Теория профессионального выбора Дж. Холланда — презентация
logo
Теория профессионального выбора Дж. Холланда
  • Теория профессионального выбора Дж. Холланда
  • Теория профессионального выбора Дж. Холланда
  • Теория профессионального выбора Дж. Холланда
  • Теория профессионального выбора Дж. Холланда
  • Теория профессионального выбора Дж. Холланда
  • Теория профессионального выбора Дж. Холланда
  • Сходства типов, выделенных Холландом, с классификацией типов профессий Е. А. Климова
  • Теория профессионального выбора Дж. Холланда
  • Экстраверсия – интроверсия и выбор вида профессиональной деятельности
  • Теория профессионального выбора Дж. Холланда
1/10

Выполнили студентки 31ППО: Егорова Иоанна Лопаткина Кристина Шавлукова Бурлият

Изображение слайда

Слайд 2

Одной из наиболее известных психологических теорий профессионального выбора, объединяющей личностные черты с предпочтением рода занятий, является концепция Дж. Холланда (Holland, 1963). Он попытался объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональных занятий.

Изображение слайда

Слайд 3

Холланд полагает, что все люди делятся на 6 типов: реалистичных (Р) интеллектуальных (И) социальных (С) конвенциальных (К) предприимчивых (П) артистических (А).

Изображение слайда

Слайд 4

Каждый тип личности характеризуется: определенными чертами характера и складом ума; способностями к определенным видам деятельности; предпочтениями определенного рода занятий; содержанием увлечений; профессиональными возможностями.

Изображение слайда

Слайд 5

Тип Особенности личности, способности Направленность, предпочтения Профессиональная среда Профессии Реалистичный Активность; агрессивность; деловитость; настойчивость; рациональность; практическое мышление; хорошая координированность; пространственное воображение; технические способности Конкретный результат; настоящее; вещи, предметы и их практическое использование; занятия, требующие физического развития, ловкости; отсутствие ориентации на общение Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т. д. Интеллектуальный Аналитический ум; независимость и оригинальность суждений; гармоничное развитие языковых и математических способностей; критичность; любознательность; склонность к фантазии; интенсивная внутренняя жизнь; низкая физическая активность Идеи; теоретические ценности; умственный труд; решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления; отсутствие ориентации на общение в деятельности; информационный характер общения Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи Физик, астроном, ботаник, программист и др. Социальный Умение общаться; гуманность; способность к сопереживанию; активность; зависимость от окружающих и общественного мнения; приспособление; решение проблем с опорой на эмоции и чувства; преобладание языковых способностей Люди; общение; установление контактов с окружающими; стремление учить, воспитывать; избегание интеллектуальных проблем Образование; здравоохранение; социальное обеспечение; обслуживание; спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разобраться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать Врач, педагог, психолог, социальный работник и т. п. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий

Изображение слайда

Слайд 6

Конвенциальный Способности к переработке числовой информации; стереотипный подход к проблемам; консервативный характер; подчиняемость; зависимость; следование обычаям; исполнительность; преобладание математических способностей Порядок; четко расписанная деятельность; работа по инструкции, заданным алгоритмам; избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства Экономика; связь; расчеты; бухгалтерия; делопроизводство. Занятия, требующие способностей к обработке рутинной информации и числовых данных Бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др. Предприимчивый Энергия; импульсивность; энтузиазм; предприимчивость; агрессивность; готовность к риску; оптимизм; уверенность в себе; преобладание языковых способностей; хорошие организаторские качества Лидерство; признание; руководство; власть; личный статус; избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концетрации внимания; интерес к экономике и политике Решение неясных задач; общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях. Занятия, требующие умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия Бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д. Артистический Воображение и интуиция; эмоционально сложный взгляд на жизнь; независимость; гибкость и оригинальность мышления; хорошие двигательные способности и восприятие Эмоции и чувства; самовыражение; творческие занятия; избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям Изобразительное искусство; музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения Музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.

Изображение слайда

«Человек – человек» – реалистичный, социальный и интеллектуальный типы «Человек – техника» – реалистичный тип «Человек – природа» – реалистичный и интеллектуальный типы «Человек – знаковая система» – конвенциальный тип «Человек – художественный образ» – артистический тип.

Изображение слайда

Слайд 8

Готтфредсон с коллегами (Gottfredson et al., 1993) обнаружили, что оценки личностных параметров «Большой Пятерки» связаны с шестью моделями профессиональных интересов, разработанных Холландом. Так, предпочтительный выбор профессий социального или предпринимательского типа можно уподобить экстраверсии, а конвенциональные предпочтения – добросовестности.

Изображение слайда

По сравнению с интровертами экстраверты более склонны выбирать профессии, связанные с социальными контактами. Поэтому существует опасность, что работники-интроверты могут испытывать напряжение, если их профессиональная деятельность требует значительного количества контактов с людьми из других организаций и в ней отсутствуют рутинные операции.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Теория профессионального выбора Дж. Холланда

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Изображение слайда

Похожие презентации