Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи — презентация
logo
Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
  • Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи
1/45

Первый слайд презентации

Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Психология -наука о душе. житейская научная психология психология научное употребление появилось в 16-м веке она относилась к особой науке, которая занималась «душевными психическими явлениями». в 18-м веке расширилась и разделилась. осознаваемые неосознаваемые явления явления  - наука о психике и психических явлениях Предмет психологии - психические явления, психические процессы, состояние и психические свойства личности

Изображение слайда

Слайд 2

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯИИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПАМЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ РЕЧЬ ЭМОЦИИ ВОЛЯ СПОСОБНОСТИ МОТИВАЦИЯ ТЕМПЕРАМЕНТ ХАРАКЕР ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ВНИМАНИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ образования

Изображение слайда

Слайд 3

Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию Возрастная психология Клиническая психология Экспериментальная психология Социальная психология Возрастная динамика психики человека, ортогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов. Закономерность психологии людей включенных в социальные общности, психология социумов. Изучение системы психологических методов. Изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний Отрасли психологии Предмет Предмет Предмет Предмет

Изображение слайда

Слайд 4

ПСИХОЛОГИЯ Фундаментальные отрасли (общие) Прикладные отрасли (специальные) психология управления дифференциальная психология психология искусства педагогическая психология социальная психология возрастная психология общая психология психология личности психология познавательного процесса юридическая психология инженерная психология военная психология медицинская психология психодиагностика Отрасли психологии

Изображение слайда

Слайд 5

Психологическая наука в России Блонский П.П. Нечаев А.П. Корнилов К.Н. Выготский Л.С. Рубинштейн С.Л. Лурия А.Р. Сеченов И.М. Павлов И.П. Леонтьев А.Н. Запорожец А.В. Ланге Н.Н. Бехтерев В.М. Л №2 Тема №2: Историческое развитие психологии. Современные психологические концепции. Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения.

Изображение слайда

Слайд 6

Комментарии Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) - выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем психоневрологический институт (1908) первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию. Блонский Павел Петрович (1884-1941) выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти. Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) - известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера. Лонге Николай Николаевич (1858-1921) - один из основателе экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами. Нечаев Александр Петрович (1870-1948) - один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей. Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процесс освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы российской психологической науки. Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) - видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.

Изображение слайда

Слайд 7

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) выдающий отечественный психолог. Вместе с Л. С. Выготским И А. Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) - великий русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Павлов Иван Петрович (1849-1936) - великий русский ученый­-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека. Лурия Александр Романович (1902-1977) выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию, проблемам локализации высших психических функций.

Изображение слайда

Слайд 8

1-й этап. ПСИХОЛОГИЯ как наука о душе Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Начинается в XVII в. в связи с развити­ем естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 2-й этап. ПСИХОЛОГИЯ как наука о сознании Начинается в ХХ веке. Задачи психо­логии - наблюдение за тем, что можно не­посредственно увидеть, а именно: поведе­нием, поступками, реакцией человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 3-й этап. ПСИХОЛОГИЯ как наука о поведении Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения. 4-й этап. ПСИХОЛОГИЯ как наука, изучающая факты, закономерности, механизмы психики Этапы развития психологии

Изображение слайда

Слайд 9

мир психических явлений Социально-психологические явления и процессы Психические процессы Психические свойства Психические состояния Психические образования Лекция №3 Тема 3. Понятие о психике и ее эволюции. Происхождение и развитие сознания человека. мир психических явлений

Изображение слайда

Слайд 10

КОММЕНТАРИИ Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний. Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые. Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для него человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр. Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Социально-психологические явления и процессы - это психологические феномены обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

Изображение слайда

Слайд 11

Основные этапы Основные этапы развития психического отражения поведения животных III Отражение Связе Интеллектуальное межпредметных связей поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи II Предметное восприятие Навыки- формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных I Элементарная Инстинкты -врожденные чувствительность формы реагирования на определенные условия среды ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ Отражение окружающей действительности Обеспечение целостности организма Регуляция поведения Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире Основные функции психики

