Первый слайд презентации: Лекция № 5 Профессиональная коммуникация
Понятие речевого общения и коммуникации. Речевая деятельность, её виды. Профессиональная коммуникация.
Деятельность – это человеческий труд, работа, совокупность действий, направленных на получение результата. Именно в деятельности проявляется уникальный, присущий конкретному человеку и при этом универсальный, одинаковый для всех людей, внутренний механизм развития человека.
исследовательские проектировочные организаторские коммуникативные рефлексивные
Слайд 4: Этапы человеческой деятельности
исследование проектирование организация взаимодействие (коммуникация) рефлексия
Слайд 5: Общение (коммуникация)
– специфическая форма целенаправленного взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основным содержанием этого взаимодействия является передача информации, обмен информацией. Важнейшую роль при этом играет язык. Поэтому общение называют речевым ( словесным, вербальным).
Слайд 6: Рефлексия
– это способность человеческого мышления. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад ) – это размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов.
Слайд 7: Таким образом, деятельность представляет собой следующее единство:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ЦЕЛЬ – СРЕДСТВА – СПОСОБЫ – РЕЗУЛЬТАТ – РЕФЛЕКСИЯ Д = Ц – Ср – Сп – Р – R
Слайд 8: ЧЕЛОВЕК – УНИКАЛЬНАЯ ДУХОВНО-ПРИРОДНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
Внутренний механизм развития человека : потребности – способности – сознание Внешний механизм развития человека : цель – средства – способы – результат – рефлексия
Слайд 9: Речевая деятельность
- неотъемлемая часть всей жизнедеятельности человека. Имеет огромное значение для личности, ее интеллектуально-нравственного, духовного роста.
Слайд 10: Речевое общение
– процесс установления и поддержания целенаправленного взаимодействия между людьми при помощи языка.
Слайд 11: Единицы речевого общения:
коммуникативное событие речевая ситуация речевое взаимодействие
Слайд 12: Коммуникативное событие (речевое )
представляет собой ограниченный в пространстве и времени и принявший определенную форму процесс речевого взаимодействия коммуникантов: - урок (пара) - защита реферата - прием гостей - пресс-конференция - митинг - церковная служба - родительское собрание
Слайд 13: Коммуникативное (речевое) событие складывается их двух основных составляющих :
1) словесная речь и то, чем она сопровождается : - вербальное поведение (слова) - акустическое поведение (громкость, высота тона голоса, быстрота речи, длительность пауз) - жестово-мимическое поведение (взгляд, жесты, поза, мимика) - пространственное поведение 2) условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, участники общения, их социальные роли (учитель, ученик, преподаватель, студент, родитель, ребенок) и речевые намерения (цели).
Слайд 14: Речевая ситуация
- это совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение.
Слайд 15: Структуру речевого взаимодействия (речевого акта) можно представить в схеме
Контекст Адресат Адресант код сообщение (получатель) (отправитель)
Слайд 16: Виды речевого общения
1. по виду деятельности различают бытовое (связано с нашей повседневностью, с обиходом) деловое (на работе при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов)
Слайд 17: 2. По положению коммуникантов в пространстве:
контактное общение дистантное общение
Слайд 18: 3. По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»:
непосредственное общение опосредованное общение ( беседа журналиста с радиослушателями, телезрителями, телефонное общение, общение через Интернет )
Слайд 20: 5.По постоянству (перемене) позиций говорящий – слушающий :
диалогическое монологическое
Слайд 22: По степени общности коммуникантов
предельно низкая степень общности коммуникантов («контакт масок», манипулятивное); средняя степень общности коммуникантов (формально-ролевое, светское); высокая степень общности коммуникантов (деловое, духовное).
Слайд 23: Цель манипулятивного общения
– извлечение односторонней выгоды одним из общающихся. Такой вид общения применяется во время избирательных кампаний различного типа с использованием лести, обмана, запугивания и т.д.
