Яшина. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М., 1997 г. - Ф.А.Сохин. «Развитие речи детей дошкольного возраста» М., 1984 г. - М.Ф. Фомичева. «Воспитание у детей правильного произношения». М., 1989г.