Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства — презентация
logo
Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Классификация ощущений
  • Психологические свойства ощущений
  • Восприятие – отражение действительности в её внешних связях и отношениях.
  • ИЛЛЮЗИИ
  • ИЛЛЮЗИИ
  • Дифференциальный диагноз истинных и ложных галлюцинаций
  • Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Патология внимания
  • Синдром дефицита внимания
  • Память – процесс образования, хранения, воспроизведения и забывания следов ощущений и восприятий
  • Корсаковский ( амнестический )синдром
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Диагностические критерии деменции
  • Умственная отсталость (олигофрении ) – врождённые или рано (до 3-х лет) приобретённые состояния психического недоразвития с преимущественным поражение
  • Умственная отсталость
  • Умственная отсталость легкой степени
  • Умственная отсталость умеренная
  • Умственная отсталость тяжелая
  • Умственная отсталость глубокая
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Дифференциальная диагностика умственной отсталости
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ: РАССТРОЙСТВА АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА. ПАТОЛОГИЯ СУЖДЕНИЙ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
  • Мышление – отражение действительности в её внутренних связях и отношениях.
  • Обсессии и импульсивные влечения
  • Классификация обсессий
  • Синдром сверхценных идей
  • Варианты сверхценных идей
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Бред ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА
  • Бред ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства
  • Галлюцинаторно-Бредовые синдромы
  • Галлюцинаторно-Бредовые синдромы
  • Галлюцинаторно-Бредовые синдромы
  • Диффренциальная диагностика бредовых синдромов
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
1/42

Первый слайд презентации

Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства ощущений и восприятия, внимания,памяти, интеллекта, мышления

Изображение слайда

Слайд 2

Ощущение — исходная ступень познавательной деятельности. Благодаря ощущению внешние и внутренние стимулы становятся фактами сознания, отражающими отдельные свойства объектов. Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств. Представление – образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений. Ассоциация – связь представлений.

Изображение слайда

По модальностям; По субмодальностям ; По функциональному признаку; Эволюционно: протопатические /эпикритические.

Изображение слайда

Абсолютный порог чувствительности ( порог восприятия ) — минимальная интенсивность стимула, при которой осознается соответствующее ощущение. Чувствительность к различению — способность дифференцировать сигналы разной силы. Адаптация и сенсибилизация — изменение чувствительности к повторяющимся стимулам. Структурная сложность ощущений. Структура ощущения складывается из рецептивного и эмоционального компонента.

Изображение слайда

Слайд 6: ИЛЛЮЗИИ

Изображение слайда

Слайд 7: ИЛЛЮЗИИ

Изображение слайда

Галлюцинации Проекция патологических образов Чувственная яркость, живость Чувство “ сделанности ”, насильственности Истинные В окружающее пространство ( “ во вне ” ) Сохранена Отсутствует Ложные (псевдогаллюцинации) В субъективное пространство ( “ во внутрь ” ) Отсутствует Выявляется

Изображение слайда

Слайд 9: Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте

Основные свойства внимания: устойчивость; сосредоточенность; переключаемость; распределение; объем.

Изображение слайда

Слайд 10

Изображение слайда

Слайд 11

Изображение слайда

Слайд 12: Патология внимания

Симптомы Краткая характеристика Апрозексия Полное отсутствие (выпадение) внимания Гипопрозексия ( рассеяность ) Неспособность к сосредоточению внимания Истощаемость Неспособность к длительному сосредоточению внимания Слабая распределяемость Сосредоточенность только на ситуационно значимом объекте (сужение “ поля внимания ” ) Гиперметаморфоз (отвлекаемость) Повышенная переключаемость внимания Застреваемость ( прикованность ) Сниженная переключаемость внимания

Изображение слайда

Слайд 13: Синдром дефицита внимания

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. 2. Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется. 3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы. 4. Нетерпеливость. 5. Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса. 6. Сложности при выполнении предложенных заданий. 7. Сложности сохранения внимание при выполнении заданий или во время игр. 8. Частый переход от одного незавершенного действия к другому. 9. Невозможность играть тихо и спокойно. 10. Болтливость. 11. Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим. 12. Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи. 13. Склонность терять вещи необходимые в школе и дома. 14.Частое совершение опасных действий. При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Изображение слайда

Слайд 14: Память – процесс образования, хранения, воспроизведения и забывания следов ощущений и восприятий

Изображение слайда

Слайд 15: Корсаковский ( амнестический )синдром

Фиксационная амнезия Дезориенторовка во времени (пространстве) Парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции ).

