Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов — презентация
logo
Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
  • Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов
1/31

Первый слайд презентации

Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Саламова Себила Якубовна – доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук Ярославль 28-29 апреля 2022 года

Изображение слайда

Слайд 2

2/13 Характеристика уголовно-исполнительной системы РФ По состоянию на 1 апреля 2022 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 466 764 чел. (+868 чел. к 01.01.2022), Статистика в 641 исправительных колониях отбывало наказание 350 423 чел. (-2 787 чел.) в 203 следственных изоляторах и 72 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, содержалось – 114 169 чел. (+3 679 чел.) в 8 тюрьмах отбывало наказание 1 353 чел. (-1 чел.) в 18 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 819 чел. (-23 чел.). В учреждениях содержится 38 893 женщины

Изображение слайда

Слайд 3

В соответствии со Статья 2 Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ к местам принудительного содержания, подведомственным УИС, которые могут посещаться членами ОНК для осуществления общественного контроля относятся: места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения); РФ Исправительные учреждения подразделяются на: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения. В свою очередь исправительные колонии делятся на: - колонии- поселения ; - исправительные колонии общего режим а ; - исправительные колонии строгого режима; - исправительные колонии особого режима. Характеристика уголовно-исполнительной системы РФ

Изображение слайда

Слайд 4

РФ 2021 Категории заключенных - подозреваемый и обвиняемый - лица, которые задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в видезаключения под стражу (ст.2 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). - осужденный – лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор (в соответствии со статьей 47 УПК РФ)

Изображение слайда

Слайд 5

РФ 202 1 Правовая регламентация Конституция РФ Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы » Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам,находящимся в местах принудительного содержания» Ф едеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ; Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189;

Изображение слайда

Слайд 6

Рекомендации членам ОНК

Изображение слайда

Слайд 7

2025 Прежде всего необходимо выбрать учреждение и определить характер проверки: - плановый,; по жалобам; ознакомительный; углубленный. После определения объекта общественного контроля необходимо составить план проведения проверки. Перед составлением плана членам ОНК необходимо ознакомиться с общей информацией о месте принудительного содержания, с информацией, полученной в ходе предыдущих посещений или из других источников (включая СМИ, Интернет, официальные сайты ведомств, которым подчинено учреждение), законами и нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность учреждения, а также условия и порядок содержания в нем лиц. Проверка учреждения должна проходить в несколько этапов: подготовка к проведению посещения; посещение; анализ полученной информации; - подготовка заключения.

Изображение слайда

Слайд 8

РФ 202 1 В план рекомендуется включать: цели и задачи проверки; основные направления проверки (условия содержания, медицинское обеспечение, питание и т.д.); объекты проверки (карантин, жилые помещения, медицинская часть, столовая, ШИЗО, ПКТ, комната для краткосрочных свиданий и т.д.); сроки проведения проверки; количество и состав проверяющих, распределение между ними вопросов, подлежащих общественному контролю, определение руководителя группы; привлечение к проведению проверки специалистов и экспертов различных профилей (сотрудников производственных или медицинских служб ФСИН, инспекторов по охране труда и техники безопасности и т.д.).

Изображение слайда

Слайд 9

При первичном посещении рекомендуется завести паспорт учреждения.

Изображение слайда

Слайд 10

SDG Progress Report 2025 4/13 Паспорт учреждения представляет собой накопительное досье, в котором содержится обновляемая при последующих посещениях информация о: - жалобах лиц, содержащихся в учреждении и их родственников; - мерах реагирования на жалобы и полученных результатах; - результатах посещений и личного приема; - инициированных мерах для устранения выявленных нарушений прав и свобод лиц, содержащихся в учреждении и сотрудников; - иная информация, касающаяся данного учреждения. Перед посещением учреждения необходимо уведомить руководство территориального органа о планируемом визите ОНК.

