Первый слайд презентации: Основы патопсихологии
Старший преподаватель НФ КИУ Конюхова Светлана Геннадиевна
Слайд 2: Патопсихология: предмет и задачи
Патопсихология ( от греч. pathos – болезнь ) отрасль клинической психологии. Она изучает психологические закономерности нарушения психической деятельности при различных заболеваниях, связанных с нарушением работы мозга (нервной системы ). В.П. Зинченко и И.Ю. Левченко Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, закономерности искажений деятельности мозга. Б.В. Зейгарник
Слайд 3: Значение психологии для психиатрии
Основные задачи психиатрии – лечение нарушений психики, предупреждение возникновения этих нарушений и восстановление, утраченного в результате нарушений. Все эти задачи невозможно решить без представлений о том, что такое психика, как она функционирует, какие функции имеет, как эти психические функции формируются и из чего состоят Соотношение патопсихологии и психиатрии ПСИХОПАТОЛОГИЯ (КАК ОТРАСЛЬ ПСИХИАТРИИ) ПАТОПСИХОЛОГИЯ (КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ)
Слайд 4
Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга. Психопатология как отрасль медицины направлена на изучение общих особенностей психических заболеваний, исследование их симптомов и синдромов, выявление патологических механизмов психических нарушений
Слайд 5
Объектом патопсихологии, как и психопатологии, в широком смысле является человек, страдающий психическим заболеванием. Однако тот факт, что патопсихология является психологической дисциплиной, определяет ее предмет как отличный от предмета психопатологии. Психопатология, как и всякая отрасль медицины, направлена на выяснение причин психической болезни, исследование синдромов и симптомов, типичных для того или иного заболевания, закономерностей их появления и чередования, а также на лечение и профилактику болезни. Метод – клинический (наблюдение и описание) Патопсихология, как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Предмет – структура нарушений психических функций, вызывающих эти симптомы Метод - эксперимент
Слайд 6: Задачи патопсихологии
Дифференциально-диагностическая Анализ структуры дефекта Установление степени психических нарушений Изучение и оценка динамики психических нарушений Обоснование лечебнореабилитационных и психокоррекционных мероприятий
Слайд 7: Структура патопсихологии
теоретическая (академическая) патопсихология изучает общие закономерности изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга в сравнении с нормой. Ее цель - оказание помощи в понимании процессов, происходящих при патологических состояниях мозга ; o практическая (прикладная) патопсихология отвечает потребностям практики при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств и т.д. В качестве другого основания выделения отраслей патопсихологии предлагают учитывать возрастные особенности. Различают следующие отрасли патопсихологии: o дошкольная патопсихология; o патопсихология младших школьников ; o патопсихология подростков ; o юношеская патопсихология; o патопсихология взрослых ; o патопсихология людей пожилого возраста.
Слайд 8: Краткая история развития патопсихологии
История патопсихологии связана с развитием психологии, неврологии и экспериментальной психологии Начало XX в. Выделяется две точки зрения на причины возникновения психических нарушений: - Соматогенная: патологии поведения обусловлены физическими причинами. В 1883 г.. Немец Эмиль Крепелин доказал, что такой физический фактор, как усталость, может быть причиной психической дисфункции. Было предложено много способов лечения психичнох-ворих, но ничего не работало (удаление зубов, миндалин, хирургическое рассечение некоторых нервных волокон в головном мозге). В 1950-е годы было открыто некоторые эффективные средства; - Психогенная: причины психической болезни следует искать в психологии. Этот взгляд оказался перспективным, когда появился гипноз - процедура, вводит людей в транс, то есть в такое психическое состояние, когда они особенно хорошо поддаются влиянию. Еще в 1778 г.. Австрийский врач Месмер лечил гипнозом пациентов с истерическими расстройствами и телесными болезнями: параличи, у которых не было явных физических причин. Двое французских врачей - Бернхайм и Лебо показали, что под влиянием гипноза истерические припадки можно вызвать у здоровых людей. Венский врач Бретер изучал влияние гипноза на истерию (под гипнозом пациент рассказывал о событиях, которые заставили его страдать, а просыпался без симптомов истерии). Фрейд разработал теорию психоанализа, по которой многие формы психической патологии имеют психогенный характер.