Слайд 24: Контакт масок»
необходим жителям больших городов, где человек ежедневно видит до десяти тысяч лиц (транспорт, сфера услуг, улицы). Каждый из этих десяти тысяч человек – потенциальный коммуникант и может претендовать на общение с целью получения разнообразной информации: Который час? Как пройти, проехать? Где находится ? и т.д. В этой ситуации человек может не учитывать особенностей личности собеседника, использовать стандартные фразы, маски вежливости и неприступности.
Слайд 25: Светское общение
Близко к «контакту масок» Этот тип следует применять, если мы сталкиваемся с необходимостью общаться с малознакомым нам человеком. Правила светского общения: - будь вежлив и тактичен, - избегай возражений, - никого не порицай.
Слайд 26: Формально-ролевое общение
строго регламентировано (определено) содержание Каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач – пациент, продавец – покупатель, кондуктор – пассажир, кассир – зритель и т.д.
Слайд 27: Духовное общение
предполагает высокую степень близости коммуникантов, они понимают друг друга не только при помощи слов, но по выражению лица, интонации, жестам. Цель – установление максимального взаимопонимания, сотрудничество в деятельности. Духовное общение возможно между родными, друзьями, единомышленниками, влюблёнными.
Слайд 28: При деловом общении
коммуниканты учитывают особенности личности друг друга, стремятся понять характер и настроение, но при этом интересы дела доминируют над возможными личностными симпатиями или антипатиями. Партнёры должны стремиться соблюдать принцип равенства : поступай по отношению к своему партнёру так, как хотел бы, чтобы он поступал с тобой. Формами делового общения являются деловая беседа, деловой телефонный разговор, совещание, деловая переписка и др.
Слайд 29: Характеристика компонентов речевой деятельности
Цель Средства Способы Результат Конструирование текста Слово, предложение, интонация, жесты, мимика, позы, молчание Говорение, слушание, чтение, письмо (писание) Мысль – текст
Слайд 30: Целью речевой деятельности
является процесс осознанного конструирования, создания текста посредством слов и предложений.
Слайд 31: средства речевой деятельности
вербальные средства устного и письменного речевого взаимодействия; вербальное средство устного взаимодействия; невербальные средства устного взаимодействия; невербальные средства письменного взаимодействия
Слайд 32: Вербальные средства речевого взаимодействия
Средство (система) Функция системы Элементы системы Функции элементов Слово Называние явления (предмета, действия, признака и т.д.) Корень Обозначает неизменный смысл, суть Приставка Обозначает направление движения Суффикс Обозначает состояние или форму системы Окончание Обеспечивает связи слов в предложении Предложение (высказывание) Описание ситуации Подлежащее Называет систему (системы) Сказуемое Констатирует отношения, действия, состояние Обстоятельство Называет «координаты» ситуации Определение Констатирует свойства системы, систем Дополнение Называет систему, с которой подлежащее взаимодействует
Слайд 33: Вербальное средство устного взаимодействия
Интонация В устной речи она выполняет ряд важных функций: • различает коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные и др.; • оформляет текст в единое целое и в то же время расчленяет его на части: слова, фразы и др.; • придаёт особую окрашенность текстам разных функциональных стилей; • является фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя.
Слайд 34: Невербальные средства устного взаимодействия
это жестикулярно-мимические средства, к которым относятся: а) мимика – движение лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам настроениям; искусство выражать чувства и мысли движениями мышц лица (прищуренные глаза и сомкнутые губы – выражение гнева, широко раскрытые глаза и приоткрытый рот – выражение удивления); б) молчание, в том числе пауза – временный перерыв в звучащей речи, вызываемый разными причинами; в) жесты – движение туловища, головы, рук и пр., сопровождающее, усиливающее или заменяющее речь; основные разновидности жестов представлены в табл. 2.5.
