Первый слайд презентации: Интеллект и диагностика интеллекта
Выполнили: Камбулина О. Раимова Т.
Слайд 2
План Введение Понятие интеллект, представления об интеллекте Модели структуры интеллекта Факторные модели интеллекта Модель Ч. Спирмена Модель Л. Терстоуна Модель Р. Б. Кеттелла Модель Дж. Гилфорда Другие иерархические модели (С Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон, Л. Хамфрейс ) Монометрический подход Когнитивные модели интеллекта Модель Р. Стернберга Другие когнитивные модели Понятие уровень интеллекта или коэффициент интеллекта ( IQ ) Измерение интеллекта Виды тестов Невербальные тесты интеллекта Групповые тесты интеллекта, применяемые в отечественной практике Тест Д. Векслера История создания Адаптация Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера Методические рекомендации Обработка и интерпретация результатов Заключение Приложения №1-11 Список использованной литературы
Слайд 3
Интеллект (от лат. intellectus понимание,познание ) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью как набор когнитивных операций на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы
Слайд 5
Понятие "интеллект" как объект научного исследования было введено в психологию антропологом Ф. Гальтоном в конце Х I Хв. Согласно Ф. Гальтону, весь спектр интеллектуальных способностей наследственно детерминирован Сэр Фрэнсис Гальтон (16 февраля 1822 — 17 января 1911) английский исследователь, географ, антропологи психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики.
как способности обучатся (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.); как способности оперировать абстракциями (Л. Термен, Э. Торндайк, Дж. Петерсон ); как способности адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун, Ж. Пиаже).
Слайд 7
Интеллект - это такое слово; мы пользуется им так часто, что стали верить в его существование как некой реальности, измеряемой сущности, а не как удобного способа обозначения некоторых феноменов, которые могут существовать, а могут и не существовать (Г. Гарднер )
Слайд 9: Модель Ч. Спирмена
В сякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор, названный генеральным (g-фактор), и множество специфических (s-факторы), свойственных только одному виду деятельности. Чарльз Э́двард Спи́рмен (10 сентября 1863 — 17 сентября 1945) — английский психолог, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов.
Слайд 10: Дальнейшее развитие двухфакторной теории Ч. Спирмена
- ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ - S-ФАКТОРЫ - ТЕСТЫ
Слайд 11: Первичные умственные способности (по Л.Терстоуну ), существование которых подтверждалось
V. Словесное понимание W. Речевая беглость N. Числовой фактор S. Пространственный фактор М. Ассоциативная память Р. Скорость восприятия изображениях. Разделяют вербальный (« восприятие клерка») и «образный» подфакторы. I. Индуктивный фактор
Слайд 12: Модель Р.Б. Кеттелла
Предложенная Р. Кэттеллом модель может быть лишь условно отнесена к группе иерархических априорных моделей. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные и факторы операции. Рэ́ймонд Бе́рнард Кэ́ттелл (20 марта 1905 — 2 февраля 1998) — британский и американский психолог, внесший существенный вклад в развитие дифференциальной психологии в областях черт личности, способностей и мотивации.
Слайд 13
Фактор «связанного интеллекта» определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид Фактор связанного интеллекта тесно положительно коррелирует с вербальным и арифметическим факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности.
Слайд 14
Фактор «свободного» интеллекта положительно коррелирует с фактором «связанного» интеллекта, так как «свободный» интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттелла, «свободный» интеллект абсолютно независим от степени приобщенности к культуре.
Слайд 15
Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Сам Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор — визуализации, — который проявляется при операциях со зрительными образами.
Слайд 16: Модель Дж. Гилфорда
Ведущим положением теории Дж. Гилфорда является отказ от генерального фактора в пользу представлений о том, что существует 150 разных интеллектуальных способностей. Исходным пунктом его модели служит ги-потеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.
Слайд 19: Модель Д. Векслера
влючает в себя три уровня: 1 ) уровень общего интеллекта; 2 ) уровень групповых факторов, а именно, - интеллекта действий и вербального интеллекта 3 ) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам.
Слайд 21
Ганс Юрген Айзенк (4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта
Слайд 23: Компоненты интеллекта (по Р. Стернбергу )
I. Метакомпоненты — процессы управления, которые регулируют конк-ретные процессы переработки информации II. Исполнительные компоненты — процессы более низкого уровня иерархии III. Компоненты приобретения знаний -необходимы для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты
Слайд 24: Виды интеллекта ( Г.Гарднер )
1. Лингвистический интеллект 2. Музыкальный интеллект 3. Логико-математический интеллект 4. Пространственный интеллект 5. Телесно-кинестетический интеллект 6. Межличностный интеллект 7. Внутриличностный интеллект
Слайд 25
Впервые понятие уровень интеллекта использовал знаменитый римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон: под интеллектом он подразумевал совокупность умственных способностей, присущих конкретному человеку.