Слайд 9
Н ачало XX в. (Благодаря успехам психиатрии, достичь в результате клинического изучения психических расстройств, развивающихся экспериментальной психологии) ознаменовалось возникновением новой отрасли психологической науки, получившей название патологическая психология. Одним из первых обобщающих трудов по патопсихологии был труд «Психопатология в применении к психологии» швейцарского психиатра Г. Штерринга.
Слайд 10
Развитие отечественной патопсихологии отмечался наличием прочных естественнонаучных традиций, заложенных трудами И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова и др. Основоположником патопсихологического направления в России является В. М. Бехтерев, организатор широких экспериментально-психологических исследований нарушений психической деятельности. Свои патопсихологические исследования проводил в лаборатории и клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии в Петербурге. Основал Психоневрологический институт, организовал собственную психологическую школу. В работах В. М. Бехтерева и его учеников было получено богатый конкретный материал об особенностях ассоциативной деятельности, мышления, речи, внимания, умственной работоспособности в различных категорий больных по сравнению со здоровыми соответствующего возраста, пола и образования.
Слайд 11
Весомыми для современной патопсихологии является сформулированные В. М. Бехтеревым требования к методикам: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые должны обладать особыми знаниями, навыками), портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановкой), предварительное испытание методики на большом количестве здоровых людей соответствующего возраста, пола, образования.
Слайд 12
А.Ф.Лазурский (ученик В. М. Бехтерева), заведующий психологической лабораторией в основанном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте, организатор собственной психологической школы, разработал естественный эксперимент для педагогической практики, который был внедрен и в клиническую практику. В клинике естественный эксперимент применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений - со специальной целью давались арифметические задачи, ребусы, загадки, задачи воссоздать пропущенные буквы и склады в тексте и др.
Слайд 13
Другим центром, в котором развивалась клиническая психология, была психиатрическая клиника С. С. Корсакова в Москве. (С. С. Корсаков много сделал для организации психиатрической помощи, реформирование принципов ухода за психически больными, описал полиневритический психоз, доказав, что психопатология может быть обусловлена поражением мозга и вообще нервной ткани, на международном съезде в 1897. Этот полиневритический психоз назвали болезнью Корсакова, как факт признания психиатрами всего мира.) В этой клинике в 1886 г.. была организована вторая в России психологическая лаборатория, которой заведовал А. А. Токарский.
Слайд 14
Большой интерес психиатров, невропатологов проявлялся к экспериментальной психологии. Это выражалось в том, что ряд заседаний Московского общества психиатров было посвящено ознакомлению с методами психологического исследования. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции в России начала формироваться экспериментальная патопсихология: в 1911 вышла книга А. Н. Бернштейна, посвящена описанию методик экспериментально-психологического исследования. В том же году Ф. Г. Рыбаков издал свой «Атлас психологического исследования личности».
Слайд 15
Большую роль в становлении патопсихологии как определенной области знаний сыграли идеи о предметной деятельности известного советского психолога Л. С. Выготского, которые дальше развили в общей психологии его ученики и сотрудники А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин Л. И. и др. Л. С. Выготский выдвинул положение о том, что: 1) мозг человека имеет иные принципы организации функций, чем мозг животного; 2) развитие высших психических функций не определяется только одной морфологической структурой мозга психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются в процессе жизни в результате обучения, воспитания, общения и усвоения опыта человечества; 3) поражение одних и тех же участков коры имеет разное значение на разных этапах психического развития. Эти положения во многом определили путь патопсихологический и нейропсихологических исследований.
Слайд 16
В годы Великой Отечественной войны патопсихологи включились в восстановительную работу в нейрохирургических госпиталях. Предметом патопсихологический исследований становятся нарушения психической деятельности, вызванные травмами головного мозга, и их восстановления. В послевоенные годы особое развитие получили патопсихологические исследования в детских психоневрологических заведениях. Разрабатывались методики, способствующие ранней диагностике умственной отсталости; проводился анализ сложных картин слабоумия и недоразвития в детском возрасте с целью поисков дополнительных дифференциально-диагностических признаков и симптомов на основе положения Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития разрабатывалась ряд методик учебного эксперимента, направленных на выявление прогностически важных признаков обучаемости детей.