Изображение слайда

Слайд 12

4-й уровень – общечеловеческие ценности (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество и пр.); 3-й уровень – общественные, гражданские, национальные ценности; 2-й уровень – семейные (родственные) ценности; 1-й уровень – эгоцентрический ценности, самоутверждение. 5-й уровень – универсальные ценности (душа, бессмертие, вера, любовь, надежда, покаяние и т.д.); Стадии развития (расширения) сознания человека

Изображение слайда

Слайд 13

МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Психические состояния Психические процессы Психические образования Психические свойства Активность Пассивность Усталость Мышление Память Воображение Представление Ощущение Восприятие Воля Речь Внимание Навыки Умения Знания Направленность Способности Темперамент Характер

Изображение слайда

Слайд 14

Структура психических явлений Психика - это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психические процессы Отличительная особенность, в том, что психический процесс имеет начало, течение и конец, т. е. Обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие длительность, и устойчивость психического процесса Познавательные Ощущения, восприятие, представление, память, воображение. Эмоциональные Возбуждение, радость, негодование, злость и др. Волевые Принятие решения, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс. Психические свойства Направленность, темперамент, способности, характер, мастерство. Психическое состояние Подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Психические свойства личности ­характеризуется большой устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами понимают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровню, деятельности и поведения человека. К познавательным процессам относят психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе Психическое состояние характеризует состояние психики в целом. Оно влияет на течение и результат психических процессов, и могут способствовать деятельности или тормозить её

Изображение слайда

Слайд 15

Особенности сознания человека как формы развития психики Особенности сознания человека Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания Самосознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе Категориальность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей. Осознание – предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

Изображение слайда

Слайд 16

Тема №4. Нейрофизиологические основы психики человека Карта проекций частей тела на постцентральную и прецентральную кору больших полушарий.

Изображение слайда

Слайд 17

Изображение слайда

Слайд 18

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения Акцептор результатов действия – это психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности Функциональные системы психики –сочетание нервных процессов и органов тела человека, позволяющие эффективно выполнять определенное задуманное действие Закономерности ВНД Динамическая стереотипия – системность в работе коры головного мозга. Сигнальная деятельность коры головного мозга (первая и вторая сигнальные системы) АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИНТЕЗИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ коры головного мозга – ВЫСШАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗМА СО СРЕДОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУЩАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Изображение слайда

Слайд 19

Строение коры головного мозга Головной мозг Передний мозг Средний мозг Задний мозг Мост Мозжечок Продолговатый мозг Промежуточный мозг Таламус Гипоталамус Конечный мозг Кора больших полушарий Лимбическая система Базальные ганглии Ствол мозга Ретикулярная формация

Изображение слайда

Слайд 20

Строение нервной системы Нервная система человека Центральная нервная система Головной мозг сплетения Спинной мозг координация и регуляция НСЧ Телесная нервная система Тело человека

Изображение слайда

Слайд 21

Лекция №4 Тема №5. Психологические теории деятельности. Деятельность Цель МОТИВ ДЕЙСТВИЕ ВНУТРЕННИЕ, УМСТВЕННЫЕ ВНЕШНИЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ ( ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ) ( ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ) ОПЕРАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 1 2 3 4 5

Изображение слайда

Слайд 22

ЦЕЛИ МОТИВЫ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ (ДЕЙСТВИЯ) БЛИЗКИЕ ДАЛЬНИЕ ЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Изображение слайда

Слайд 23

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОПЕРАЦИИ ДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЕ ИГРА ТРУД МОТИВ ЦЕЛЬ АКТИВНОЕ РЕАКТИВНОЕ НАВЫКИ АДАПТАЦИОННЫЕ

Изображение слайда

Слайд 24

Тема 6. Взаимосвязь деятельности и познавательных процессов. Ощущения. Систематическая классификация основных видов ощущений Систематическая классификация основных видов ощущений Дистантные Зрительные Слуховые Обонятельные Контактные Вкусовые Температурные Тактильные Осязательные Ощущения равновесия Ощущения движения Органические ощущения Ощущения боли Проприоцептивные Экстероцептивные Интероптивные