Слайд 26
Альфре́д Бине ́ (11 июля 1857 — 18 октября 1911) французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии.
Слайд 27
Уильям Льюис Штерн (29 апреля 1871, Берлин — 1938, Дархэм, США) немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности.
Слайд 28
Коэффициент интеллекта или IQ не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. Коэффициент интеллекта или IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении.
Слайд 29: Стандартизированные значения или уровни IQ:
IQ в диапазоне 65 – 85 означает низкий уровень интеллекта; IQ в диапазоне 85 – 100 означает нормальный уровень, нижняя граница нормы; IQ в диапазоне 100 – 115 означает нормальный уровень, верхняя грани-ца нормы; IQ в диапазоне 115 – 130 означает высокий уровень развития интел-лектуальных способностей; IQ в диапазоне 130 – 160 означает, что у человека умственная одарен-ность.
Слайд 30
Вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллектуальной деятельности (Ф. Гальтон )
Слайд 31
Первая шкала тестов Бине-Симона появилась в 1905 году. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из неё все задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.
Слайд 32
Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребёнка. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости.
Слайд 33: Виды тестов интеллекта
вербальные невербальные индивидуальные г рупповые тесты действия неязыковые невербальные тесты
Слайд 34: Тест Доски форм Сегена ( SeguinForm Boards )
известный в нашей стране под названием Тест воспроизведения прежнего порядка на доске, разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г.. Он применяется для диагностики детей с умственной отсталостью, начиная с 2 лет. Другое название этой методики — Доски форм Сегена — связано с характером стимульного материала, состоящего из 5 досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки. Диагностика проводится индивидуально.
Слайд 35: Прогрессивные матрицы ( Progressive Matrices )
Авторами первой редакции, появившейся в 1936 г. и предназначенной для диагностики детей, были Л. Пенроуз и Дж. Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж. Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена ( Raven's Progressive Matrices — RPM). Первый вариант для взрослых появился в 1960 г.
Слайд 36: Тесты свободные от влияния культуры
Первым тестом, свободным от влияния культуры, считается армейский тест Бета, разработанный в США в период первой мировой войны. Еще один тест такого типа — Нарисуй человека ( Draw-a-Man Test ), разработанный американским психологом Ф. Гудинаф и описанный в 1926 г., был предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет.
Слайд 37
Еще один Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры ( Culture - Fair Intelligence Test ), был разработан Р. Б. Кеттеллом. Он имеет три варианта. Первый предназначен для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; второй — для детей 8-13 лет и взрослых, не имеющих высшего об-разования ; третий для детей 10-16 лет и взрослых с высшим образованием
Слайд 38
Тест структуры интеллекта Амтхауера ( Amthauer Intelligenz Struc-tur — Test ) — это один из известнейших групповых тестов, широко исполь-зуемых в немецкоязычных странах. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.) и предназначен для измерения уровня интеллек-туального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.
Слайд 39
Тест, известный в нашей стране под названием Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), в оригинале имеет название — Vana Intelligence Test — VIT. Он разработан словацким психологом Дж. Ваной и известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы инструмент. Тест содержит 7 субтестов.
Слайд 40
Дэвид Векслер (1896-1981) – американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Специалист в области клинической психологии, психологии развития, методов оценки и измерения, военной психологии, педагогической психологии. Автор широко известных тестов исследования интеллекта.
Слайд 41
Классификация IQ-показателей по Векслеру: 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1% 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1% 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%
Слайд 42
Список использованной литературы: Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -512с. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М. и др. Руководство к применению Группового интеллектуального теста для младших подростков ГИТ. — Обнинск, 1993. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М. и др. Руководство к применению Теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. — Обнинск, 1993. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 2.— М., 1982. Анастази А., Урбина С. (2001). Психологическое тестирование. СПб., Питер. БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика. — СПб., 2003 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.И. Словарь справочник по психодиагностике ; 2-ое издание - СП.б, ПитерКом, 1999-528с. Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.: (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00121-7 Немов, Р.С. Практическая психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 320с. Общая психодиагностика // Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005. — 304 с: ил. Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. С. 77-84. Романова Е. С. Психодиагностика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н /Д: "Феникс", 2000. -576с. Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. N 5. С. 125.