Слайд 17
Известным представителем отечественной патопсихологии является психолог с мировым именем - Блюма Вольфивна Зейгарник (19001988). Она разработала теоретические основы патопсихологии, описала характер патологического протекания отдельных психических процессов, сформулировала важные принципы работы патопсихолога. Ей принадлежит известное исследование по проблеме запоминания завершенных и незавершенных действий, получили в дальнейшем название «эффект или феномен Зейгарник». Его суть заключается в том, что незавершенные действия запоминаются человеком гораздо лучше, чем завершенные. Много лет Б.В.Зейгарник заведовала лабораторией экспериментальной патопсихологии в больнице им. П. Б. Ганнушкина. Ею накоплен огромный экспериментальный материал, который лег в основу ее книг с патопсихологии.
Слайд 18: Современный этап развития патопсихологии
Одной из ведущих проблем в области патопсихологии является проблема распада познавательной деятельности. Работа в этой области ведется в разных направлениях: исследуются изменения личностного компонента в структуре расстройств познавательных процессов (лаборатория Московского института психиатрии и лаборатория факультета психологии МГУ ), разрабатывается вопрос о связи нарушений познавательных процессов с процессом актуализации знаний (лаборатория Института психиатрии Академии медицинских наук ). Другая линия исследований направлена на психологический анализ наблюдаемых в психиатрической клинике нарушений личности
Слайд 19: Основные теоретико-методологические принципы патопсихологичекого исследования
1. Все психические процессы и функции, а особенно высшие психические функции (ВПФ ) формируются прижизненно: -. Источником развития ВПФ является социальная среда. Биологическая основа (базис) – это лишь условие развития. -. Основной механизм формирования ВПФ – интериоризация, присвоение общественного опыта. Четыре центральные характеристики ВПФ: - Прижизненное формирования - Социальное происхождение - Опосредованность ( знакосимволическое, речевое, языковое) - Произвольность по характеру функционирования
Слайд 20: 2. Общие закономерности формирования и развития нормальной психики присущи и патологии:
Патологические явления также формируются по законам нормального развития. В патологии нет ничего такого, чего бы не было в норме. Патологические симптомы не возникают, как нечто новое. «Заболевание создает только условия, при которых проявляется и выступает наружу всегда заключенный в нормальной организации механизм» Из этого принципа вытекает центральная задача патопсихологического анализа – анализ условий и механизмов симптомообразования, психологических по своему содержанию, являющихся элементами развития. Поэтому патопсихологическое исследование предполагает не простую констатацию симптомов и измерение степени их выраженности, а поиск механизмов симптомообразования через моделирование.
Слайд 21: 3. Распад психики – не является регрессом, негативом развития:
По мнению Л.С. Выготского дефект – это не регресс, это новый этап развития. Это развитие при новых условиях, в другом направлении. Регресс – возможен, но это частный случай дефекта. В условиях дефекта развитие продолжается и оно создает новую картину жизни
Слайд 22: 4. В условиях патологии развитие психики продолжается:
Наличие дефекта приводит к необходимости его компенсировать, что приводит к формированию вторичных симптомов, которые по своей природе являются компенсаторными. Компенсация может охватывать как отдельные функции, так и систему личности в целом ( м.б. развитие компенсаторных черт характера ). Компенсация – это не только внутрипсихический процесс – это социальная адаптация, которая направлена на преодоление своей неполноценности. Следует различать гиперкомпенсацию, которая может усугублять патологическое развитие, и функциональную компенсацию, которая улучшает адаптацию.
Слайд 23: Патопсихология познавательных процессов Внимание
Внимание - это психический процесс, характеризующийся сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмет, событие, образ, рассуждение и Т.Д.). Внимание вместе с восприятием и памятью является так называемым предвестником мышления. Внимание характеризуется как динамическая сторона сознания. Основными характеристиками внимания являются: o устойчивость; o объем; o переключаемость.
Слайд 24: Виды нарушений внимания
Учитывая основные характеристики внимания, выделяют следующие виды нарушений внимания : снижение устойчивости; уменьшение объема; нарушение переключения.
Слайд 25: С нижение устойчивости внимания
Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является одной из самых главных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания.
