Первый слайд презентации: Учебные пособия по русскому языку О.В. Белавиной, Л.А. Ясюковой характеристика особенности работы
Слайд 3
Учебные пособия для изучения русского языка О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой были созданы в качестве альтернативы неэффективным современным учебникам русского языка для начальной школы. В основу учебных пособий О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой положены классические советские учебники М.Л. Закожурниковой для трёхлетней начальной школы.
Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой В основе – звуковой анализ речи В основе – зрительно-логический метод обучения Формируется звуковая доминанта: дети пишут так, как слышат Звуковая доминанта не формируется: дети пишут согласно правилам в соответствии с тем, что видят
Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой Добавлено много материала, который ранее изучался только в средней школе ( в том числе теоретические разделы: лексическое значение слова, разряды и краткая форма прилагательных, наречие, числительное и др.). Теоретические разделы даются в объеме, необходимом и достаточном для освоения основных орфограмм, изучаемых в начальной школе. Детям не хватает времени на отработку базовых граммати-ческих понятий и орфограмм. В программе заложено достаточное количество часов для отработки каждой темы.
Слайд 6: Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой
Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой Учебники М.Л. Закожурниковой Многие правила сформулированы нечётко, некорректно и могут вводить учащихся в заблуждение. Имена существительные во мн.ч. обозначают два или более предмета. А ножницы ? Глагол во мн.ч. обозначает действие двух или более предметов. Опять же: А ножницы режут ? Жи - ши пишется с буквой и. А ин же нер, же лать, ше птать, слу ша ть? Не с глаголами пишется отдельно. А не навидеть, не годовать, не взлюбить? и т.д. Дети знают наизусть правило, но делают на него ошибки.
Слайд 7: Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой
Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой Контрольные вопросы в конце тем отсутствуют. В конце каждой темы есть контрольные вопросы и задания для оценки того, насколько усвоены изучаемые правила и понятия. Учебники не предоставляют детям возможности самим оценить свои знания, а ведь порой только отвечая на вопросы в конце темы, дети осознают, что они что-то недопо-няли ! Контрольные вопросы – не только инструмент оценки знаний. Поиск ответов на обобщающие и систематизирующие вопросы подразумевает рассуждение, значит, работа над контрольными вопросами стимулирует развитие мышления.
Слайд 8: Сравнительный анализ современных учебников русского языка и учебников М.Л. Закожурниковой
Современные учебники Учебники М.Л. Закожурниковой Более понятная современным детям лексика, хотя тематика текстов несколько однообразна (доминируют тексты о природе). Авторы не указывают, взят ли текст без изменений или адаптирован. Авторских текстов практически нет. Устаревшая лексика (колхоз, пионер и пр.). Не всегда уважительное отношение к классикам (вплоть до исправления текстов Тургенева, стихов Ершова и Пушкина). Не всегда удачная адаптация текстов русских и советских писателей. Слабые с художественной точки зрения авторские тексты. Ответы и решения ко всем упражнениям можно без труда найти в сети Интернет. Учебники могут вызвать интерес, но есть явный диссонанс между цитатами из серьезной классики и детскими стишками поэтов 20 века. Значительная часть материалов учебников современным детям непонятна и неинтересна.
Слайд 9
В учебных пособиях О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой сохранены достоинства учебников М.Л. Закожурниковой : Нет акцента на фонетике. Сообщаются только минимально необходимые для освоения основных орфограмм начальной школы фонетические сведения. С составлением транскрипций и йотированными гласными дети знакомятся в конце 4-го класса – только после того, как сформируется установка писать не так, как слышится, а по правилам. Даны в сокращенном объёме или опущены теоретические разделы и темы, ранее изучавшиеся только в 5-6 классе и не являющиеся необходимыми для обучения грамотному письму. Опущены, например, такие темы как текст и его типы, слово и его лексическое значение, словари. С этой информацией учащиеся частично знакомятся по ходу изучения другого материала. Кроме того, она будет представлена в приложениях к учебникам. В сокращённом объёме даются, например, темы о типах имён существительных (одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), о разрядах и формах прилагательных.
