Первый слайд презентации
Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства ощущений и восприятия, внимания,памяти, интеллекта, мышления
Слайд 2
Ощущение — исходная ступень познавательной деятельности. Благодаря ощущению внешние и внутренние стимулы становятся фактами сознания, отражающими отдельные свойства объектов. Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств. Представление – образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений. Ассоциация – связь представлений.
Слайд 3: Классификация ощущений
По модальностям; По субмодальностям ; По функциональному признаку; Эволюционно: протопатические /эпикритические.
Слайд 4: Психологические свойства ощущений
Абсолютный порог чувствительности ( порог восприятия ) — минимальная интенсивность стимула, при которой осознается соответствующее ощущение. Чувствительность к различению — способность дифференцировать сигналы разной силы. Адаптация и сенсибилизация — изменение чувствительности к повторяющимся стимулам. Структурная сложность ощущений. Структура ощущения складывается из рецептивного и эмоционального компонента.
Р-ва восприятия
Галлюцинации Проекция патологических образов Чувственная яркость, живость Чувство “ сделанности ”, насильственности Истинные В окружающее пространство ( “ во вне ” ) Сохранена Отсутствует Ложные (псевдогаллюцинации) В субъективное пространство ( “ во внутрь ” ) Отсутствует Выявляется
Слайд 9: Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте
Основные свойства внимания: устойчивость; сосредоточенность; переключаемость; распределение; объем.
Слайд 12: Патология внимания
Симптомы Краткая характеристика Апрозексия Полное отсутствие (выпадение) внимания Гипопрозексия ( рассеяность ) Неспособность к сосредоточению внимания Истощаемость Неспособность к длительному сосредоточению внимания Слабая распределяемость Сосредоточенность только на ситуационно значимом объекте (сужение “ поля внимания ” ) Гиперметаморфоз (отвлекаемость) Повышенная переключаемость внимания Застреваемость ( прикованность ) Сниженная переключаемость внимания
Слайд 13: Синдром дефицита внимания
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. 2. Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется. 3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы. 4. Нетерпеливость. 5. Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса. 6. Сложности при выполнении предложенных заданий. 7. Сложности сохранения внимание при выполнении заданий или во время игр. 8. Частый переход от одного незавершенного действия к другому. 9. Невозможность играть тихо и спокойно. 10. Болтливость. 11. Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим. 12. Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи. 13. Склонность терять вещи необходимые в школе и дома. 14.Частое совершение опасных действий. При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Слайд 14: Память – процесс образования, хранения, воспроизведения и забывания следов ощущений и восприятий
Слайд 15: Корсаковский ( амнестический )синдром
Фиксационная амнезия Дезориенторовка во времени (пространстве) Парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции ).
Слайд 17: Диагностические критерии деменции
Деменция – синдром хронического и/или прогрессирующего характера, включающий: Нарушения ряда высших функций коры головного мозга: память, ориентировка, мышление, понимание, способность к обучению и суждениям, объединяющихся в снижении интеллекта и уровня раннее приобретенных знаний, вплоть до утраты элементарных навыков, способности к самообслуживанию (афазия, апексия, апраксия) 2. Продолжительность не менее 6 мес. 3. Сохранность ясного сознания
Слайд 18: Умственная отсталость (олигофрении ) – врождённые или рано (до 3-х лет) приобретённые состояния психического недоразвития с преимущественным поражение интеллекта с указанием на отсутствие или выраженность нарушения поведения
Наследственно обусловленные Эмбриопатии Обусловленные пери- и постнатальной патологией Истинная микроцефалия Энзимопатические формы ( фенилкетонурия, гипо-гипертиреоз ) Обусловленные хромосомными абберациями Обусловленные вирусными инфекциями Экзогенными токсическими факторами Резус-конфликтом Связанная с недоношенностью Асфиксией плода Родовыми травмами Инфекциями, ЧМТ и интоксикациями раннего детского возраста Классификация по этиологии
Слайд 19: Умственная отсталость
Общие диагностические указания: А.умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. В.отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. С.адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищенных социальных условиях, где обеспеченна поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера. D.измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учетом кросс-культуральных особенностей. Е.четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
Слайд 20: Умственная отсталость легкой степени
Диагностические критерии: А.проявляется затруднениями в сфере школьной успеваемости, чаще- в освоении навыков чтения и письма В.в большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство в сфере практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд С.отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, что проявляется в ограничении социальной роли (например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей; затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам) D.по стандартизованным тестам оценки умственного развития легкой умственной отсталости указывают показатели коэффициента в диапазоне 50-69 Включаются: - малоумие; - легкая умственная субнормальность; - легкая олигофрения; - дебильность.
Слайд 21: Умственная отсталость умеренная
Диагностические критерии: А.существенно отстают в период развитии и ограничены в зрелом возрасте: понимания и использования речи, в том числе – письма и счета навыки самообслуживания и моторики (некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни). В.в зрелом возрасте – обычно имеются способности: 1. к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора 2. к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях С. по стандартизованным тестам оценки умственного развития легкой умственной отсталости указывают показатели коэффициента в диапазоне 35-49 Включаются: - имбецильность; - умеренная умственная субнормальность; - умеренная олигофрения.