Изображение слайда

Слайд 16

Изображение слайда

Слайд 17: Диагностические критерии деменции

Деменция – синдром хронического и/или прогрессирующего характера, включающий: Нарушения ряда высших функций коры головного мозга: память, ориентировка, мышление, понимание, способность к обучению и суждениям, объединяющихся в снижении интеллекта и уровня раннее приобретенных знаний, вплоть до утраты элементарных навыков, способности к самообслуживанию (афазия, апексия, апраксия) 2. Продолжительность не менее 6 мес. 3. Сохранность ясного сознания

Изображение слайда

Слайд 18: Умственная отсталость (олигофрении ) – врождённые или рано (до 3-х лет) приобретённые состояния психического недоразвития с преимущественным поражение интеллекта с указанием на отсутствие или выраженность нарушения поведения

Наследственно обусловленные Эмбриопатии Обусловленные пери- и постнатальной патологией Истинная микроцефалия Энзимопатические формы ( фенилкетонурия, гипо-гипертиреоз ) Обусловленные хромосомными абберациями Обусловленные вирусными инфекциями Экзогенными токсическими факторами Резус-конфликтом Связанная с недоношенностью Асфиксией плода Родовыми травмами Инфекциями, ЧМТ и интоксикациями раннего детского возраста Классификация по этиологии

Изображение слайда

Слайд 19: Умственная отсталость

Общие диагностические указания: А.умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. В.отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. С.адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищенных социальных условиях, где обеспеченна поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера. D.измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учетом кросс-культуральных особенностей. Е.четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

Изображение слайда

Слайд 20: Умственная отсталость легкой степени

Диагностические критерии: А.проявляется затруднениями в сфере школьной успеваемости, чаще- в освоении навыков чтения и письма В.в большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство в сфере практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд С.отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, что проявляется в ограничении социальной роли (например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей; затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам) D.по стандартизованным тестам оценки умственного развития легкой умственной отсталости указывают показатели коэффициента в диапазоне 50-69 Включаются: - малоумие; - легкая умственная субнормальность; - легкая олигофрения; - дебильность.

Изображение слайда

Слайд 21: Умственная отсталость умеренная

Диагностические критерии: А.существенно отстают в период развитии и ограничены в зрелом возрасте: понимания и использования речи, в том числе – письма и счета навыки самообслуживания и моторики (некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни). В.в зрелом возрасте – обычно имеются способности: 1. к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора 2. к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях С. по стандартизованным тестам оценки умственного развития легкой умственной отсталости указывают показатели коэффициента в диапазоне 35-49 Включаются: - имбецильность; - умеренная умственная субнормальность; - умеренная олигофрения.

Изображение слайда

Слайд 22: Умственная отсталость тяжелая

Диагностические критерии: А.наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы. В.коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34 Включаются: - тяжелая умственная субнормальность ; - тяжелая олигофрения.

Изображение слайда

Слайд 23: Умственная отсталость глубокая

Диагностические критерии: А.в большинстве случаев больные: 1. Неподвижны или резко ограничены в подвижности 2. Страдают недержанием мочи и кала 3. Способны лишь на самые простые формы невербального общения 4. Нуждаются в постоянной помощи и надзоре В.у больных этой степени умственной отсталости коэффициент умственного развития ниже 20 Включаются: - идиотия; - глубокая умственная субнормальность; - глубокая олигофрения.

Изображение слайда

Слайд 24

Лёгкая Умеренная Тяжёлая Глубокая Дебильность Легкая олигофрения Малоумие Легкая умственная субнормаль- ность IQ 50 – 69 Умственный возраст 9 – 12 лет Имбецильность Умеренная олигофрения Умеренная умственная субнормаль- ность IQ 35 – 49 Умственный возраст 6 – 9 лет Тяжелая олигофрения Тяжелая умственная субнормаль- ность IQ 20 – 34 Умственный возраст 3 – 6 лет Идиотия Глубокая олигофрения Глубокая умственная субнормаль- ность IQ < 20 Умственный возраст до 3-х лет Классификация по тяжести проявлений

