Первый слайд презентации: Тема 1. Основные понятия социального проектирования
Слайд 2: Проектирование
- происходит от лат. « projectus » - брошенный вперед. - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. - специфическая деятельность, результатом которой является научно- теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Слайд 3: Социальное проектирование
способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.
направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем ; осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне образовательной организации, микрорайона, города ); предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации; командный характер работы над проектом; проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде; осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.
Слайд 5: Субъект
Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.
Слайд 6: Объект
Объектами, на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать: социальные явления (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.); социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.); социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; вуз ; магазин; больница и т.д.); социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.).
Слайд 7: Средства осуществления социального проектирования
Технические, математические и логические средства, при помощи которых производится, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновении и развитии проблемной ситуации, потребностях субъектов. Средства, при помощи которых ведется непосредственное проектирование и создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.
Слайд 8: Параметры структуры проекта
фазы жизненного цикла проекта, этапы, работы, задачи, единичные рабочие процессы; отдельные пакеты работ, связанные между собой в единую структуру работ по проекту; организационная структура исполнителей проекта; структура распределения ответственности и обязанностей исполнителей при выполнении работ в виде матрицы; подсистемы по областям управления проектом; общие системные функции, выполняемые во всех подсистемах проекта на всех стадиях его реализации; предполагаемые итоги реализации проекта.
Слайд 9: Команда проекта
– это группа людей-сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю проекта.
Слайд 10
Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта
Слайд 12: Элементы проекта
цель проекта сложность уникальность ограниченность во времени жизненный цикл.
Слайд 13: Методики социального проектирования
методика матрицы идей методика вживания в роль метод аналогий метод ассоциаций методика мозгового штурма методика синектики. Методики социального проектирования
Слайд 14: Методика матрицы идей
На основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Переменные: сложность и первоочередность поставленных задач, сроки, в пределах которых требуется осуществить замысел, материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Применяется, как правило, при ограниченных возможностях. Методика матрицы идей
Слайд 15: Методика вживания в роль
Помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто « заглядывание в будущее», а стремление глубже понять, как будет реализован проект, внимательное изучение условий, в которых протекает процесс. Методика вживания в роль
Слайд 16: Метод аналогии
Общенаучный и логический метод, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства: чем больше известно общих признаков у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии; чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности; чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень, вероятности; если предмет, в отношении которого осуществляется прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения. Метод аналогии
Слайд 17: Метод ассоциации
АССОЦИАЦИЯ- это образы, возникающие в сознании человека, в ответ на какое-то воздействие (слово) СУТЬ МЕТОДА- установление связи между явлениями и понятиями, порой весьма отдаленными. Метод ассоциации
Слайд 18: Методика мозгового штурма
Связана с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Мозговой штурм осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений. Методика мозгового штурма