Изображение слайда

Слайд 25

Классификация ощущений (предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном) Систематическая классификация основных видов ощущений Зрительные Слуховые Обонятельные Ощущение боли Ощущение движения Органические ощущения Ощущение равновесия Экстероцептивные Эти ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной ;JУППОЙ ощущений, связывающие человека с внешней средой. Дистантные ощущения отражают качество объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств Контактные Ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств Интероцептивные Ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникающих благодаря рецепторам, находящимся на внутренних органах. Про приоцептивные Ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движения человека, играя решающую роль в их регуляции Вкусовые Температурные Тактильные Осязательные Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилия, связки) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия находятся в полукружных каналах внутреннего уха.

Изображение слайда

Слайд 26

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущения это субъективный образ объективного мира. Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему рецептор.(Орган чувств) Анализатор - нервный процесс, про изводящий анализ и синтез раздражителя. Состоит из трех частей: 1. Периферический отдел (рецептор) - специальный трансформатор внешней энергии в нервный процесс. 2. Афферентный отдел - (центростремительные нервы) и Эфферентный отдел - (центробежные нервы) соединяют периферический отдел анализатора с центральным. 3. Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец). Здесь происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Рецептор (глаз, ухо, нос, язык, кожа, орг. равновесия) Афферентные нервы Эфферентные нервы Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и специальных упражнений. Необходимость компенсации сенсорных Специфические требования деятельности дефектов (слепота, глухота, вестибулярный субъекта (профессиональные) аппарат) Мозговой конец анализатора

Изображение слайда

Слайд 27

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя. Восприятие Особенности восприятия Предметность Целостность Константность Константность Осмысленность Соответствие объекта понятию о нем. Объект воспринимается целостно на основе ощущений нескольких органов чувств Не является простой суммой ощущений на данный момент времени. Воспринимается абстрагированная, обобщенная структура в продолжительном времени Предметы воспринимаются как нечто постоянное по своим характеристикам. (Цвет не меняется от освещенности) Понимание сущности предмета, обобщение в слове. Виды восприятия Восприятие лекций Организация восприятия в учебном процессе 1. Формирование наблюдения -четкая постановка задачи -наглядность объекта -опора на конкретные образы 2. Систематизация материала -классификация -группировка -сравнение и сопоставление З. Контрастность -величина предметов -форма -цвет 4. Речь преподавателя -логичная -образная -последовательная -выразительная -эмоциональная -четкая 5. Наличие апперцепции 6. Обобщение материала (выделение инварианта) 7.Организация активной мыслительной деятельности учащегося -проблемные задачи, -проблемные вопросы Зрительное (90%) Слуховое (9%) Осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое (1%) 1. Группировка материала вокруг не более 5 проблем. 2.Во время лекции осуществляется дискретность восприятия речи. -укрупнение отдельных частей -установление смысловых связей 3.Апперцепция - влияние прошлого опыта, зависимость восприятия от психической жизни человека, от особенностей его личности 4. Антиципация или предвосхищение 5. Для лучшего восприятия высказывания текстовый материал должен иметь до 70% избыточной информации 6. В памяти предпочитают удерживаться начало и конец сообщения (эффект края) 7.Основная мысль лекции должна формироваться самим преподавателем в начале и конце лекции

Изображение слайда

Слайд 28

Классификация основных видов восприятия ВОСПРИЯТИЕ - РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЯДА АНАЛИЗАТОРОВ. (КИНЕСТИЧЕСКИЙ, ТАКТИЛЬНЫЙ, ДВИГАТЕЛЬНЫЙ И Т.Д.) ПО ОСНОВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ: ПО ФОРМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ: • ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ • СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ • ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВОСПPИЯТИЕ IIPОСТРАНСТВА ВОСПPИЯТИЕ ВРЕМЕНИ ВОСПPИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ • ОБОНЯТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ • ВКУСОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Изображение слайда