Слайд 35: Виды жестов
Виды жестов Функции жестов Примеры 1 2 3 Ритмические Подчеркивают ритм, темп (замедление, ускорение) речи, логические ударения, место паузы и т.п. Размахивать рукой в такт речи Производить во время эмоционального монолога вертикальные движения ребром ладони (как при рубке капусты) Окончание табл. 2.5 1 2 3 Эмоциональные Передают разнообразные оттенки чувств Всплеснуть руками Легонько ударить себя по лбу Пожать плечами Указательные Позволяют говорящему выделить какой-то предмет из ряда однородных, указать место в пространстве Кивнуть в сторону обсуждаемого человека Показать на наручные часы, намекая на то, что время истекло Изобразительные Создают визуальный образ предмета, о котором идёт речь, восполняя или заменяя часть информации Показать размер пойманной рыбы или найденного гриба Обозначить конфигурацию какого-либо предмета Символические Выражают абстрактное, но понятное всем носителям языка содержание Пожать руку Поцеловать руку Поклониться
Слайд 36: Основные свойства невербальных средств:
1) невербальные средства в целом дают более объёмную информацию, чем вербальные. Это происходит за счёт того, что они комплексно задействуют несколько каналов: визуальный, акустический, тактильный. Алан Пиз отмечает, что невербальный сигнал несёт примерно в 5 раз больше информации, чем вербальный; 2) несловесные средства в гораздо меньшей степени поддаются внутреннему контролю, поэтому степень истинности информации, получаемой таким образом, гораздо выше; 3) невербальные средства часто точнее и разнообразнее выражают эмоции, отношения, оценки ; 4) как правило, невербальные сигналы предшествуют словесным (не всегда: указательный жест может следовать за словом).
Слайд 37: Поза
– (фр. положение тела) – вид более или менее устойчивого пространственного положения тела человека. Различают позы: открытые закрытые авторитарные
Слайд 38: Для эффективного общения позы должны быть открытыми:
ноги/руки не скрещены, грудная клетка открыта, подбородок слегка приподнят (значит, говорящий уверен в своей правоте), человек стоит лицом к вам или сидит, чуть наклонившись, руки раскрыты ладонями вверх – такая поза демонстрирует стремление к контакту.
Слайд 39: Закрытые позы
руки/ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен (или собеседник подпирает его руками), человек стоит боком или сидит вполоборота. Если ваш партнёр принимает закрытую позу, то общение с ним будет малоэффективным.
Слайд 40: Авторитарные позы
демонстрируют стремление коммуниканта показать свой высокий статус, превосходство над собеседником, попытку оказать на него давление : ноги шире плеч, руки за спиной, поза «руки в боки». Такие позы воспринимаются негативно, не располагают к эффективному общению.
Слайд 41: Невербальные ( или паралинвистические) средства письменного взаимодействия
это различные графические средства, используемые в письме наряду с буквами. В первую очередь следует назвать знаки препинания, отступы и пробелы, а также использование различных шрифтов. Кроме того, в письменной речи могут употребляться цифры, формулы, рисунки, диаграммы, таблицы, схемы и т. д.
Слайд 42: Способы речевой деятельности
это коммуникативные действия, реализация мыслительных способностей человека. Выделяют следующие основные способы речевой деятельности : говорить (говорение) – словесное, устное выражение мыслей, чувств, эмоций; слушать (слушание) – словесное, устное восприятие мысли; писать (письмо) – передача информации при помощи графических средств (букв, знаков препинания, отступов, пробелов и т.п.); читать (чтение) – письменное, графические восприятие мысли.
