Первый слайд презентации: Тема: Социальная психология как наука
Лекция №1-2 для студентов 2 курса специальности 030401 – Клиническая психология Д.псх.н., доцент Логинова И.О. Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
Слайд 2: Основные вопросы:
Место социальной психологии в системе научного знания. Социальная психология как отрасль психологии. Феномены, изучаемые социальной психологией. Уровни социально-психологического знания. Структура социально-психологического знания. История развития социальной психологии как науки. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Прикладные области социальной психологии: психология здравоохранения, психология образования, психология религии, психология управления, психология политики, психология СМИ и другие. Выводы.
Слайд 3: Социальная психология – это
наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования, проявлениях и влияния на поведение, деятельности людей, психики/психического/ и его отдельных феноменов отрасль знаний, которая изучает возникновение, формирование, функционирование, развитие и влияние на поведение людей
Общая психология Возрастная психология Педагогическая психология История психологии
Философия Социология Теория и история религии Политология Этнология Культурология
Слайд 6: Место социальной психологии
Социология Социальная психология Общая психология
Слайд 7: Феномены, изучаемые социальной психологией
Социальная среда влияет на нас как на отдельную личность Каждый из нас так или иначе участвует в общении Мы принимаем участие в межличностных отношениях Характер взаимодействия людей влияет на эффективность их деятельности
Слайд 8: Феномены, изучаемые социальной психологией
Восприятие и понимание людьми друг друга Подражание, внушение, убеждение Сплоченность и конфликтность Совместная деятельность и межличностные отношения Источник возникновения социально-психологических феноменов – среда общения между людьми.
Слайд 9: Проявление феноменов в среде
микросреда макросреда малая группа ЛИЧНОСТЬ СИ
Слайд 10: Категориальный строй социальной психологии
Социальный индивид Личность Группа (малая, большая) Социально-психологические явления Общение Совместная деятельность Социализация
Слайд 11: Объект и предмет социальной психологии
Объект – личность в системе социальных связей, отношений Предмет – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Слайд 12: Разделы социальной психологии
1. Психология совместной деятельности и общения (изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности, которая является организованной системой совместной активности индивидов, направленной на производство материальных и духовных объектов)
Слайд 13: Разделы социальной психологии
2. Социальная психология личности (изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей; личность рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением)
Слайд 14: Разделы социальной психологии
3. Психология межличностных отношений (рассматривает разнообразные психологические взаимосвязи (симпатия, совместимость, срабатываемость…), которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия)
Слайд 15: Разделы социальной психологии
4. Психология социальных групп (исследует психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей)
Слайд 16: Функции социальной психологии
1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе; 2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе; 3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме; 4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества; 5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм; 6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.
Слайд 17: Уровни социально-психологического знания
Подсистема первого порядка – социальная психология малых групп, образованных функциональными связями общения и взаимодействия отдельных индивидов Подсистема второго порядка – большие группы, конституированные функциональными связями образующих их малых групп
Слайд 18: Уровни социально-психологического знания
Подсистема третьего порядка – массы и массовые движения, массовые явления (мода и др.), массовые коммуникационные процессы и феномены массового стихийного поведения. В последние годы усилилась тенденция обратного порядка, выводящая на первое место психологию масс и массовых настроений, а затем больших групп, малых групп и личности.
Слайд 19: Структура социально-психологического знания
это не простая совокупность информации, представлений и научных понятий о социально-психологическую реальность, а определенная упорядоченность знаний о ней, ее механизмы развития и функционирования. является системой взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий, концепций о социально-психологическую реальность разных уровней: от социально-психологической программы поведения отдельных людей, к социально-психологических явлений в макросреде.
Слайд 20
Структура социальной психологии обусловлена теми функциями, которые она осуществляет в системе социальных отношений, и теми задачами, которые ставит перед собой названа наука. ■ решает общие научные проблемы, связанные с формированием знаний о социально-психологическую реальность, объяснением процесса субъективного отражения объективной действительности, разработкой социально-психологических концепций о взаимодействии между людьми и социальными общностями, методологию и методы, способы социально-психологических исследований (социально-психологические проявления личности, сфера общения, межличностных отношений и групповых процессов, социально-психологические явления в макросреде и др.). ■ изучает проблемы, связанные с преобразованием, изменениями социально-психологической реальности, анализом путей и средств воздействия на ее механизмы становления, развития и функционирования. ■ теоретически осмысливает место и роль человека, в связи с этим выявляет конкретные социально-психологические характеристики личности, наиболее распространенных ее социально-психологических типов, коммуникативных программ поведения. ■ исследует все разнообразие отношений и общения, в том числе при экстремальных и конфликтных условиях и в случае деформации отношений, а также в связи с утверждением в нашем социуме новой системы ценностей и форм собственности. ■ производит теоретические основы социально-психологической диагностики, консультирования и оказания помощи.
Слайд 21: История развития социальной психологии как науки
I. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (YI век до н.э. - середина ХIХ века). 2. Выделение описательной социальной психологии из позитивной философии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60-е годы ХIХ века - 20-е годы ХХ века). 3. Оформление социальной психологии в действительно самостоятельную и даже, отчасти, экспериментальную науку (20-е годы ХХ века), ее современное развитие.
Слайд 22: Теоретические и прикладные задачи социальной психологии
1) теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров; 2) исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме; 3) выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества; 4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.); 5) выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения. Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.
Слайд 23: Теоретические и прикладные задачи социальной психологии
5) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; 6) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 7) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении; 8) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества; 9) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией; 10) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.
Слайд 24: Прикладные области социальной психологии
психология здравоохранения, психология образования, психология религии, психология управления, психология политики, психология СМИ и другие
Слайд 25: Современные тенденции развития социальной психологии
Диалектический прогресс интеграции и дифференциации знаний; Повышение уровня практической ориентации; Рассмотрение понятийного и методического аппарата путем заимствования из пограничных наук; Нарастание гуманистически ориентированных методов.
Слайд 26: Литература
основная: Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2008. дополнительная: Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1 (общие основы психологии). - М.: ВЛАДОС, 2008.