Слайд 29

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖАТЬ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ РЕАЛЬНОГО МИРА В ФОРМЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ. Целостность восприятия – восприятие дает целостный образ предмета. СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – ВОСПРИЯТИЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЕКЦИЕЙ НАШИХ МГНОВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОСТО ИХ СУММОЙ. КОНТРАСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОСТОЯНСТВО НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ ИХ ВОСПРИТИЯ. АППЕРЦЕПЦИЯ – ЗАВИСИМОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ОТ ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ НАШЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ ПРОСТО НАБОРОМ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ, А ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК НАИЛУЧШЕГО ТОЛКОВАНИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ДАННЫХ. АКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ) - ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ,ЧТО В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ МЫ ВОСПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО ОДИН ПРЕДМЕТ ИЛИ КОНКРЕТНУЮ ГРУППУ ПРЕДМЕТОВ, В ТО ВРЕМЯ КАК ОСТАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ РЕАЛЬНОГО МИРА ЯВЛЯЮТСЯ ФОНОМ НАШЕГО ВОСПРИЯТИЯ, Т.Е. НЕ ОТРАЖАЮТСЯ В НАШЕМ СОЗНАНИИ.

Изображение слайда

Слайд 30

восприятие движения восприятие времени восприятие пространства обонятельное восприятие осязательное восприятие вкусовое восприятие слуховое восприятие зрительное восприятие не преднамеренное преднамеренное константность структурность предметность осмысленность целостность апперцепция активность объективный субъективный описательный объяснительный синтетический виды восприятия Свойства восприятия Типы восприятия наблюдение по основной модальности по форме восприятия материи ВОСПРИЯТИЕ аналитический

Изображение слайда

Слайд 31

Особенности восприятия константность осмысленность структурность предметность целостность виды восприятия вкусовое обонятельное слуховое осязательное кинестетическое зрительное

Изображение слайда

Слайд 32

Внимание Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на предметах и явлениях действительности, предполагающее повышение уровня с енсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида. Направленность проявляется в Сосредоточенность (концентрация) на одних избирательности, выборе, выделении объектах предполагает одновременное отвлечение объектов, соответствующих потребностям от всего постороннего, временное игнорирование субъекта, целям и задачам его деятельности других объектов Выбор формы про явления внимания произвольный непроизвольный Сенсорные Интеллектуальные Двигательные (глаз, ухо) (моторные) По характеру происхождения и способам осуществления выделяются три вида внимания Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное Возникает и поддерживается Сознательно Характеризуется длительной независимо от сознательных целей направляемое и сосредоточенностью. С ним намерений человека, без усилий регулируемое волей связывают умственную деятельность. воли. сосредоточение. Формируется на основе Условия возникновения: Условия произвольного внимания. возникновения: Условия возникновения: Интерес новизна Наличие цель Усилие Усилие воли интерес сильного воли раздражителя Структура внимания Внимание характеризуется следующими свойствами: устойчивость переключение распределение объем Длительность Проявляется в Успешное Оценивается количеством сохранения преднамеренномпереходе выполнение воспринимаемых объектов за внимания. Важна субъекта от одного действия к нескольких время 0.07 – 0.1с. Обычно 5- активность другому. Предотвращает действий 7. учащихся утомление, повышает одновременно Группировка, устойчивость систематизация, объединение по смыслу Организация внимания в учебной деятельности 1Формирование интереса учащегося к предмету (увлеченность, активность личности, элемент творчества (проблемные вопросы, проблемные задачи)) 2.Чткая организация учебного процесс а 3.Речь преподавателя организует внимание (Неправильное ударение) 4.Четкое, логически построенное изложение материала 5.Наличие наглядных средств 6.Разнообразие приемов обучения 7. Зрительная опора в любом виде (переключение) 8.Лекцию необходимо предварять планом 9. Составление студентами резюме лекции Внимание

Изображение слайда

Слайд 33

Виды внимания Преднамеренное Непреднамеренное Сосредоточение Целенаправленность Организованность Устойчивость Динамическое Статическое Интенсивность раздражения Новизна и необычность Динамичность объекта

