Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика — презентация
logo
Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика
  • Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика особенности работы
  • Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика
  • Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика
  • Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой
  • Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой
  • Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой
  • Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой
  • Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой
  • Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика
  • Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика
  • Уникальность учебных пособий О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой заключается в новых, более корректных формулировках ряда определений и правил.
  • Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика
  • Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика
  • Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика
  • Готовится к изданию учебное пособие по русскому языку для 3 класса четырёхлетней начальной школы!
1/15

Слайд 2

Изображение слайда

Слайд 3

Учебные пособия для изучения русского языка О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой были созданы в качестве альтернативы неэффективным современным учебникам русского языка для начальной школы. В основу учебных пособий О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой положены классические советские учебники М.Л. Закожурниковой для трёхлетней начальной школы.

Изображение слайда

Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой В основе – звуковой анализ речи В основе – зрительно-логический метод обучения Формируется звуковая доминанта: дети пишут так, как слышат Звуковая доминанта не формируется: дети пишут согласно правилам в соответствии с тем, что видят

Изображение слайда

Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой Добавлено много материала, который ранее изучался только в средней школе ( в том числе теоретические разделы: лексическое значение слова, разряды и краткая форма прилагательных, наречие, числительное и др.). Теоретические разделы даются в объеме, необходимом и достаточном для освоения основных орфограмм, изучаемых в начальной школе. Детям не хватает времени на отработку базовых граммати-ческих понятий и орфограмм. В программе заложено достаточное количество часов для отработки каждой темы.

Изображение слайда

Слайд 6: Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой

Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой Учебники М.Л. Закожурниковой Многие правила сформулированы нечётко, некорректно и могут вводить учащихся в заблуждение. Имена существительные во мн.ч. обозначают два или более предмета. А ножницы ? Глагол во мн.ч. обозначает действие двух или более предметов. Опять же: А ножницы режут ? Жи - ши пишется с буквой и. А ин же нер, же лать, ше птать, слу ша ть? Не с глаголами пишется отдельно. А не навидеть, не годовать, не взлюбить? и т.д. Дети знают наизусть правило, но делают на него ошибки.

Изображение слайда

Слайд 7: Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой

Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой Контрольные вопросы в конце тем отсутствуют. В конце каждой темы есть контрольные вопросы и задания для оценки того, насколько усвоены изучаемые правила и понятия. Учебники не предоставляют детям возможности самим оценить свои знания, а ведь порой только отвечая на вопросы в конце темы, дети осознают, что они что-то недопо-няли ! Контрольные вопросы – не только инструмент оценки знаний. Поиск ответов на обобщающие и систематизирующие вопросы подразумевает рассуждение, значит, работа над контрольными вопросами стимулирует развитие мышления.

Изображение слайда

Слайд 8: Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой

Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой Более понятная современным детям лексика, хотя тематика текстов несколько однообразна (доминируют тексты о природе). Авторы не указывают, взят ли текст без изменений или адаптирован. Авторских текстов практически нет. Устаревшая лексика (колхоз, пионер и пр.). Не всегда уважительное отношение к классикам (вплоть до исправления текстов Тургенева, стихов Ершова и Пушкина). Не всегда удачная адаптация текстов русских и советских писателей. Слабые с художественной точки зрения авторские тексты. Ответы и решения ко всем упражнениям можно без труда найти в сети Интернет. Учебники могут вызвать интерес, но есть явный диссонанс между цитатами из серьезной классики и детскими стишками поэтов 20 века. Значительная часть материалов учебников современным детям непонятна и неинтересна.

Изображение слайда

Слайд 9

В учебных пособиях О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой сохранены достоинства учебников М.Л. Закожурниковой : Нет акцента на фонетике. Сообщаются только минимально необходимые для освоения основных орфограмм начальной школы фонетические сведения. С составлением транскрипций и йотированными гласными дети знакомятся в конце 4-го класса – только после того, как сформируется установка писать не так, как слышится, а по правилам. Даны в сокращенном объёме или опущены теоретические разделы и темы, ранее изучавшиеся только в 5-6 классе и не являющиеся необходимыми для обучения грамотному письму. Опущены, например, такие темы как текст и его типы, слово и его лексическое значение, словари. С этой информацией учащиеся частично знакомятся по ходу изучения другого материала. Кроме того, она будет представлена в приложениях к учебникам. В сокращённом объёме даются, например, темы о типах имён существительных (одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), о разрядах и формах прилагательных.

