Первый слайд презентации: Внимание
...Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. К.Д. Ушинский Психические процессы Выполнил: Студентка группы БУ10-1, 2 курс, Микушина Алёна
Слайд 2: Содержание:
Понятие о внимании Теории внимания Методы изучения внимания Критерии внимания Классификация видов внимания Функции внимания Свойства внимания Закономерности внимания Механизмы внимания Развитие внимания Нарушения внимания Индивидуальные особенности внимания
Слайд 3: Понятие о внимании
Внимание - это особое свойство человеческой психики Внимание – это избирательная направленность сознания на выполнение определенной работы Формы проявления внимания: на работу органов чувств; на процессы запоминания, мышления; на двигательную активность. Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Слайд 4: Теории внимания:
Психофизиологическая теория Т. Рибо : Внимание - связано с эмоциями и с физиологическими изменениями организма. Теория избирательной активности внимания Д.Н. Узнадзе: Внимание - установка, то есть готовность определенным образом отражать объект. Теодюль Рибо — выдающийся французский психолог, педагог, член Французской академии. Дмитрий Николаевич Узнадзе — грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки.
Слайд 5: Теории внимания:
Концепция внимания П.Я. Гальперина: внимание - один из моментов ориентировочной деятельности; внимание - это контрольная часть действия, которая не имеет особого отдельного результата; внимание - результат формирования новых умственных действий.
Слайд 6: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
Экспериментальный: Р. Вудвортс – исследовал объем внимания. Роберт Вудвортс - американский психолог, один из создателей функциональной психологии в США.
Слайд 7: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
Диагностический: корректурные пробы (тест Бурдона - Рудика ) для изучения свойств внимания; сложение чисел с переключением (Э. Крепелин ); красно-черные таблицы Шульте ; кольца Ландольта ; перепутанные линии и др. Эмиль Крепелин — немецкий психиатр Таблицы Шульте. Диагностика внимания (корректурная проба Ландольта )
Слайд 8
Критерии внимания: внешние реакции – моторные, вегетативные; сосредоточенность на выполнении определенной деятельности, ее организации и контроле; увеличение продуктивности деятельности; избирательность информации; ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.
Слайд 9: Классификация Видов внимания:
По форме деятельности По ведущему анализатору По направленности на различные объекты По степени волевого контроля По происхождению По использованию средств
Слайд 10: По форме деятельности
Слайд 11: По ведущему анализатору:
Проводящие пути зрительного анализатора: 1 — Левая половина зрительного поля, 2 — Правая половина зрительного поля, 3 — Глаз, 4 — Сетчатка, 5 — Зрительные нервы, 6 — Глазодвигательный нерв, 7 — Хиазма, 8 — Зрительный тракт, 9 — Латеральное коленчатое тело, 10 — Верхние бугры четверохолмия, 11 — Неспецифический зрительный путь, 12 — Зрительная кора головного мозга. зрительный
Слайд 14
вкусовой Вкусовой анализатор: 1 — вкусовое ядро ( ядро одиночного пути); 2 — барабанная струна; 3 — гиппокампова извилина; 4 — таламус; 5 — мозолистое тело.
Слайд 20: Функции внимания:
целенаправленный отбор значимой информации и удержание ее, пока не будет достигнута цель; игнорирование других воздействий; регуляция и контроль действий с целью их улучшения; усиление видимости, позволяющее лучше рассмотреть объект, явление или действие.
Слайд 21: СВОЙСТВА внимания
Концентрация внимания - степень или интенсивность сосредоточенности внимания Устойчивость внимания - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Колебания внимания - периодическое кратковременное непроизвольное ослабление и усиление сосредоточенности. Переключаемость внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой объект. Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве или параллельно выполнять несколько различных действий. Объем внимания - число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного короткого представления.
Слайд 22: ЗАКОНОМЕРНОСТИ внимания
Факторы привлечения внимания: 1-я группа - связана с характером раздражителя (факторы силы, новизны, необычности, контраст, внезапность). 2-я группа - связана с соотношением характера раздражителя и потребностей человека. 3-я группа - связана с особенностями организации деятельности субъекта. Для привлечения внимания важны: понимание цели, организация деятельности и условия ее протекания.
Слайд 23: МЕХАНИЗМЫ внимания
Доминанта - преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Ратикулярная формация - скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга и представляющее собой как бы след нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга. Афферентация - передача нервного возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.
Слайд 24: РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
В раннем детстве внимание ребенка носит диффузный, неустойчивый характер. На протяжении дошкольного возраста и к началу школьного ребенок еще слабо владеет своим вниманием. Механизмы управления вниманием : умения принимать инструкцию взрослого; удерживать инструкцию на протяжении всего задания; владеть навыками самоконтроля.
Слайд 25: НАРУШЕНИЯ внимания
Рассеянность мнимая - это результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя. Рассеянность - расстройство внимания. Отвлекаемость внимания - нарушение внимания, его устойчивости. Сужение внимания - слишком маленький объем внимания. Слабость распределения внимания - нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.
Слайд 26: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Люди могут значительно отличаться по отдельным свойствам внимания, образуя индивидуальные типы: широкое и узкое; хорошо и плохо распределяемое; быстро или медленно переключаемое; концентрированное или флюктуирующее; устойчивое и неустойчивое.
Слайд 27
Переключение то на вазу, то на лица Переключение то на девушку, то на череп