Изображение слайда

Слайд 34

Внимание (психологический феномен) Основные характеристики: направленность сосредоточенность Физиологическая основа Возбуждение одних нервных процессов и торможение других Физиологические основы внимания свойства внимания виды внимания ориентировочный механизм периферийный механизм центральный механизм концентрация объем отвлекаемость переключаемость устойчивость послепроизвольное произвольное непроизвольное

Изображение слайда

Слайд 35

ВИДЫ ВНИМАНИЯ (по характеру происхождения и способам осуществления) Непроизвольное Возникает и поддерживается независимо от сознательных целей (намерений) человека, без усилий воли. Произвольно Сознательно направляемое и регулируемое волей сосредоточение. Послепроизвольное Характеризуется длительной сосредоточенностью. С ним связывают умственную деятельность. Формируется на основе произвольного Условия возникновения Условия возникновения усилие воли интерес цель усилие воли интерес новизна наличие сильного раздражителя Условия возникновения

Изображение слайда

Слайд 36

Внимание как аспект психического процесса человека Внимание непроизвольное произвольное -Отвлекаемость; -Неустойчивость действий. Устойчивость Распределение Объем Способствующих развитию -интересы; -мыслительные процессы; -потребности в знании. Концентрация Переключение

Изображение слайда

Слайд 37

Память Память - это з апоминание, с охранение и последующее в оспроизведение индивидуумом его опыта. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память развивается в процессе развития личности. Пик памяти - 20лет. Наиболее эффективно запоминается материал, выступающий в качестве цели действия. Виды памяти По характеру психической активности По характеру цели деятельности По продолжительности закрепления и сохранения материала в связи с его ролью и местом в деятельности 1.Двигательная – зсв движения и систем 2.Эмоциональная - память на чувства, эмоции. Сигнализирует о том, как осуществлять наши потребности и интересы 3.Образная - память на образы слуховая зрительная осязательная обонятельная вкусовая 4.Логико-смысловая или словесно-логическая – стандартная форма представления знаний 1.Произвольная­есть цель запоминания, используются мнемонические приемы. Имеет значение полнота четкость и последовательность действий. 2. Непроизвольная - отсутствует определенная цель что-либо запомнить. Наиболее эффективно и нетрудоемко. 1.Долговременная - все, что более нескольких минут. Объем - 10 млрд. нейронов. 2.Кратковременная­характеризуется недолговременным хранением после однократного предъявления и немедленного воспроизведения. Может быть запомнено около 5-7 элементов. 3.Оперативная­мнемонические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции (хранение промежуточных результатов). Условия запоминания 1. Интерес, личностная значимость, важность. 2. Выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана. 3. Нахождение сходных и отличительных черт в описываемых предметах и между ними. 4. Включение нового материала в систему уже имеющихся знаний. 5. Повторение. 6. Концентрирование и распределение материала, три способа заучивания: целостный 14 повторений частичный 16 повторений комбинированный 9 повторений 7. Самоконтроль – попытка воспроизвести материал. 8. Организация материала – наглядность и образность. 9. Логическая связность текста. 10. Систематизация материала. 11. Реконструкция и переработка материала. 12. Организация активной мыслительной деятельности субъекта с объектом. 13. Доступность материала. 14. Установка на запоминание (на какое время и как запоминать произвольно, непроизвольно).