Изображение слайда

Слайд 11

2025 - лимит наполняемости учреждения (наличие мест) и количество содержащихся на день посещения; - категории содержащихся в учреждении; - наличие в учреждении единых помещений камерного типа (ЕПКТ), их лимит и количество содержащихся фактически; - трудовое обеспечение лиц, содержащихся в учреждении; - наличие у учреждения собственного производства и подсобного хозяйства; - наличие на территории медицинских учреждений; - число пенсионеров, инвалидов в учреждении; - наличие на территории учебных заведений (школа, училище); - возможность для лиц, содержащихся в учреждении обучаться дистанционно, заочно; До начала посещения исправительного учреждения Членам ОНК рекомендуется получить следующую информацию у начальника учреждения или его заместителя:

Изображение слайда

Слайд 12

2025 - возможность отправления религиозных обрядов; - наличие в учреждении оборудованных площадок для занятий спортом; - наличие в учреждении библиотека и клуб; - число отрядов, сколько осужденных приходится на одного начальника отряда (для исправительных учреждений); - число камер в штрафном изоляторе (ШИЗО) и количество содержащихся на день посещения; - лимит помещений камерного типа (ПКТ) и количество содержащихся на день посещения; - наличие комнаты свидания с адвокатом; - количество помещений для проведения краткосрочных и длительных свиданий. До начала посещения исправительного учреждения Членам ОНК рекомендуется получить следующую информацию у начальника учреждения или его заместителя:

Изображение слайда

Слайд 13

2025 паспорт, мандат; комплект нормативных актов с учетом специфики направления контроля и ведомственной принадлежности посещаемого учреждения; ручку, блокнот; средства фото-, видеофиксации, бланки разрешений на использование средств фото-, видеофиксации; пустые конверты для жалоб от лиц, содержащихся в учреждении; - измерительные приборы для контроля за микроклиматом в жилых и производственных помещениях, другие измерительные приборы. При себе члены общественных наблюдательных комиссий должны иметь:

Изображение слайда

Слайд 14

4/13 - помещения приёма, досмотра и хранения посылок и передач; - жилые помещения; - столовая; - прогулочные дворики; - магазин; - медицинская часть (больница для осужденных); - производственная зона (учебно-производственный центр) камеры; ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры; помещение для производства обыска; банно-прачечное обеспечение подозреваемых и обвиняемых; библиотека; помещение для хранения библиотечного фонда; комната для краткосрочных свиданий; комнаты для длительных свиданий; - школа и учебно-производственный центр. В ходе посещения обязательному осмотру и оценке соответствия требованиям закона подлежат:

Изображение слайда

Слайд 15

Проведение визита

Изображение слайда

Слайд 16

2021 Условия проживания Норма жилой площади на одного человека: - не менее 2 кв. м — в колонии; - 2,5 кв. м — в тюрьмах; - 3 кв. м — в женских колониях; - 3,5 кв. м — в воспитательных колониях; - 3 кв. м — в лечебных исправительных учреждениях; - 4 кв. м. – в следственных изоляторах; - 5 кв. м — в лечебно-профилактических учреждениях УИС (часть 1 статьи 99 УИК РФ). У каждого осужденного должно быть индивидуальное спальное место (матрас, одеяло, подушка) и постельные принадлежности. Можно обратить внимание на размещение кроватей: если они расположены в два яруса, есть ли в этом необходимость; имеется ли приватное пространство. Смена постельного белья происходит 1 раз в 7 дней. Одеяла, наматрасники и наволочки стираются не реже 1 раза в квартал. При несоответствии условий перечисленным требованиям можно обращаться к начальнику учреждения, прокурору по надзору с жалобой на условия содержания или условия отбывания наказания, Уполномоченному по правам человека.

Изображение слайда

Слайд 17

Членам ОНК при осуществлении общественного контроля необходимо обратить внимание на следующее: 1. Какое количество осужденных содержится в помещении 2. Соблюдены ли нормы жилой площади на осужденного 3. Имеет ли каждый осужденный индивидуальное спальное место 4. Пригодно ли спальное место для сна 5. Какова периодичность смены постельного белья Каково санитарное состояние помещения Соблюдается ли в помещении чистота и порядок?