Изображение слайда

Слайд 25: Дифференциальная диагностика умственной отсталости

Клинические признаки Легкая Средняя Тяжелая (Глубокая) Речь Конкретно-образная Фразовая Отсутствует ( отсутствует ) Инстинктивная деятельность – + ++ (+) Способность к само-обслуживанию ++ + – (-) Способность к обучению + – – (-)

Изображение слайда

Слайд 26

Изображение слайда

Слайд 27: НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ: РАССТРОЙСТВА АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА. ПАТОЛОГИЯ СУЖДЕНИЙ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

Изображение слайда

Слайд 28: Мышление – отражение действительности в её внутренних связях и отношениях

Изображение слайда

Слайд 29: Обсессии и импульсивные влечения

Обсессии (навязчивости) - мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, движения, возникающие независимо и вопреки желанию, непреодолимо, и отличающиеся постоянством при сознании их болезненности и критическом отношении к ним. Импульсивные влечения - расстройства, характеризующиеся внезапно возникающими стремлениями к совершению какого-либо действия, овладевающими сознанием, рассудком и подчиняющие себе поведение больного. дромомания пиромания клептомания "симптом Плюшкина" дипсомания

Изображение слайда

Слайд 30: Классификация обсессий

Изображение слайда

Слайд 31: Синдром сверхценных идей

характеризуется суждениями, возникающими вследствие реальных обстоятельств и на основе действительных фактов, приобретающими в сознании больного доминирующее, не соответствующее их истинному значению место

Изображение слайда

Слайд 32: Варианты сверхценных идей

Переоценка биологических свойств своей личности Переоценка психологических свойств своей личности или её творчества Переоценка социальных факторов Дисморфофобические Ипохондрические Сексуальной неполноценности Самоусовершенствования Изобретаторства Реформаторства Талантливости Виновности Эротические Сутяжничества ( кверулянства )

Изображение слайда

Слайд 33

“–” “+” “=“ “±” СОДЕРЖАНИЕ БРЕДОВЫХ ИДЕЙ С пониженной самооценкой С повышенной самооценкой С чувством страха (персекуторный) Смешанные формы По структуре По условиям возникновения первичный вторичный психогенный резидуальный По связи с другими психическими расстройствами аффективный галлюцинаторный конфабуляторный резидуальный О.Ч.Б. малосистематизированный аутохтонный систематизированный БРЕДООБРАЗОВАНИЕ Классификация бредовых идей – схема (по содержанию, структуре и механизмам бредообразования)

Изображение слайда

Слайд 34: Бред ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА

Изображение слайда

Слайд 35: Бред ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА

Изображение слайда

Слайд 36

Изображение слайда

Слайд 37

Этапы формирования атактического мышления А Б Норма А Б А Б Соскальзывание «Расплывчатость» (аморфность) А Б Разноплановость А Б Разорванность логическая А Б Разорванность грамматическая («словесная окрошка») направление N мышления к цели шизофазия кататоническая

Изображение слайда

Слайд 38: Галлюцинаторно-Бредовые синдромы

СТРУКТУРА ПАРАНОЙЯЛЬНОГО СИНДРОМА Интерпретативный бред (систематизированный: изобретательства, ревности, физического недостатка, любовный, сутяжный); Стеничность, стойкость; Аффективная напряжённость; Не характерны галлюцинаторные расстройства

Изображение слайда

Слайд 39: Галлюцинаторно-Бредовые синдромы

Бред преследования и воздействия; Явления психического автоматизма: идеаторный (ассоциативный); сенсорный (сенестопатический); моторный (кинестетический); Псевдогаллюцинации СТРУКТУРА ГАЛЛЮЦИНАТОРНО-ПАРАНОИДНОГО СИНДРОМА (КАНДИНСКОГО-КЛЕРАМБО)

Изображение слайда

Слайд 40: Галлюцинаторно-Бредовые синдромы

Систематизированный бред преследования и величия (чаще фантастического содержания) Явления психического автоматизма Псевдогаллюцинации Чаще гипертимия СТРУКТУРА ПАРАФРЕННОГО СИНДРОМА

Изображение слайда

Слайд 41: Диффренциальная диагностика бредовых синдромов

Синдром Идеи преследования и/или воздействия Псевдо-галлюцинации Другие психические автоматизмы Параноидный +++ + + Галлюцинаторно-параноидный + +++ + Психического автоматизма + + +++

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Зав. кафедрой психиатрии, д.м.н. БОЙКО Елена Олеговна Лекция №2. Расстройства: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Изображение слайда

Похожие презентации