Слайд 22: Умственная отсталость тяжелая
Диагностические критерии: А.наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы. В.коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34 Включаются: - тяжелая умственная субнормальность ; - тяжелая олигофрения.
Слайд 23: Умственная отсталость глубокая
Диагностические критерии: А.в большинстве случаев больные: 1. Неподвижны или резко ограничены в подвижности 2. Страдают недержанием мочи и кала 3. Способны лишь на самые простые формы невербального общения 4. Нуждаются в постоянной помощи и надзоре В.у больных этой степени умственной отсталости коэффициент умственного развития ниже 20 Включаются: - идиотия; - глубокая умственная субнормальность; - глубокая олигофрения.
Слайд 24
Лёгкая Умеренная Тяжёлая Глубокая Дебильность Легкая олигофрения Малоумие Легкая умственная субнормаль- ность IQ 50 – 69 Умственный возраст 9 – 12 лет Имбецильность Умеренная олигофрения Умеренная умственная субнормаль- ность IQ 35 – 49 Умственный возраст 6 – 9 лет Тяжелая олигофрения Тяжелая умственная субнормаль- ность IQ 20 – 34 Умственный возраст 3 – 6 лет Идиотия Глубокая олигофрения Глубокая умственная субнормаль- ность IQ < 20 Умственный возраст до 3-х лет Классификация по тяжести проявлений
Слайд 25: Дифференциальная диагностика умственной отсталости
Клинические признаки Легкая Средняя Тяжелая (Глубокая) Речь Конкретно-образная Фразовая Отсутствует ( отсутствует ) Инстинктивная деятельность – + ++ (+) Способность к само-обслуживанию ++ + – (-) Способность к обучению + – – (-)
Слайд 27: НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ: РАССТРОЙСТВА АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА. ПАТОЛОГИЯ СУЖДЕНИЙ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
Слайд 28: Мышление – отражение действительности в её внутренних связях и отношениях
Слайд 29: Обсессии и импульсивные влечения
Обсессии (навязчивости) - мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, движения, возникающие независимо и вопреки желанию, непреодолимо, и отличающиеся постоянством при сознании их болезненности и критическом отношении к ним. Импульсивные влечения - расстройства, характеризующиеся внезапно возникающими стремлениями к совершению какого-либо действия, овладевающими сознанием, рассудком и подчиняющие себе поведение больного. дромомания пиромания клептомания "симптом Плюшкина" дипсомания
Слайд 31: Синдром сверхценных идей
характеризуется суждениями, возникающими вследствие реальных обстоятельств и на основе действительных фактов, приобретающими в сознании больного доминирующее, не соответствующее их истинному значению место
Слайд 32: Варианты сверхценных идей
Переоценка биологических свойств своей личности Переоценка психологических свойств своей личности или её творчества Переоценка социальных факторов Дисморфофобические Ипохондрические Сексуальной неполноценности Самоусовершенствования Изобретаторства Реформаторства Талантливости Виновности Эротические Сутяжничества ( кверулянства )
Слайд 33
“–” “+” “=“ “±” СОДЕРЖАНИЕ БРЕДОВЫХ ИДЕЙ С пониженной самооценкой С повышенной самооценкой С чувством страха (персекуторный) Смешанные формы По структуре По условиям возникновения первичный вторичный психогенный резидуальный По связи с другими психическими расстройствами аффективный галлюцинаторный конфабуляторный резидуальный О.Ч.Б. малосистематизированный аутохтонный систематизированный БРЕДООБРАЗОВАНИЕ Классификация бредовых идей – схема (по содержанию, структуре и механизмам бредообразования)
Слайд 37
Этапы формирования атактического мышления А Б Норма А Б А Б Соскальзывание «Расплывчатость» (аморфность) А Б Разноплановость А Б Разорванность логическая А Б Разорванность грамматическая («словесная окрошка») направление N мышления к цели шизофазия кататоническая
Слайд 38: Галлюцинаторно-Бредовые синдромы
СТРУКТУРА ПАРАНОЙЯЛЬНОГО СИНДРОМА Интерпретативный бред (систематизированный: изобретательства, ревности, физического недостатка, любовный, сутяжный); Стеничность, стойкость; Аффективная напряжённость; Не характерны галлюцинаторные расстройства
Слайд 39: Галлюцинаторно-Бредовые синдромы
Бред преследования и воздействия; Явления психического автоматизма: идеаторный (ассоциативный); сенсорный (сенестопатический); моторный (кинестетический); Псевдогаллюцинации СТРУКТУРА ГАЛЛЮЦИНАТОРНО-ПАРАНОИДНОГО СИНДРОМА (КАНДИНСКОГО-КЛЕРАМБО)
Слайд 40: Галлюцинаторно-Бредовые синдромы
Систематизированный бред преследования и величия (чаще фантастического содержания) Явления психического автоматизма Псевдогаллюцинации Чаще гипертимия СТРУКТУРА ПАРАФРЕННОГО СИНДРОМА
Слайд 41: Диффренциальная диагностика бредовых синдромов
Синдром Идеи преследования и/или воздействия Псевдо-галлюцинации Другие психические автоматизмы Параноидный +++ + + Галлюцинаторно-параноидный + +++ + Психического автоматизма + + +++