Слайд 10
В учебных пособиях О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой сохранены достоинства учебников М.Л. Закожурниковой : На каждую тему даётся большое количество упражнений, позволяющих отработать изучаемый материал. Тексты и задания упражнений были основательно переработаны: осовременена лексика, заменены практически все авторские тексты, исправлено цитирование, часть адаптированных текстов была заменена или отредактирована. Ряд упражнений были изменены только потому, что их полное решение выложено в сети Интернет. В конце каждой темы приводится список контрольных вопросов и заданий. Причём эти списки были существенно дополнены за счёт добавления более сложных вопросов на понимание изученного материала, на обобщение и систематизацию пройденного. Как и в учебниках М.Л. Закожурниковой, значительное внимание уделяется повторению пройденного материала. Дополнительно к имевшимся упражнениям были добавлены новые, повышенного уровня сложности, работающие на повторение сразу многих орфограмм и на определение области применения схожих правил (с заданиями-ловушками).
Слайд 11: Уникальность учебных пособий О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой заключается в новых, более корректных формулировках ряда определений и правил
Пример 1. Было: Не с глаголами пишется отдельно. Стало: Пример 2. Было: Жи - ши пишется с буквой и. Стало:
Слайд 12
Особенности работы с учебными пособиями О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой Важно понимать, что все отклонения от ставшей за последние десятилетия привычной (и ныне кажущейся незыблемой) методологии преподавания русского языка сделаны авторами не случайно. Это касается и таких мелочей как, например, отсутствие точек в конце заголовка (от которых потом детей приходится отучать в средней школе) или использование в первом классе более простых и понятных детям терминов «большая и маленькая буква» вместо вносящих путаницу заглавной, строчной, прописной (они даются детям позднее). Не случайны и отсутствие в определении существительного привычных слов «обозначает предмет» (после которых многие дети не считают существительными слова «бег», «белизна», «доброта» и пр.), определение множественного числа существительных как формы слова, перед которой можно поставить слово «мои» (тогда брюки и ножницы как раз получаются множественного числа!), отсутствие в пособиях сбивающего с толку термина «нулевое окончание» (дети познакомятся с ним ближе к концу 4-го кл.) и др. Следование методологии пособий – это необходимое условие для достижения результата!
Слайд 13
Особенности работы с учебными пособиями О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой Важно уделять пристальное внимание работе с контрольными вопросами и заданиями. Это вопросы позволяют выяснить, поняли ли дети материал или просто выучили правило или определение. Кроме того, работа с контрольными вопросами может помочь детям лучше разобраться в материале, заставить задуматься над тем, на что они ранее не обращали внимания. Особый интерес представляют вопросы и задания, требующие от детей умения рассуждать, анализировать материал не только текущей темы, но и предыдущих. Такие вопросы позволяют детям систематизировать пройденный материал, соотносить изучаемые на уроке понятия с понятиями, которые были пройдены ранее. Примеры контрольных вопросов по теме «Имя существительное» (пособие, 2 кл.) Работа с контрольными вопросами и заданиями – это необходимое условие для достижения результата!
Слайд 14
Особенности работы с учебными пособиями О.В. Белавиной и Л.А. Ясюковой Важно обратить внимание на упражнения, помеченные символом *. Это упражнения повышенного уровня сложности, и с ними можно работать только тогда, когда разобраны обычные упражнения по теме. Все упражнения «со звёздочкой» были разработаны авторами специально для этих учебных пособий и предназначены для более глубокого изучения материала. Сложность упражнений «со звёздочкой» заключается либо в отработке так называемых ситуаций-ловушек (когда кажется, что применимо одно правило, тогда как на самом деле работает другое), либо в сочетании в одном упражнении сразу многих орфограмм. Лексика в этих упражнениях тоже может быть чуть более сложной, чем в обычных. Звёздочкой также помечены упражнения на более сложные темы, относительно недавно появившиеся в программе начальной школы и отсутствующие в учебниках М.Л. Закожур - никовой (например, сложные слова, разряды прилагательных и др.). В любом случае, в учебнике приводится вся теория, необходимая для выполнения упражнений «со звёздочкой», и дети вполне могут с ними справиться. Пример заданий из упражнения «со звёздочкой» на повторение темы « жи -ши, ча -ща, чу- щу » (пособие, 2 кл.): ж... лтеют кувш... нки, несокруш...мая друж...на, ч... совщик скуч... ет, ж... стяная банка, нач... ть ш... птаться Выполнение упражнений повышенного уровня сложности способствует более глубокому пониманию материала!