Первый слайд презентации: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
Слайд 2: План
Понятие, предмет, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Система уголовно-исполнительного законодательства РФ. Международные нормативные акты – основа правового регулирования исполнения и отбывания наказаний в РФ. Законодательное регулирование исполнения наказаний в РФ. Подзаконные нормативные акты, регулирующие исполнение наказаний в РФ. Понятие, классификация и структура норм уголовно-исполнительного законодательства. 2
Слайд 3: Литература
Конституция Российской Федерации. М., 1993. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ. М., 1997. Наташев А.Е. Советское исправительно-трудовое законодательство (Основные вопросы теории и практики). М.: ВНИИ МВД СССР. 1975. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Развитие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в России. Учебное пособие. М.: КЮИ МВД РФ. 1999. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы от 21 июля 1993 года // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316. Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 25 июня 1995 года. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Утверждены приказом МЮ РФ № 205 от 3 ноября 2005 года. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативах их штатной численности. СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2347. Положение о дисциплинарной воинской части. СЗ РФ. 1997. № 23. Ст. 2697. 3
Слайд 4: л итература
10. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер не связанных с тюремным заключением (правила) // Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. Вып. 2. М.: Международные отношения, 1993. С. 51-529. 11. Минимальные стандартные правила обращения с заключенны-ми, 1955// Международные соглашения и рекомендации ООН в обла-сти защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник меж-дународных документов. М., 1989. С. 71-92. 12. Инструкция о порядке представления осужденных к лишению свободы к условно-досрочному освобождению или замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Пр. МЮ РФ № 102 от 19.06.2000 г. 13. Инструкция о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест отбывания лишения свободы. Пр. МЮ РФ № 264 от 26.12.2001 г. 4
5
Уголовно-исполнительное законодательство в узком смысле – это часть общероссийского законодательства, система законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказания. Уголовно-исполнительное законодательство в широком смысле – это совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний и применение к осужденным средств исправительного воздействия. 6
Слайд 7
Предмет уголовно-исполнительного законодательства – это совокупность общественных отношений, возникающих между осуждёнными и государством в процессе исполнения и отбывания наказания, регулируемых с помощью норм этой отрасли законодательства. Цели уголовно-исполнительного законодательства (ч.1.ст. 1 УИК РФ) 1.Исправление осужденного, которое направленно на возвращение его к социально-полезной деятельности, привитие уважения к законам и правилам человеческого общежития, приспособление к жизни общества 2.Специальное предупреждение преступности, которое направленно на предупреждение совершения нового преступления осужденным как в процессе отбывания наказания, так и после его отбытия 3.Общее предупреждение преступности. Оно достигается путем угрозы применения наказания за совершение конкретных общественно опасных деяний; таковое действует опосредованно, на неустойчивых граждан путем наказания лиц, виновных в совершении преступления. 7
Слайд 8
Задачи уголовно-исполнительного законодательства (ч.2 ст.1 УИК РФ) 1. Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания 2. Определение средств исправления осужденных 3. Охрана прав, свобод и законных интересов осужденных 4. Оказание осужденным помощи в социальной адаптации 8
Слайд 9: Наиболее часто употребляемые понятия
«Исполнение наказания» -это деятельность соответствующих государственных органов, на которые возложено законом в соответствии с приговором суда осуществление данной меры государственного принуждения. «Отбывание наказания» -это требуемое законом поведение осужденных при исполнении приговора, подчинение их установленным для них правоограничениям. «Исправительное воздействие» - формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. 9
Слайд 10: 2. Система уголовно-исполнительного законодательства
10 Юридической основой для разработки и принятия нормативных актов (источников) уголовно-исполнительного права, как и других отраслей, является Конституция РФ. Непосредственными источниками (формами выражения) уголовно-исполнительного права являются законы и подзаконные, в том числе ведомственные, нормативные акты, регулирующие в процессе исполнения наказания. УИК РФ и Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» – важнейшие источники уголовно-исполнительного права. Эти законы по отношению к остальным нормативным актам обладают высшей юридической силой, поскольку они приняты высшими представительными органами государственной власти. Подзаконные нормативные акты не должны: противоречить Конституции РФ и законам РФ; вводить новые принципы исполнения наказания; устанавливать новые ограничение прав осужденных как граждан России; изменять порядок и условия отбывания наказания, установленные законом; вводить исключения в какие-либо требования закона.
Слайд 11
11 Основная характерная особенность УИК РФ – это последовательность расположения правовых норм, отражающая процесс исполнения наказания от начала до освобождения осужденного от наказания, порядок реализации основных средств исправления осужденных. При этом первоочередное значение придает нормам, определяющим режим отбывания наказания, поскольку посредствам этих («режимных») норм реализуется наказание, обеспечивается применение других средств исправления, осуществляется дифференциация исправительного воздействия. Далее следуют нормы, регламентирующие общественно полезный труд осужденных, проведения воспитательной работы с ними, их общеобразовательную и профессиональную подготовку, другие средства исправительного воздействия (применение льгот, поощрений, взысканий и т.д.). УИК РФ состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть содержит общие положения и принципы законодательства, а Особенная – порядок и условия исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.