Изображение слайда

Слайд 18

8. Обеспечивается ли проветривание помещения 9. Есть ли в помещении естественное освещение 10. Является ли искусственное освещение достаточным 11. Соблюдается ли в помещении температурный режим 12. Достаточно ли унитазов и умывальников для содержащихся в данном помещении 13. Если туалет расположен за пределами жилых помещений, есть ли возможность у осужденных воспользоваться им без промедления 14. Имеется ли в помещении отряда со строгими условиями содержания полный комплекс коммунально-бытовых объектов

Изображение слайда

Слайд 19

За состояние бани обязан следить дежурный фельдшер. После каждой смены должна проводиться дезинфекция бани, обеззараживаться мочалки, осуществляться контроль за полной сменой нательного белья. Тазы должны быть металлические, без коррозии. Если есть ванные, они должны быть эмалированными, без повреждений эмали. Температура в бане должна поддерживаться и не может быть ниже нормы. В раздевалках полы в проходах должны застилаться резиновыми дорожками. Не допускаются неокрашенные деревянные полы. (Инструкция по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных). 2021 2021 Личная гигиена, баня, предметы первой необходимости Осужденным в обязательном порядке должны выдаваться мыло, зубная щетка, зубная паста (порошок), туалетная бумага, одноразовые бритвы для мужчин, средства личной гигиены для женщин ( часть 2 статьи 99 УИК РФ ) Помывка в бане осужденных производится не реже двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья (п. 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приказ Минюста России № 295 от 16.12.2016)). Повара и хлебопеки принимают душ ежедневно. Смена нательного белья им производится не реже двух раз в неделю, а специальной одежды - по мере загрязнения (п. 5.2 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом РФ 8 ноября 2001 года № 18/29-395).

Изображение слайда

Слайд 20

Членам ОНК при осуществлении общественного контроля необходимо обратить внимание на следующее: 1. Какова частота помывки осужденных 2. Позволяет ли график помывки обеспечивать возможность помывки всех осужденных два раза в неделю 3. Соответствуют ли помещения для помывки предъявляемым им требованиям 4. Оборудованы ли штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, транзитно-пересыльные пункты, одиночные камеры душевыми 5. Меняется ли периодичность помывки в зависимости от времени года 6. Какова температура воды и воздуха в банном помещении 7. Выдаются ли осужденным все необходимые индивидуальные средства гигиены

Изображение слайда

Слайд 21

Медицинское обеспечение SDG Progress Report 2025 11/13 2025 Ос ужденные имеют право получать: - первичную медико-санитарную помощь; - специализированную медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях; - психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи (ч.6, 6.1 ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). , Осужденным предоставляются следующие виды медицинских услуг: - медицинское обследование; - медицинское наблюдение в целях профилактики заболеваний; - диспансерный учет, наблюдение и лечение; - определение трудоспособности осужденных (п. 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приказ Минюста России № 295 от 16.12.2016)).

Изображение слайда

Слайд 22

Медицинское обеспечение SDG Progress Report 2025 11/13 2025 Все осужденные, прибывшие в ИУ, проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку в суточный срок. За ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток (п. 8 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приказ Минюста России № 295 от 16.12.2016)). Лекарственные препараты осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника (п. 11 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (Приказ Минюста России от 28 декабря 2017 г. N 285).

Изображение слайда

Слайд 23

Членам ОНК при осуществлении общественного контроля необходимо обратить внимание на следующее: SDG Progress Report 2025 11/13 2025 1. Соблюдаются ли сроки проведения первичных или текущих медицинских осмотров, флюорографических и лабораторных исследований осужденных 2. Каким образом оказывается срочная медицинская помощь 3. Составлялись ли акты на лиц, у которых были выявлены телесные повреждения, если такие повреждения могли быть причинены в результате противоправных действий; передан ли такой акт в оперативный отдел 4. Фиксируются ли телесные повреждения в журнале медосмотров карантина и какие меры предприняты по выявленным фактам получения телесных повреждений 5. В достаточном ли количестве и ассортименте поступают в учреждение лекарственные препараты 6. Есть ли возможность приглашать врачей-специалистов из гражданских медицинских учреждений 7. Удовлетворяются ли особые потребности беременных женщин и матерей, имеющих грудных детей 8. Есть ли в учреждении гинеколог 9. Как организовано лечение ВИЧ-инфицированных 10. Есть ли в учреждении есть ли стоматолог

