Первый слайд презентации: Олигофрения
Выполнил студент группы Ф02-16 Болатбаев Адлет 2019 год
Слайд 3
Умственную отсталость как врожденный психический дефект отличают от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своём развитии так и не достигает нормального уровня и она является непрогредиентым процессом. Некоторыми учёными олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации»
Слайд 4
Классификация олигофрении: (по Е. И. Богдановой) 1 — Снижение интеллекта 2 — Общее системное недоразвитие речи 3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость) 4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия) 5 — Конкретность, некритичность мышления 6 — Малопродуктивность памяти 7 — Недоразвитие познавательных интересов 8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (неустойчивость эмоций, их неадекватность)
Слайд 5: Эпидемиология
Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжёлой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
Слайд 6: Этиология
Возможные причины: - Генетические; - Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической ( ионизирующее излучение ), химической или инфекционной ( цитомегаловирус, сифилис и др.) природы; - Значительная недоношенность ; - Нарушения в процессе родов ( асфиксия, родовая травма ); - Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; - Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей. - Умственная отсталость неясной этиологии.
Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности.
Слайд 8
Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают: Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации. Примерами могут служить трисомия хромосомы 21 ( синдром Дауна ), частичная делеция короткого плеча хромосомы 4, микроделеция участка хромосомы 7q11.23 ( синдром Вильямса ) и др. Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом. Этим механизмом обусловлены такие заболевания, как синдром Ангельмана и синдром Прадера -Вилли. Дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом ; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы ; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек.
Слайд 9: Степени олигофрении
При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по Международной классификации болезней выделяют 4 степени умственной отсталости. Согласно традиционной классификации существует 3 её степени: дебильность, имбецильность и идиотия. Термины «дебильность», « имбецильность » и « идиотия » полностью исключены из Международной классификации болезней. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный ( негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости : Лёгкая — соответствует традиционному понятию дебильность Умеренная — имбецильность Тяжёлая — имбецильность Глубокая — идиотия
Слайд 13: Диагностика
Дифференциальный диагноз Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование. Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.
Слайд 14: Лечение
Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма ( фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях ( микседема ) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции эмоциональной лабильности и подавления извращённых влечений ( неулептил, феназепам, сонапакс ). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых пациентов наряду с органами здравоохранения играют роль коррекционные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и другое.
Слайд 15: Социальная адаптация
В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире. Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребёнка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение. С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей- олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.
Слайд 16
Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).