Слайд 12
12 Система уголовно-исполнительного законодательства РФ Международные нормативные акты (декларации, конвенции, пакты, договоры, принципы, соглашения и т.п.); Конституция и законы Р Ф (Конституцию РФ; УИК РФ; Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г; Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 25 июня 1995 г.); Подзаконные нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации, к которым относятся: А) указы Президента и постановления Правительства РФ; Б) межведомственные и ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции, положения, правила, указания, наставления, директивы Министерства юстиции РФ и т.п.).
Слайд 13
13 Уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах личности и гражданина и об обращении с осужденными. Это положение подчеркивается в ч. 3 ст. 3 УИК Международный договор РФ получает приоритет перед уголовно-исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила исполнения наказаний. Отношение уголовно-исполнительного законодательства к рекомендациям (декларациям) международных организаций и международным договорам РФ состоит в том, что оно учитывает рекомендации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых экономических и социальных возможно стей. Международное и национальное законодательство
Слайд 14: 3. Международные нормативные акты – основа правового регулирования исполнения и отбывания наказаний в РФ
14 Рассмотрим международные правовые акты, играющие первостепенную роль в становлении национального законодательства; в первую очередь, к ним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.); Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1990 г.) Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (1990 г.)
Слайд 15
15 К Международным нормативным актам относится, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, согласно которой: каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (Ст. 2); каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (Ст. 2); никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию (Ст. 5); все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона (Ст. 7); каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (Ст. 8).
Слайд 16
16 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными явились одним из первых документов такого рода, провозглашенных Организацией Объединенных Наций. По всеобщему признанию, эти правила продолжают являться важным фактором гуманного и справедливого использования исправительных учреждений. Данные правила касаются не только общего управления пенитенциарными заведениями, но в них говорится и о личной гигиене, питании, физкультуре и спорте, а также медицинском обслуживании. Также данные правила регулируют дисциплину и наказание, труд и образование, предоставление льгот и других поощрений, порядок перемещения осужденного из одного места заключения в другое, свободу вероисповедания, порядок хранения личного имущества осужденных, порядок переписки осужденного, а также его встречи с родственниками. Много внимания в правилах уделяется персоналу пенитенциарных учреждений, в частности в них сказано, что он должен быть достаточно образованным и развитым.
Слайд 17
17 Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) содержат свод основных принципов для содействия использованию мер, не связанных с тюремным заключением, таких как: Устные санкции (замечания, порицания, предупреждения) Условное освобождение от ответственности Поражение в гражданских правах Экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые штрафы и подённые штрафы Конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество Возвращение имущества жертве или постановление о компенсации
Слайд 18
18 Условное наказание или наказание с отсрочкой Условное освобождение из заключения и судебный надзор Постановление о выполнении общественно полезных работ Направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием Домашний арест Любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением Какое-либо сочетание перечисленных выше мер Документ описывает меры по надзору за выполнением таких санкций, устанавливает принцип набора персонала для применения этих наказаний, а также указывает на необходимость проведения исследований в области обращения с правонарушителями и выработки программ мер, не связанных с заключением под стражу. Документ рекомендован государствам-членам ООН для применения в национальной политике и практике.
Слайд 19
19 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1990 года предписывает таковым ответственное выполнение своих обязанностей. Согласно Кодекса должностные лица по поддержанию правопорядка: не могут осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к пытками другим жестоким, бесчеловечным или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания (ст. 5); обеспечивают полную охрану здоровья задержанных лиц, а в случае необходимости – обеспечивают им медицинское оказание помощи (ст. 6); «не совершают какие-либо акты коррупции» (ст. 7); уважают закон и настоящий Кодекс, и в случае нарушения таковых сообщают о случившемся вышестоящим или другим полномочным инстанциям (ст. 8).
Слайд 20: 4. Законодательное регулирование исполнения наказаний в РФ
20 Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказание, как и отбывание этого наказания осужденными, представляет собой предмет правового регулирования. Правовое регулирование – это установление в законе порядка и условий исполнения (отбывания) наказания, прав и обязанностей сторон общественных отношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания. Правовую базу деятельности уголовно-исполнительной системы РФ составляет принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ.
Слайд 21
Уголовно-исполнительный кодекс также представляет собой правовую основу исполнения не только уголовных наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера. Появление в нем ст. 3 стало возможным благодаря положениям ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. 21 Статья 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает участие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, и осуществление контроля над ними на основании и в порядке, предусмотренных законодательством. В настоящее время такого закона пока не существует. Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает также принятие иных федеральных законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказаний. Так, например, в статьях 182, 183 УИК РФ предусматривается принятие законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними. Прошедшее после принятия УИК РФ время показало, что в нем есть ряд недочетов, противоречий и пробелов, отрицательно сказывающихся на процессе исполнения наказания. Данной точки зрения придерживаются 63,6% опрошенных сотрудников уголовно-исполнительной системы. Больше всего ощутимы упущения в Кодексе по вопросам правового регулирования порядка и условий отбывания наказания (68,3%), привлечения осужденных к труду (31,3%), организации воспитательного воздействия (27,3%).
