УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ: понятие и классификация — презентация
logo
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ: понятие и классификация
  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ: понятие и классификация
  • Актуальность разработки вопросов умственной отсталости
  • Умственная отсталость, олигофрения, деменция
  • Актуальность разработки вопросов умственной отсталости
  • Медико-биологический аспект
  • Пренатально возникающие формы умственной отсталости:
  • Перинатальные осложнения, следствием которых становится умственная отсталость:
  • Постнатальные причины умственной отсталости:
  • Социальный аспект
  • Психологические аспекты
  • Международная классификация болезней (МКБ-10)
  • Четвертый знак в кодировке умственной отсталости
  • Пятый знак в кодировке умственной отсталости
  • Классификация олигофрении (по М.С.Певзнер)
  • Классификация олигофрении (по Г.Е.Сухаревой)
  • Классификация олигофрении (по Д.Н.Исаеву)
  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ: понятие и классификация
1/17

Изображение слайда

Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС. Которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Олигофрения (гр. oligos немногий, незначительный + phren ум) – форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. Деменция (лат. dementia безумие) – приобретенное (в противоположность врожденному олигофрении) слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критичности и памяти, огрубление эмоций.

Изображение слайда

Слайд 5: Медико-биологический аспект

подразумевает выделение клинических форм и синдромов умственной отсталости: пренатально возникающие формы; перинатальные осложнения, следствием которых становится умственная отсталость; постнатальные причины умственной отсталости.

Изображение слайда

Слайд 6: Пренатально возникающие формы умственной отсталости:

дефекты развития нервной системы (дефекты формирования и дифференциации центральной нервной системы); генные мутации, которые могут вести прежде всего к нарушению обмена веществ (метаболизму), например фенилкетонурии; дефекты формирования нервной системы, прежде всего макроцефалия и микроцефалия (увеличенный или уменьшенный объём головы); хромосомные аномалии, например трисомии, из которых чаще всего встречается синдром Дауна, как трисомия 21 (одна на 600-900 новорожденных); экзогенные пренатальные нарушения развития, вызванные инфекциями (например, вирусными инфекциями), химическими воздействиями (алкоголь, медикаменты), излучением или иными неблагоприятными воздействиями окружающей среды; идиопатическая форма умственной отсталости – отсутствие телесных дефектов, сопровождаемое церебральными функциональными нарушениями, имеющая врожденный характер.

Изображение слайда

Слайд 7: Перинатальные осложнения, следствием которых становится умственная отсталость:

так называемые родовые травмы (повреждения участков мозга); энцефалопатия, вызванная недостатком кислорода; недоношенность; заболевания новорожденного, например, неонатальный менингит (воспаление мозговых оболочек).

Изображение слайда

Слайд 8: Постнатальные причины умственной отсталости:

воспалительные заболевания центральной нервной системы – менингит (воспаление мозговых оболочек), энцефалит (воспаление мозга); черепно-мозговая травма, например, в результате несчастного случая или неправильного обращения с ребенком; опухоль мозга; повреждение мозга, вызванное интоксикацией (отравлением), недостатком кислорода или кризисом обмена веществ. вернуться

Изображение слайда

Слайд 9: Социальный аспект

В формировании умственной отсталости ребенка большую роль играют следующие социальные характеристики ближайшего окружения: культурно-образовательный уровень; заинтересованность в судьбе ребенка; педагогическая компетентность. вернуться

Изображение слайда

Слайд 10: Психологические аспекты

IQ МКБ-10 МКБ-9 71 и выше Норма Норма 50-70 Легкая умственная отсталость, затруднение в учении Дебильность 35-49 Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении Имбецильность 20-34 Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении ниже 20 Глубокая умственная отсталость Идиотия

Изображение слайда

Слайд 11: Международная классификация болезней (МКБ-10)

Международная классификация болезней (МКБ-10) от 1992 года. В разделе / F 70 -F 79 / «Умственная отсталость» рекомендуется использовать следующие рубрики: умственная отсталость лёгкой степени ( F -70); умственная отсталость умеренная ( F -71); умственная отсталость тяжёлая ( F -72); умственная отсталость глубокая ( F -73 ).

Изображение слайда

Слайд 12: Четвертый знак в кодировке умственной отсталости

Четвертый знак применяется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не сопровождаются сопутствующим (психическим) расстройством: F 7х.0 – с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения; F 7х.1 – значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; F 7х.8 – другие нарушения поведения; F 7х.9 – без указаний на нарушение поведения.

Изображение слайда

Слайд 13: Пятый знак в кодировке умственной отсталости

Если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный знак: F 7х.х1 – обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальными инфекциями, такими как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальными инфекциями, такими как абсцесс мозга, энцефалит; интоксикациями, такими как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление); F 7х.х2 – обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения); F 7х.х3 – обусловленная фенилкетонурией; F 7х.х4 – связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни); F 7х.х5 – обусловленная гипертиреозом; F 7х.х6 – обусловленная гипотиреозом; F 7х.х7 – связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии); F 7х.х8 – обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушениями обмена веществ, роста или питания, такими как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.); F 7х.х9 – обусловленная неуточненными причинами.

Изображение слайда

Слайд 14: Классификация олигофрении (по М.С.Певзнер)

неосложненная; с нарушением нейродинамики (с преобладанием процессов возбуждения или торможения); со снижением функций анализаторов или речевыми отклонениями; с психопатоподобным поведением; с выраженной лобной недостаточностью.

Изображение слайда

Слайд 15: Классификация олигофрении (по Г.Е.Сухаревой)

1-я группа: Олигофрении эндогенной природы (поражение генеративных клеток родителей): а) болезнь Лангдон-Дауна (1864 г.); б) истинная микроцефалия; в) энзимопатические формы олигофрении с наследственным нарушением различных видов обмена (белкового, углеводного, липоидного): - фенилпировиноградная олигофрения; - олигофрения, связанная с галактоземией, фруктозурией; - другие энзимопатические формы олигофрений; г) клинические формы олигофрений, характеризующиеся сочетанием слабоумия с заболеваниями костей, кожи: - дизостозическая олигофрения; - ксеродермическая олигофрения (ихтиоз). 2-я группа: Эмбрио- и фетопатии (возникают в возрасте от 4 недель и от 4 месяцев до окончания беременности – возникают под вилянием вредностей, действующих во внутриутробном периоде), Например, олигофрении, обусловленные краснухой, перенесенной матерью во время беременности, другими вирусами, обусловленные токсоплазмозом и листериозом, на почве врожденного сифилиса и др. 3-я группа: Олигофрении, возникающие в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве (например, олигофрении, связанные с родовой травмой и асфиксией, вызванные черепно-мозговой травмой, обусловленные перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менинго-энцефалитами и менингитами).

Изображение слайда

Слайд 16: Классификация олигофрении (по Д.Н.Исаеву)

Астеническая (варианты: дислалический, диспраксический, дисмнестический, брадипсихический, основной). Атоническая (варианты: аспонтанно-апатический, акатизический, мориоподобный). Стеническая (варианты: уравновешенный, неуравновешенный). Дисфорическая.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ: понятие и классификация

Спасибо

Изображение слайда

Похожие презентации