Первый слайд презентации: Управление рисками в организации
1. Сущность и условия возникновения риска. 2. Факторы и виды рисков деятельности предприятия 3. Процесс управления рисками.
Риск (экономический, хозяйственный) - опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Риск - это угроза того, что какое-нибудь событие, действие или неспособность к действию неблагоприятно скажутся на способности организации эффективно реализовать ее бизнес-задачи и стратегические планы.
Слайд 3: Понятия, сопряженные с «риском»
«неопределенность»- ситуация, характеризующаяся недостаточностью знания об объекте, порожденная либо присутствием в системе управления ненаблюдаемых процессов, либо таких, которые невозможно измерить. «вероятность» «возможность» «опасность» «ущерб» «отклонения от результата» «волатильность» (изменчивость и непостоянство рыночной конъюнктуры)
Слайд 4
Степень риска – это количественная и качественная мера учета вероятности ситуации. Ситуация риска – это сочетание различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для деятельности. Рискованная ситуация возникает при следующих условиях: наличие неопределенности; необходимость выбора из нескольких вариантов управленческих действий; заинтересованность в результате; возможность количественной и качественной оценки вероятности получения результата. То есть, ситуация риска – это разновидность неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено.
Слайд 5: Риск и неопределенность
1. Существование риска непосредственно связано с неопределенностью. 2. Чем выше неопределенность - тем выше риск. 3. Причина неопределенности - недостаток информации. 4. Следовательно, чем меньше у нас информации - тем большему риску мы подвергаемся, и наоборот.
Слайд 7: Функции риска:
Защитная — проявляется в том, что для хозяйствующего субъекта риск это нормальное состояние, поэтому должно вырабатываться рациональное отношение к неудачам; Аналитическая наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов правильного решения; Инновационная проявляется в стимулировании поиска нетрадиционных решений проблем; Регулятивная — имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной.
Слайд 8: 2. Факторы и виды рисков деятельности предприятия
Фактор риска - условия, обстоятельства, в рамках которых проявляются причины риска и которые приводят к нежелательным событиям Можно выделить две группы факторов: внешние (не поддаются воздействию); внутренние (на них можно оказывать влияние). Каждый риск имеет свои специфические факторы Пример Фактора риска: Наличие значительных размеров активов, которые не покупаются и не продаются (низкая ликвидность), приведет к тому, что предприятие не сможет своевременно ответить по своим обязательствам перед контрагентами (то есть к риску снижения платежеспособности). В данном случае внутренний фактор ведет к возникновению риска потери платежеспособности.
Слайд 10: Виды рисков:
1) Чистые - возможность получения отрицательного (ущерб, убыток) или нулевого результата. К ним относятся: природные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков производственные и торговые. 2) Спекулятивные - возможность получения как отрицательного, так и положительного (выигрыш, прибыль) результата. К ним относятся другая часть коммерческих рисков финансовые.
Слайд 13: 3. Процесс управления рисками
Цель - обеспечение максимальной устойчивости и предсказуемости всем видам деятельности компании. Основная задача – своевременная идентификация рисков и воздействие на них. Главная цель риск-менеджмента (особенно для условий России) - добиться, чтобы в самом худшем случае речь могла идти об отсутствии прибыли, а не о банкротстве предприятия.
Слайд 14: Востребованность осознанного управления рисками
Изменения в законодательстве. Давление со стороны внешних пользователей и контрагентов. Увеличение общей неопределенности в деловом мире Желание быть спокойным за судьбу собственного бизнеса
Слайд 15: Правила управления риском:
Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал. Всегда нужно думать о последствиях риска. Положительное решение принимается только при отсутствии сомнения. Нельзя рисковать многим ради малого. При наличии сомнения принимается отрицательное решение. Нельзя думать, что существует только одно решение, возможно есть и другие варианты.
Слайд 18: Идентификация рисков
Идентификация рисков означает определение рисков, способных повлиять на деятельность предприятия и документирование их характеристик. В результате идентификации определяются: риски и факторы рисков (риски – это дискретные события, которые могут повлиять на деятельность предприятия, а факторы рисков - это действия или окружение предприятия, которые могут сделать риски более вероятными) признаки рисков (указатели на то, что риск произошел, или может произойти)
Слайд 19: Методы идентификации рисков:
Мозговой штурм Техника Дельфи Опросы участников Контрольные списки Анализ допущений SWOT анализ Диаграммы
Слайд 20: Качественная оценка рисков
Предназначена для расстановки приоритетов рисков по степени их влияния на результаты. При этом качественно оценивается вероятность риска и важность его последствий. Методы качественной оценки рисков Риски оцениваются по качественно шкале (очень высокие, высокие, умеренные, низкие, очень низкие); Заполнение карты рисков; Оценка риска = Вероятность *Последствия
Слайд 21: По результатам качественной оценки рисков
производится ранжирование рисков; составляется перечень приоритетных рисков; определяется перечень рисков, которые требуют дополнительного анализа, оценки и управления.
Слайд 22: Количественная оценка рисков
Количественная оценка рисков определяет: вероятность недостижения целей; страховые резервы сроков и стоимости; какие риски требуют наибольшего внимания; реалистические и достижимые сроки и стоимость; чувствительность параметров проекта к факторам риска
Последний слайд презентации: Управление рисками в организации: Методы избегания риска предполагают:
исключение рисковых ситуаций из бизнеса; избегание сделок с ненадежными партнерами, клиентами; отказ от услуг неизвестных или сомнительных фирм; отказ от инновационных или инвестиционных проектов, если те вызывают хоть малейшую неуверенность в успешной реализации