Первый слайд презентации: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Модуль 9. Классификация и кодирование товаров МИНСКИЙ ФИЛИАЛ УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» Автор : Машкович Татьяна Васильевна – преподаватель
Слайд 2: СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Для ведения конспекта можете использовать рабочую тетрадь, которую можно скачать в разделе «Дополнительные материалы»
Слайд 3
Задачи модуля В результате изучения данной темы Вы сможете: Изложить понятие классификации и признаков классификации Охарактеризовать признаки классификации непродовольственных товаров Описать методы и виды классификации Дать понятие кодирования товаров Описать сущность штрихового кодирования
Слайд 4
Основы товароведения: пособие / В.Е. Сыцко [и др.]; под ред. В.Е. Сыцко. – Минск: РИПО, 2011. – с.97-110 9.1. Понятие о классификации, признаки, правила, методы и виды классификации
Слайд 5
КЛАССИФИКАЦИЯ – это систематизированное разделение множества объектов на подмножества по одному или нескольким признакам в соответствии с определенными правилами. Признак классификации – это основание для деления. Нажимайте по порядку, чтобы прочитать подробнее функционально-целевые Отражают назначение изделия, выполняемые функции и цели использования. Например, стеклянная посуда по назначению подразделяется на столовую и хозяйственную, металлические инструменты – на металлообра-батывающие, деревообрабатывающие, монтаж- ные и т.д. Признаки классификации можно разделить на 4 группы: генетические Отражают происхождение товара, применяемые материалы и сырье, состав. Например, стеклянная посуда по виду стекла подразделяется на посуду из обыкновенного, хрустального, боросиликатного стекла и ситаллов; ткани по виду волокна бывают хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые и т.д. технологические Отражают особенности процесса производства товаров (способ изготовления, вид обработки, покрытие, способ декорирования и т.д.). Например, стеклянная посуда по способу изготовления бывает выдувная, прессованная, прессовыдувная и т.д.; металлическая посуда по способу обработки поверхности бывает шлифованная, полированная и т.д. Отражают индивидуальные особенности товаров. Например, телевизоры подразделяются по разрешению экрана, размеру экрана по диагонали; моющие средства подразделяются по консистенции, способу стирки и т.д. специфические материал изготовления способ изготовления вид отделки назначение размер фасон сезонность половозрастное назначение вид изделия и др. Основными признаками классификации непродовольственных товаров являются:
Слайд 6
Цель классификации – раскрытие объема делимого множества путем перечисления его частей, являющихся по отношению к нему видовыми и соподчиненными. Задачи классификации: лучшее познание исследуемых товаров; распределение товаров на однородные подразделения (разделы, классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды, разновидности, типы); изучение и формирование структуры ассортимента товаров, организация их рационального учета; составление обобщенных заявок промышленности на товары народного потребления соответствующего качества; рациональная организация приемки и контроля качества товаров; организация рационального хранения товаров исходя из общих свойств; выявление обобщенных характеристик качества товаров; установление необходимой номенклатуры показателей качества каждой группы товаров; формулирование общих требований к товарам.
Слайд 7
МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ – это совокупность приемов (способов) разделения множества объектов, планомерный подход к их делению на подмножества.
Слайд 8
Иерархический метод классификации - это последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Он основывается на принципе субординации. Достоинства: Недостатки: большая информационная емкость и насыщенность; традиционность и привычность применения; возможность создания мнемонических кодов, несущих смысловую нагрузку; возможность ручной обработки информации. жесткая структура классификации; чрезмерная громоздкость; затруднена обработка информации на ЭВМ.
Слайд 9
Фасетный метод классификации - это параллельное разделение множества объектов на отдельные независимые классификационные группировки по набору признаков, называемых фасетами. Особенностью метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Достоинства: Недостатки: большая гибкость; удобство использования; простота в построении; возможность автоматизированной обработки информации. неполное использование емкости классификации; затруднен поиск элементов по классификационным признакам, соот-ветствующим нескольким фасетам; невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках.