Слайд 22
22 В ч. 4 ст. 88 УИК РФ органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право повышать размер средств, разрешенных для расходования осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, на работах с экстремальными условиями труда. Такие решения органов государственной власти субъектов Федерации можно отнести к источникам уголовно-исполнительного права. В ч. 1 ст. 2 УИК РФ указывается, что «уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов». Таким образом, предполагается существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК РФ законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний. К числу таких актов относится закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 1993 года, который определяет организационно-правовые основы функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 1995 года. Данный нормативный акт, помимо общих положений, содержит подробное описание прав подозреваемых и обвиняемых, их обеспечение, условия и порядок обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей.
Слайд 23: 5. Подзаконные нормативные акты, регулирующие исполнение наказаний в РФ
23 Подзаконные нормативные правовые акты -не входят в состав собственно уголовно-исполнительного законодательства, но конкретизируют положения закона и детализируют вопросы исполнения и отбывания наказания.
Слайд 24
24 Подзаконные нормативно-правовые акты Постановления Правительства РФ Ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах, об исправительных центрах (ст. 6 Федерального закона «О введении в действие УИК РФ») Нормативно-правовые акты, о форме одежды осужденных к лишению свободы (ч. 4 ст. 82 УИК РФ); перечне технических средств надзора и контроля и порядке их использования (ч. 3 ст. 83 УИК РФ); минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных (ч. 3 ст. 89 УИК РФ). Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время»
Слайд 25
25 Постановления Правительства РФ 2 августа 1997 года было принято Постановление Правительства РФ «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осуждёнными в исправительных учреждениях» Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 года № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному страхованию осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемому труду» Правительство РФ в Постановлении от 24 октября 1997 года № 1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осуждённых, освобождаемых от отбывания наказания» Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осуждённых, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1295 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» См.: Собрание законодательства РФ, 1997. № 42. Ст. 4785.
Слайд 26
26 Ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 утверждены «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений». Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 года № 259 «Об утверждении Положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» Приказ Минюста РФ от 2 августа 2005 г. № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» Приказ Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. № 235 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осуждённых к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения»
Слайд 27
27 Ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты Приказом Минюста России от 28 февраля 2000 года № 77 утверждена «Инструкция об организации воспитательной работы с осуждёнными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года № 61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» Приказ Минюста РФ от 21 ноября 2005 года № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе в воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» Приказ Минобразования России и МВД России от 22 ноября 1995 года № 592/446 «Об утверждении Инструкции по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
Слайд 28
28 Ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты Приказ Минюста РФ от 13 января 2006 года №2 «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» Изданный 29 января 2007 года приказ Минюста РФ от № 14 «Об образовании Общественного совета при Министерстве юстиции Российской Федерации» Приказ Минюста РФ от 9 июня 2005 года № 85 «Об Утверждении норм вещевого довольствия осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах»
Слайд 29: 6. Понятие, классификация и структура норм уголовно-исполнительного законодательства
29 К нормам уголовно-исполнительного законодательства следует отнести правовые нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения, складывающиеся на их основе между органами государства, исполняющими наказание, и осужденными в процессе исполнения наказания. В нормах уголовно-исполнительного законодательства находит свое выражение уголовно-исполнительная политика государства, направленная на сокращение в стране преступности и устранение, ослабление причин и условий, ее порождающих
Слайд 30
30 Норма представляет собой основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определённую группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Объединение норм второго уровня образует институт уголовно-исполнительного права. Совокупность правовых институтов образует третий, высший уровень его структуры - отрасль права.
Слайд 31
31 Регулирующие правовые основы организации профессионального и общеобразовательного обучения осужденных Обусловливающие меры по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы Регулирующие режим отбывания наказания соответствующего наказания; Определяющие специфические условия поведения и формы воспитательной работы с осужденными Предусматривающие особенности организации труда осужденных Определяющие формы участия общественности в организации исправительного процесса
Слайд 32: К лассификации норм уголовно-исполнительного законодательства
32 По непосредственной целевой направленности Регулятивные ( правоустановительные ) Правоохранительные Дефинитивные Нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения,складывающиеся на их основе в процессе исполнения наказания Нормы, регламентирующие меры юридической ответственности, а также специфические государственные принудительные меры защиты субъективных прав Нормы, в которых самим законодателем дается определение понятий, принципов, задач.
Слайд 33
33 По форме выражения Управомочивающие Обязывающим Правовые нормы, устанавливающие обязанность лица совершать активные (положительные) действия. Запрещающие Поощрительные Правовые нормы, которые дают субъекту правоотношения право на совершение в определенных условиях конкретных положительных действий, желательных с точки зрения этой стороны. Нормы, обязывающие субъекта воздерживаться от определенных, нежелательных с точки зрения законодателя действий. Нормы призваны стимулировать участников правоотнощений к законопослушному, позитивному поведению
Слайд 34
34 По объему Основные Конкретизирующие По содержанию Материальные Процессуальные Предназначены для регламентации поведения субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, они устанавливают содержание правил поведения Предназначены для реализации материальных норм уголовно-исполнительного права и регулирования организационной деятельности субъектов правоотношений.