Изображение слайда

Слайд 24

В нынешних условиях (COVID-19) особое внимание надо обратить на организацию и реализацию в учреждении комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Иными словами, проверить наличие средств индивидуальной защиты и их применение, проверить работу медико-санитарной части подразделения, а также оценить доступность получения медицинской помощи, запас и наличие необходимых противовирусных лекарственных препаратов. Необходимо уточнить имеется ли возможность у заключенных привиться.

Изображение слайда

Слайд 25

Порядок организации питания

Изображение слайда

Слайд 26

2021 Питание Порядок организации питания для осужденных определен в Приказе Федеральной службы исполнения наказаний от 2 сентября 2016 г. N 696 Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (Приложение. Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной систем). Нормы питания осужденных утверждены постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 (Минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время).

Изображение слайда

Слайд 27

2021 Питание Членам ОНК при осуществлении общественного контроля необходимо обратить внимание на следующее: 1. Обеспечиваются ли осужденные 3-х разовым питанием 2. Каково время и график питания в учреждении 3. Соответствует ли питание нормам установленным Правительством РФ 4. Обеспечиваются ли осужденные горячей едой 5. Достаточно ли разнообразное меню 6. Соблюдаются ли санитарно-эпидемиологические правила и нормативы при организации питания 7. Учитывается ли категория осужденных при осуществлении питания (больные, беременные и кормящие женщины, инвалиды I и II групп, несовершеннолетние и др.) 8. Сколько средств выделяется на питание одного осужденного в день 9. Обеспечен ли у осужденных постоянный доступ к воде

Изображение слайда

Слайд 28

Магазин 202 1 Библиотека При Членам ОНК при осуществлении общественного контроля необходимо обратить внимание на следующее: Доступно ли посещение библиотеки всем осужденным Какое число осужденных является постоянными читателями Каков размер каталога библиотеки Насколько часто библиотека пополняется новыми поступлениями Имеется ли в библиотеке юридическая литература 11. Имеются ли в библиотеке свежие газеты и журналы . Членам ОНК при осуществлении общественного контроля необходимо обратить внимание на следующее: 1. Имеется ли в учреждении магазин 2. Если в учреждении отсутствует магазин, имеется ли у осужденных возможность приобретать продукты питания, предметы первой необходимости и другие, не запрещенные к хранению и использованию промышленные товары в иных торговых точках 3. Каков график работы магазина 4. Достаточен ли ассортимент товаров 5. Не завышены ли цены в магазине (рекомендуется сравнить эти цены с ценами ближайшего супермаркета) 6. Каковы сроки доставки заказов из интернет-магазина осужденным

Изображение слайда

Слайд 29

2021 2021 Краткосрочные и длительные свидани я Членам ОНК при осуществлении общественного контроля необходимо обратить внимание на следующее: 7. В котором часу начинается и заканчивается работа комнат свиданий? 8. Работают ли комнаты свиданий и помещения для длительных свиданий по выходным и в праздничные дни? 9. Если не работает, то как решается вопрос о предоставлении свиданий иногородним родственникам, прибывшим в исправительное учреждение в выходные и праздничные дни? 10. Все ли комнаты свиданий и помещения для длительных свиданий используются? Не закрыта ли часть из них на ремонт, санитарную обработку и т. д.? 11. Не допускается ли сокращение продолжительности свиданий помимо воли участников свиданий и без законных оснований? 12. Как часто осужденных лишают свидания в связи с нарушением им правил внутреннего распорядка

Изображение слайда

Слайд 30

При обнаружений нарушений можно обращаться к начальнику учреждения, начальнику территориального органа ФСИН РФ, прокурору по надзору за исполнением наказаний, Уполномоченному по правам человека.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Осуществление общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов

Спасибо за внимание К онтакты e-mail: sebila@mail.ru Саламова Себила Якубовна доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук

Изображение слайда

Похожие презентации