Слайд 43: Говорение
- рождаемая в момент произнесения речь. Процессы мышления (обдумывания предмета речи), говорения и рефлексии (саморедактирования) протекают почти синхронно. Это создаёт для говорящего определённые трудности в выборе языковых средств выражения мысли, поэтому он допускает оговорки, нарушения языковых норм, «скачки мысли», использует паузы для обдумывания, для акцентирования внимания адресата на чем-то основном. В устной речи сосуществуют речевые клише (стандартные фразы в стандартных ситуациях) и необычные (окказиональные) обороты; речевая избыточность (тавтологии, плеоназмы, уточнения, повторы) и в то же время лаконизм, неполнота выражения мысли. Экспрессивность и выразительность устной речи обеспечивается интонацией, мимикой, жестикуляцией.
Слайд 44: Слушание
является одной из основных способностей человека, поскольку ориентировано на восприятие, понимание, осмысление и освоение новой информации. Слушающий должен не только понять чужой текст, но и усвоить его логику. Можно игнорировать текстовые нюансы, обращая внимание на тему и основную мысль высказывания – это так называемое глобальное слушание. В отличие от него, детальное слушание заставляет глубже осмыслять содержание текста: выделять главную и дополнительную, интересную и не очень, знакомую и новую информацию, последовательность её подачи и языковые особенности её оформления.
Слайд 45: Выделяются ещё два вида слушания:
молчаливое нерефлексивное слушание, при котором слушающий, неравнодушно воспринимая информацию, произносит малозначащие реплики типа да; конечно; я понимаю, а также выражает свое отношение к высказываемому при помощи жестов и мимики; немолчаливое рефлексивное слушание, при котором слушающий обращается к говорящему с просьбой уточнить высказывание: приведите примеры; что Вы под этим подразумеваете? и т. п.; перефразирует услышанную мысль: итак, вы предлагаете следующее…; другими словами, твоя позиция -… и т. п.; сопереживает собеседнику: мне кажется, ты расстроен…; слышу радость в Вашем голосе и т. п.
Слайд 46: Правила хорошего слушателя
Выслушивайте собеседника терпеливо, внимательно и доброжелательно. Не прерывайте собеседника без необходимости, не делайте ему колких и обидных замечаний. Дайте возможность говорящему проявить себя, подчеркивайте свой интерес к нему. Не превращайте слушание в собственное говорение. Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с собеседником невербальными средствами общения, междометиями и т. п., сигнализируя ему о своем внимании и понимании. Взаимодействуйте с собеседником с помощью ответных реплик, уместных для решения совместной коммуникативной задачи. Реагируйте только на речь (вопрос, реплики), адресованную лично вам, а не другим собеседникам.
Слайд 47: Письмо
Свойства письма Сущность свойств Опосредованность общения Субъект речи (автор) не видит адресата в момент чтения текста и поэтому не имеет возможности наблюдать за его реакцией Подготовленность речи Автор имеет возможность неоднократно изменять, редактировать текст Графическое оформление речи Автор может использовать не только языковые единицы (слова, предложения), но и знаки препинания, графические обозначения, шрифтовые выделения Оформленность смысловых блоков Автор, как правило, использует логически правильное, последовательное абзацное членение текста, а при необходимости и другие способы рубрикации Зрительное восприятие речи адресатом Читатель имеет возможность неоднократно перечитывать текст, вдумываясь как в значение слов и выражений, так и в общее информативное содержание текста
Слайд 48: Чтение
- это сложный процесс опосредованного общения читателя с автором «во времени и в пространстве». Качество чтения определяется способностью распознавать чужую мысль, взаимодействовать с ней.
Слайд 50: Ознакомительное чтение
– беглое, фрагментарное прочтение текста для установления в самом общем виде его содержания и адресованности. В первую очередь просматривают название текста, фамилии авторов, выходные данные, аннотацию, оглавление, список литературы, иллюстрации. В текстах небольшого объема, например в статье, обращают на себя внимание несущие основную информацию ключевые слова, первые и заключительные предложения. В большинстве случаев ознакомительно читаются, например, сборники статей, а также газеты и журналы.