Изображение слайда

Слайд 10

В учебных пособиях О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой сохранены достоинства учебников М.Л. Закожурниковой : На каждую тему даётся большое количество упражнений, позволяющих отработать изучаемый материал. Тексты и задания упражнений были основательно переработаны: осовременена лексика, заменены практически все авторские тексты, исправлено цитирование, часть адаптированных текстов была заменена или отредактирована. Ряд упражнений были изменены только потому, что их полное решение выложено в сети Интернет. В конце каждой темы приводится список контрольных вопросов и заданий. Причём эти списки были существенно дополнены за счёт добавления более сложных вопросов на понимание изученного материала, на обобщение и систематизацию пройденного. Как и в учебниках М.Л. Закожурниковой, значительное внимание уделяется повторению пройденного материала. Дополнительно к имевшимся упражнениям были добавлены новые, повышенного уровня сложности, работающие на повторение сразу многих орфограмм и на определение области применения схожих правил (с заданиями-ловушками).

Изображение слайда

Слайд 11: Уникальность учебных пособий О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой заключается в новых, более корректных формулировках ряда определений и правил

Пример 1. Было: Не с глаголами пишется отдельно. Стало: Пример 2. Было: Жи - ши пишется с буквой и. Стало:

Изображение слайда

Слайд 12

Особенности работы с учебными пособиями О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой Важно понимать, что все отклонения от ставшей за последние десятилетия привычной (и ныне кажущейся незыблемой) методологии преподавания русского языка сделаны авторами не случайно. Это касается и таких мелочей как, например, отсутствие точек в конце заголовка (от которых потом детей приходится отучать в средней школе) или использование в первом классе более простых и понятных детям терминов «большая и маленькая буква» вместо вносящих путаницу заглавной, строчной, прописной (они даются детям позднее). Не случайны и отсутствие в определении существительного привычных слов «обозначает предмет» (после которых многие дети не считают существительными слова «бег», «белизна», «доброта» и пр.), определение множественного числа существительных как формы слова, перед которой можно поставить слово «мои» (тогда брюки и ножницы как раз получаются множественного числа!), отсутствие в пособиях сбивающего с толку термина «нулевое окончание» (дети познакомятся с ним ближе к концу 4-го кл.) и др. Следование методологии пособий – это необходимое условие для достижения результата!

Изображение слайда

Слайд 13

Особенности работы с учебными пособиями О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой Важно уделять пристальное внимание работе с контрольными вопросами и заданиями. Это вопросы позволяют выяснить, поняли ли дети материал или просто выучили правило или определение. Кроме того, работа с контрольными вопросами может помочь детям лучше разобраться в материале, заставить задуматься над тем, на что они ранее не обращали внимания. Особый интерес представляют вопросы и задания, требующие от детей умения рассуждать, анализировать материал не только текущей темы, но и предыдущих. Такие вопросы позволяют детям систематизировать пройденный материал, соотносить изучаемые на уроке понятия с понятиями, которые были пройдены ранее. Примеры контрольных вопросов по теме «Имя существительное» (пособие, 2 кл.) Работа с контрольными вопросами и заданиями – это необходимое условие для достижения результата!

Изображение слайда

Слайд 14

Особенности работы с учебными пособиями О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой Важно обратить внимание на упражнения, помеченные символом *. Это упражнения повышенного уровня сложности, и с ними можно работать только тогда, когда разобраны обычные упражнения по теме. Все упражнения «со звёздочкой» были разработаны авторами специально для этих учебных пособий и предназначены для более глубокого изучения материала. Сложность упражнений «со звёздочкой» заключается либо в отработке так называемых ситуаций-ловушек (когда кажется, что применимо одно правило, тогда как на самом деле работает другое), либо в сочетании в одном упражнении сразу многих орфограмм. Лексика в этих упражнениях тоже может быть чуть более сложной, чем в обычных. Звёздочкой также помечены упражнения на более сложные темы, относительно недавно появившиеся в программе начальной школы и отсутствующие в учебниках М.Л. Закожур - никовой (например, сложные слова, разряды прилагательных и др.). В любом случае, в учебнике приводится вся теория, необходимая для выполнения упражнений «со звёздочкой», и дети вполне могут с ними справиться. Пример заданий из упражнения «со звёздочкой» на повторение темы « жи -ши, ча -ща, чу- щу » (пособие, 2 кл.): ж... лтеют кувш... нки, несокруш...мая друж...на, ч... совщик скуч... ет, ж... стяная банка, нач... ть ш... птаться Выполнение упражнений повышенного уровня сложности способствует более глубокому пониманию материала!

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика: Готовится к изданию учебное пособие по русскому языку для 3 класса четырёхлетней начальной школы!

Изображение слайда

Похожие презентации