Слайд 26
У психически больных, как правило, нарушено и зрительное, и слуховое внимание. Обращает на себя внимание общая замедленность в работе с резко выраженной неравномерностью психической деятельности. У некоторых больных скорость отыскивания чисел может снижаться, а время, затрачиваемое на их отыскивание, - увеличиваться. В некоторых случаях время удваивается за счет того, что больные «теряют» числа на таблице и не видят их. (таблицам Шульте ) При обследовании методикой В. М. Когана по дифференциации совмещенных признаков было выявлено, что больные по сравнению со здоровыми затрачивают больше времени на раскладывание карточек. Осуществляя две операции одновременно - пересчет карточек и раскладывание их по цвету, - больные значительно больше допускают ошибок. Это свидетельствует об истощаемости и колебании активного внимания больных.
Слайд 29: Особенности проявления снижения устойчивости внимания
У лиц с последствиями поражения ЦНС часто нарушается слуховое внимание, объектом которого является сосредоточение внимания на речевой деятельности. Речь, определяющая опосредованность внимания, имеет особое значение для развития его устойчивости. По данным Э. И. Леонгард, половина умственно отсталых детей младшего школьного возраста либо не может пользоваться словесной инструкцией, либо словесная инструкция практически не влияет на их деятельность. Произвольное внимание вырабатывается у них с трудом.
Слайд 30: Уменьшение объема внимания
Уменьшение объема внимания - это количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию.
Слайд 31: Особенности проявления снижения объема внимания
у умственно отсталых детей по сравнению с их нормальными сверстниками сужен объем внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из причин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в помещении и особенно в малознакомых местах. Лица с эпилепсией в силу выраженной инертности протекания психических процессов увязают в многочисленных деталях объектов. Именно это и не позволяет им обеспечивать активным вниманием достаточный объем материала. Люди с шизофренией, скользя по предмету познания, не удерживают объем внимания по другой причине. Удержание объема внимания для них ничем не мотивировано
Слайд 32: Нарушения переключения внимания
Нарушения переключения внимания - это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности. Метод изучения модификация таблиц Шульте, предложенная Ф.Д. Горбовым в 1959 г. В его таблице имеются черные (от 1 до 25) и красные (от 1 до 24)
Слайд 33: Особенности проявления нарушений переключения внимания
Люди с шизофренией, отличающиеся лабильностью протекания мыслительной деятельности, легко и свободно переключаются с объекта на объект. Однако при выборе новых способов деятельности большое значение имеет их собственная мотивация. Легкость, с которой эти дети переключаются, отягощается потерей осмысленности, выхолощенностью действия. Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например рисовать и рассказывать стихотворение.
Слайд 34: Синдромы нарушений внимания
Рассеянность - нарушения способности длительно концентрировать внимание, сосредоточения с постоянными переходами от одного явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Рассеянность часто бывает при утомлении, при астенических состояниях разного генеза и, как правило, сочетается с повышенной истощаемостью внимания. Повышенная отвлекаемость - запредельная (чрезмерная) подвижность внимания, непрерывный переход от одного вида деятельности к другому. При этом пи одно действие не доводится до конца. Повышенная отвлекаемость весьма характерна для маниакального состояния, где она тесно связана с ускорением ассоциативных процессов. Инертность внимания (малая подвижность внимания) характеризуется нарушением переключения внимания, это как бы патологическая фиксация внимания. Апрозексия - полное отсутствие внимания.
Слайд 35: Патопсихология памяти
Формы нарушения памяти: а ) проблема строения мнестической деятельности опосредованного и неопосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания; б ) вопрос о динамике мнестических процессов; в ) вопрос о мотивационном компоненте памяти. ТЕСТ
Слайд 36: Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву
1.дождь, 2. собрание, 3. пожар, 4. веселый день, 5. страшная драка, 6. пионерский отряд, 7. театр, 8. крупная ошибка, 9. сила, 10. хорошая встреча, 11. правильный ответ, 12. горе, 13. праздник, 14. сосед, 15. тяжелый труд.