Слайд 10
Изучите правила классификации, используя материал учебника В зависимости от целей исследования выделяют следующие виды классификации товаров : государственные Нажимайте по порядку, чтобы прочитать подробнее Государственная система классификации представлена в классификаторах. Эта классификация разработана в целях совершенствования учета, планирования и распределения всей товарной продукции и услуг с использованием автоматизированных систем управления по отраслевой принадлежности в виде классификационных группировок и конкретных наименований товаров, изготавливаемых по соответствующим ТНПА. отраслевые К отраслевым системам классификации относятся классификации, которые разрабатываются и используются в отдельных министерствах и ведомствах, подчиненных им организациях и предприятиях. К таким классификациям относятся классификации в отраслевых классификаторах товаров. Примеры : статистическая, торговая, стандартная классификации. учебные Учебные классификации товаров используются при изучении ассортимента товаров и их потребительских свойств, формировании правильной ассортиментной и товарной политики фирмы. В соответствии с учебной классификацией товары делятся на отделы, разделы, классы, группы, подгруппы, типы, виды, разновидности.
Слайд 11
Основы товароведения: пособие / В.Е. Сыцко [и др.]; под ред. В.Е. Сыцко. – Минск: РИПО, 2011. – с.110-119 9.2. Кодирование товаров
Слайд 12
КОДИРОВАНИЕ – образование и присвоение кода классификационной группировке и (или) объекту классификации. КОД – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и (или) объекта классификации (товаров). Цель кодирования – систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условных обозначений посредством кода, по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других. Алфавит кода – система знаков, используемых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто используют: цифры, буквы, сочетания цифр и букв, штрихи, цветные пятна.
Слайд 13
ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ Штрихкод – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов определенной последовательности. В настоящее время широко используются товарные коды EAN -13. EAN -13 – это 13- тизначный штрихкод фиксированной длины для кодирования числовых данных. Как правило, EAN -13 используется для идентификации товаров и услуг. Их расшифровка осуществляется с помощью сканирующих устройств. Примечание: штриховой код не может служить свидетельством страны происхождения товара. По префиксу (коду страны) можно определить только в какой национальной организации-члене EAN INTERNATIONAL зарегистрировано то или иное предприятие.
Слайд 14
Автоматическая идентификация осуществляет автоматическое распознавание, расшифровку, обработку, передачу и запись информации, большей частью с помощью нанесения и считывания информации, закодированной в штрихкоде. Штрихкоды позволяют быстро, просто, и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в прослеживании и контроле. Этикетки со штрихкодами очень легко приклеиваются практически к любой поверхности, а также могут быть нанесены уже непосредственно на тюбики, конверты, коробки, бутылки, упаковки, книги, мебель, карточки и многие предметы, которые нуждаются в идентификации. Другие виды штрихкодов : EAN -14 EAN -8 DataBar QR -код
Слайд 15
Преимущества штрихкодов : более точный и быстрый ввод информации, ускорение всех процессов, связанных с ее обработкой; большая экономия времени при проведении инвентаризации; уменьшение ошибок, которые могут возникнуть при вводе информации вручную; штрихкоды позволяют магазинам сократить время обслуживания покупателей; штрихкоды позволяют полностью автоматизировать все процессы: от приемки товара до кассовых аппаратов; полностью исключена вероятность обмана покупателя, так как стоимость товара берется компьютером из базы данных. Кассир порой даже не видит, что за товар. Он проводит над ним сканером и вся информация из базы данных появляется на мониторе кассового аппарата, а так же в распечатанном чеке; возможность постоянного учета товара и проведения учетной политики. Исследования, проводимые некоторыми магазинами, позволяют проанализировать, в какие часы и какие дни недели лучше уходит тот или иной товар, и соответственно организовать подачу товара со склада в торговый зал. Однако штрихкоды не являются гарантией подлинности товара, не несут информации об экологической чистоте продуктов и не содержат указания на цену товара.
Слайд 16
Вопросы для самоконтроля: Дайте определение классификации товаров Укажите, в чем заключается значение классификации Охарактеризуйте группы признаков классификации Назовите различия между иерархическим и фасетным методами классификации Назовите виды классификации Дайте определение кодирования Изложите сущность штрихового кодирования Опишите структуру штрихкода EAN -13
Слайд 17
Основы товароведения: пособие / В.Е. Сыцко [и др.]; под ред. В.Е. Сыцко. – Минск: РИПО, 2011. – с. 97-119 Литература: Выполните задания теста по Модулю 9