Слайд 51: Изучающее чтение
предполагает глубокое, целенаправленное осмысление содержание текста. На первом этапе включает в себя приемы, характерные и для ознакомительного чтения На втором этапе «подключаются»: умение выявлять скрытые вопросы в тексте и в нем же искать ответы на них; умение выделять в тексте главное, или неизвестное, или непонятное; способность сознавать взаимосвязь между фактами, систематизировать информацию, определять её ценность (см. в связи с этим алгоритм любого способа речевой деятельности). На третьем этапе читающий должен проверить себя: удалось ли ему сформулировать основную мысль произведения и выделить главную по цели информацию, понять последовательность изложения и выбрать из текста нужную информацию. Изучающее чтение необходимо при написании любой учебной или научной работы, при подготовке к сдаче экзамена или зачёта.
Слайд 52: Коммуникативные способности человека в общей структуре речевой деятельности
слушание – 45 % говорение – 30 % чтение – 16 % письмо – 9 %
Слайд 53: Речевое взаимодействие
– это общение субъектов в конкретной ситуации; соединение речевых деятельностей
Слайд 54: Условия осуществления любого речевого события включают в себя следующие моменты
1. Наличие субъекта речи (автора текста) и адресата (человека или группы людей, воспринимающих текст). Как правило, в процессе речевого взаимодействия один и тот же человек последовательно выступает в роли и субъекта, и адресата речи. 2. Совпадение средств общения – языкового кода (языка общения), фоновых знаний (информации, которой обладают взаимодействующие субъекты) и – одновременно – несовпадение средств общения (т. н. содержательная разница в предмете речи), что обусловливает получение новой информации, необходимой информации по цели.
Слайд 55
3. Единство целевого пространства взаимодействующих субъектов: о чем будем говорить (предмет, или объект, речи – фрагмент отображаемой действительности), для чего (или ради чего) общаемся. 4. Соблюдение коммуникативных и этических норм общения, нормативная реализация коммуникативных способностей.
Слайд 56: Принципы и условия успешной коммуникации
Г.П. Грайс в работе «Логика и речевое общение» («Новое в зарубежной лингвистике». – Вып. 16. – М., 1985) утверждает что основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность собеседников действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора. Принцип кооперации – это готовность партнёров к сотрудничеству.
Слайд 57: Принцип кооперации Г. П. Грайса состоит из четырёх максим:
максима полноты информации (максима количества): высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и меньше, чем требуется; максима качества информации : не говори то, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований максима релевантности : не отклоняйся от темы; максима манеры (способа выражения) : выражайся кратко, будь организован, избегай непонятных выражений, избегай неоднозначности.
Слайд 58: Один из важных организационных принципов речевой коммуникации - принцип последовательности
Его суть – в смысловом соответствии высказывания и ответной реакции, т.е. ожидании реплики соответствующего типа: вопрос – ответ; приветствие – приветствие; просьба – принятие или отклонение и т.д. Этот принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.
Слайд 59: Принцип предпочитаемой структуры
характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами. Согласие обычно выражается без промедления, ясно и лаконично. Несогласие же, как правило, отсрочено паузой, после которой следуют пространные рассуждения и доводы. Соблюдение этого принципа с точки зрения этики позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора.
Слайд 60: Принцип вежливости
. сформулирован Дж. Н. Личем представляет собой совокупность шести максим : Максима такта Максима великодушия Максима скромности Максима согласия Максима симпатии
Слайд 61: Общение считается успешным
если передаваемое субъектом сообщение достигает адекватного смыслового восприятия со стороны адресата, т.е. адресат трактует основную идею высказывания в соответствии с замыслом адресанта.
Последний слайд презентации: Лекция № 5 Профессиональная коммуникация: Условия, способствующие успешному осуществлению коммуникативной цели:
потребность в коммуникативной заинтересованности; настроенность на мир собеседника; близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя вникнуть в замысел говорящего, внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние); знание норм речевого этикета и т.д.