Слайд 37: Нарушения непосредственной памяти делятся на расстройства запоминания и расстройства воспроизведения
Нарушения запоминания проявляются в том, что человек утрачивает способность усваивать новый материал. В подобных случаях он может одну и ту же страницу читать много раз и в то же время не будет в состоянии передать ее содержание. Бывает так, что при повторном чтении каждый раз текст одной и той же страницы воспринимается как нечто новое. Подобные состояния чаще наблюдаются при психозе Корсакова ( Корсаковский синдром) и ряде других заболеваний (старческий психоз, атеросклероз, инфекционные заболевания, травмы).
Слайд 38: К нарушению воспроизведения относится прогрессирующая амнезия
Симптомы: Гипомнезия — общий упадок памяти, при котором человек с большим трудом вспоминает то, что когда-то хорошо знал, или некоторые события не может вспомнить совсем. Амнезия -это выпадение воспоминаний о событиях того или иного отрезка времени. Р етроградная амнезия - из памяти выпадают события времени, предшествовавшего заболеванию. Антероградная амнезия - из памяти выпадают события отрезка времени после начала заболевания; больной не в состоянии запомнить и воспроизвести текущие события.
Слайд 39
Расстройства памяти типа ретроградной амнезии отмечаются при сотрясении мозга, когда больные не могут вспомнить, чем занимались в день травмы, при каких обстоятельствах с ними произошел несчастный случай. Нарушения памяти могут проявиться через ложное воспоминание, когда больные переносят события прошлого в настоящее. Конфабуляция - заполнение провалов памяти вымышленными событиями. Больной рассказывает, что в прошлом он занимался тем, что в действительности никогда не было. Подобные нарушения памяти чаще бывают при органических поражениях головного мозга (атеросклероз, прогрессивный паралич, сифилис головного мозга).
Слайд 40: Пример. Больной В., 13 лет
Два месяца назад получил травму головы, обстоятельства и характер которой неизвестны. В ночь после травмы беспокойно спал, вскакивал, стремился куда-то бежать. Утром ничего не помнил о случившемся, был вялым, адинамичным. Не сразу отвечал на вопросы, чего-то боялся. Жаловался на головную боль, головокружение. Через несколько дней появились странности в поведении: уходил как будто в школу, но бегал по станции, уезжал с первым попавшимся поездом. До заболевания был послушным, учился хорошо. При поступлении в больницу недостаточно ориентирован во времени. Без умолку говорит, свистит, поет. Отвлекается. Ни на чем не может сосредоточиться. О прошлом рассказать не может. Вспоминая о травме, конфабулирует, всякий раз говорит по-новому. Диагноз: травматический психоз.
Слайд 41: Нарушение динамики мнестической деятельности
Мнестическая деятельность больных носит прерывистый характер. Нарушения памяти могут сочетаться с провалами в речи. Нарушается динамическая сторона памяти. Подобные нарушения встречаются у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, перенесших в отдаленном прошлом инфекционные заболевания или травмы мозга. Проявление нарушения динамики мнестической деятельности. Больные в течение какого-то времени хорошо запоминают материал (10 слов), а затем очень скоро вообще ничего не могут воспроизвести, после второго или третьего предъявления вспоминают 5-6 слов, после пятого - 2-3 слова, а после шестого предъявления - 7-8 слов.
Слайд 42: Нарушение опосредованной памяти
Опосредованным является запоминание с использованием промежуточного (опосредующего) звена с целью улучшения воспроизведения. Больные с нарушениями опосредованной памяти хуже запоминают слова, когда пытаются использовать опосредующее звено. Опосредование не помогает и тем больным, которые пытаются устанавливать слишком формальные связи (например, для слова «сомнение» больной нарисовал рыбу сом, потому что совпал первый слог, а для слова «дружба» – два треугольника ). Опосредоввание связано с мыслительными операциями.
Слайд 43: Нарушение личностно-мотивационного компонента памяти
Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти у больных с эндогенными заболеваниями (шизофренией): нарушается личностное отношение к окружающему миру, они запоминают только то, что считают нужным и важным. У больных шизофренией нарушения мотивационной стороны выражаются в запоминании одежды, формы, цвета, тогда как здоровые люди запоминают облик человека. Измененное отношение к окружающему и своим возможностям приводит к распаду структуры психической деятельности (А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.). Больные с эпилептической болезнью, страдающие гипертрофической ригидностью эмоциональных установок, демонстрируют преобладание незавершенных действий над завершенными. Эти данные доказывают, что в нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных.