Первый слайд презентации: Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
Основные положения метода : 1. Единицей обучения является звук. 2. Процессы анализа и синтеза сочетаются на всех этапах обучения. Приемы анализа: - выделение слов из речевого потока (из предложения), деление на слоги, произношение слов и слогов, выделение ударного слога, выделение звука из слова; - перечисление звуков в слове; - сопоставление слов по звучанию и написанию; - артикулирование звука; - составление таблиц гласных и согласных звуков и букв; - «раздвижение» слов на наборном полотне.
Приемы синтеза: - произношение звука или слога после звукового анализа; - образование слоговых таблиц; чтение слов по подобию; наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; - добавление в середине; - перестановка звуков; - перестановка слогов; - отбрасывание звука или слога; - добавление слога.
3. Единица чтения и письма – слог. 4. Обучение чтению и письму идет параллельно. 5. Процесс чтения и письма носит воспитывающий и развивающий характер. 6. Обучение опирается на живую речь учащихся. ФГОС НОО: обучение грамоте и чтению - 23 учебных недели. 92 урока чтения (4 урока в неделю). 115 уроков письма (5 уроков в неделю).
подготовительный основной повторительно - обобщающий период период период - безбуквенный этап - буквенный этап (пяти гласных букв) Учебники: Азбука. Тетради: Прописи.
Слайд 5: Подготовительный период обучения грамоте
Задачи: выявить уровень готовности первоклассников к школе; сделать речь предметом наблюдения и внимательного отношения, заложить основы культуры речевого поведения; помочь детям вычленить основные единицы речи, формировать элементарные языковые понятия; формировать умение анализировать звучащую речь; развивать фонематический слух детей; обеспечить переход от игровой деятельности к учебной.
Слайд 6: Подготовительный период обучения грамоте
Содержание работы ( безбуквенный этап): знакомство с первой учебной книгой и тетрадью; упражнения в анализе звучащей речи; работа над связной речью. Представления и понятия: речь: речь устная и письменная; предложение: речь состоит из предложений; слово: предложение состоит из слов; слог: слово состоит из слогов; ударение в слове; звук: звук гласный и согласный; слияние.
Слайд 7
Усвоение сведений о речи Методы: беседа, наблюдение. Требования к речи: четкость, внятность, правильность, соблюдение темпа речи. Основной прием - реальные ситуации: общение в классе перед уроками, на перемене, во внеурочной деятельности, на прогулке, в столовой и др. Фото/диаграмма
Слайд 8: Формирование представлений о предложении
Задачи : - формировать представление о предложении как единице языка; - научить детей на слух определять границы предложений; - показать способы оформления мыслей в устной и письменной речи; - развивать речь ребенка, совершенствовать его умение составлять предложения. Приемы: деление речи на смысловые отрезки: Солнышко встало. Запели птицы. Звонкая песня разбудила мышонка. игровая ситуация («Осенние новости»)
Слайд 9
Формирование представлений о слове Задачи: преодолеть отождествление слова и предмета; познакомить с номинативной функцией слова; познакомить с правилом обозначения слова на письме; развивать логическое мышление. Фото/диаграмма
Слайд 10
Знакомство с понятием «слог» Задачи: - познакомить детей с понятием «слог»; научить выделять слог и произносить слова по слогам. Приемы: - интонационный (скандирование); - ритмические (хлопками, стуком…); - артикуляционный прием (толчки выдыхаемого воздуха). Фото/диаграмма
Слайд 11
Знакомство с понятием «ударный слог», формирование умения определять ударный слог в слове Признаки: ударный слог произносится более протяжно; ударный слог произносится с большей силой. Фото/диаграмма
Слайд 12: Звуковой анализ слова
Звуковой анализ: вычленение звуков и установление порядка их следования в слове; определение смыслоразличительной функции звука. Задачи: познакомить с понятием звук речи; формировать умение различать отдельные звуки в речевом потоке; выделять последовательность звуков в слове; их место по отношению друг к другу; дифференцировать звуки по существенным признакам.
Слайд 13
Этапы обучения звуковому анализу формирование представления о звуках речи; выделение (узнавание) звука на фоне слова; вычленение звука в начале и в конце слова; установление последовательности звуков в слове; дифференциация гласных и согласных звуков; дифференциация твердых и мягких согласных; дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Фото/диаграмма
Слайд 14: Основные виды упражнений
подсчет количества произнесенных предложений; фиксация границ предложений хлопками в устной речи; запись собственных рассказов схемами предложений; деление слов на слоги; определение количества и последовательности слогов в слове; обозначение слогов на схеме; соотнесение слова и схемы; составление слов по слоговой схеме; нахождение ударного слога в слове; исправление ошибок в моделях слов.
Слайд 15: Подготовительный период обучения грамоте
буквенный этап (пяти гласных букв): Аа, Ии, Уу, Оо, ы Задачи: совершенствовать умение анализировать звучащую речь; познакомить с 5 гласными звуками и буквами для их обозначения; научить читать слог типа «Г». Подготовительный период обучения грамоте
Слайд 16
Методика работы при изучении нового звука и буквы 1 этап – работа с предметной картинкой и схемой-моделью: слого-звуковой анализ с целью выделения нового звука; артикулирование звука и его характеристика; звуковые упражнения. Фото/диаграмма
Слайд 17
Методика работы при изучении нового звука и буквы 2 этап – работа с буквой: упражнения на запоминание графического облика буквы. 3 этап – повторение изученного: предметные картинки; сюжетные картинки; текст; лента букв; занимательный материал и т.д. Фото/диаграмма
Слайд 19: Особенности обучения письму 1 стадия – элементная ( безбуквенный этап):
знакомство с технической стороной письма: правила посадки, правила пользования письменными принадлежностями, ориентировка на листе бумаги, формирование понятия «рабочая строка», «верхняя и нижняя линии рабочей строки» и т.д.; знакомство с элементами букв: письмо основных элементов букв; совершенствование умений технической стороны письма; развитие моторики руки, речевого слуха; воспитание усидчивости, трудолюбия и т.д.
Слайд 23: Особенности обучения письму
2 стадия – буквенная (этап изучения пяти букв гласных; основной период). особенности написания букв, соединений, слогов, слов, предложений; формирование зрительно-двигательных образов букв; написание букв гласных; совершенствование умений предыдущей стадии.