Изображение слайда

Слайд 38

Работа с текстовым материалом Разбитие на части, вскрытие структурных отношений между частями. Выделение и группировка опорных вех, тема, тематика, мысли. Мысленный пересказ текста себе. Составление вопросов по тексту. Составление карточек, таблиц, схем, матриц. Лучше запоминается начало и конец, читать текст 5 раз. Комментирование текста самому себе, для приспособления его к своим интересам и задачам. Осуществлять перерыв при переходе от одного материала к другому. Зазубривание текста Первое чтение - просмотр, ориентировка. Второе чтение - составление плана (смысловая группировка и выделение опорных пунктов). Третье чтение - разбиение текста на части по основным мыслям. Четвертое чтение - подлинное запоминание содержания. Пятое чтение - мысленный пересказ текста самому себе. Процессы памяти Сохранение Узнавание Воспроизведение Припоминание Забывание Динамическое -оперативная память. Материал изменяется мало. Статическая – долговременная память, материал значительно перерабатывается. Происходит в момент его восприятия. Может быть различным по степени точности и полноте. Актуализация закрепленного ранее материала, путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.(непосредственное, опосредованное – через ассоциации) (произвольное, непроизвольное). Происходит по законам ассоциации. Помогают вопросы, вызывающие промежуточные ассоциации. Всегда произвольное, преднамеренное. Выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Зависит от: -понятности материала, интереса к нему; -объема материала, степени трудности; степени включения материала в деятельность Индивидуальные различия памяти Объем памяти Скорость запоминания Гибкость (запоминание различного материала) Полнота запоминания Точность Прочность Способность к воспроизведению Профессиональные различия памяти Наглядно-образный (зрительный) Словесно-абстрактный (мысли, числа) Промежуточный

Изображение слайда

Слайд 39

Память – основа психической деятельности ПАМЯТЬ: Запоминание информации­ анализ и кодирование поступающей информации. Сенсорная информация кодируется и передается в систему памяти. Воспроизведение- использование данных своего опыта, активизация закрепленных знаний. Хранение информации – удерживание полученных знаний в течении относительно длительного периода времени. Классификация видов памяти: В зависимости от волевых усилий личности: Не произвольная Произвольная По времени хранения материала: Сенсорная Кратковременная Оперативная Долговременная В зависимости от момента получения информации: Генетическая Прижизненная: Двигательная Образная Эмоциональная Символическая: словесная логическая

Изображение слайда

Слайд 40

Объем памяти Способность к воспроизведению Прочность Точность Полнота запоминания Гибкость Скорость запоминания

Изображение слайда

Слайд 41

отражение Мышление Мышление - это высший продукт особым образом организованной материи - мозга, активный процесс познавательной деятельности индивида. Характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в представлениях, понятиях, суждениях, умозаключениях и т.д. В ходе ее анализа и синтеза мышление тесно связано с языком, речью. Возникает на базе общественного развития благодаря труду. Мышление Наглядно - действенное Связано с практической деятельностью - инженеры Наглядно - образное Мышление образами ­художники Отвлеченное Абстрактные понятия ­ученые Понимание – это раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности. Аналитико-синтетическая деятельность. Мыслительная. Методы понимания: Анализ Синтез Сравнение Абстракция Конкретизация Обобщение Действительность Индивидуальные различия мышления Гибкость ума (умение изменять способы решения задачи в соответствии с изменяющимися условиями) Инертность мышления (компенсируется правильной организацией мыслительной деятельности) Самостоятельность (умение самому увидеть проблему и самому ее решить, тесно связано с критичностью) Критичность (умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, умение их правильно оценить, увидеть их слабые и сильные стороны) Широта ума (охват широкого круга вопросов, творческое мышление в разных областях знаний) Последовательность и логичность Глубина ума (способность проникать в суть явлений) Быстрота мысли Процесс мышления Умозаключения Индуктивные Дедуктивные Суждения Общие (все..) Частные (некоторые..) Единичные (этот..) Понятия Формирование внешней речи Представление + внутренняя речь (что выполнить, куда направить действие) практика непосредственно опосредованно

Изображение слайда

Слайд 42

Мыслительный процесс Мотивация (желание решить проблему) Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные) Поиск решений: а) поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное решение) б) поиск решения на основе выбора оптимального варианта в) поиск оптимального нового решения г) на основе глубоких логических операций Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения. Реализация решения. К оррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2)

Изображение слайда

Слайд 43

Общая характеристика мышления психологического процесса МЫШЛЕНИЕ особенности протекания формы мышления мыслительные операции анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение конкретизация понятие суждение умозаключение обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности решение конкретной задачи связь с речью

Изображение слайда

Слайд 44

Основные виды умственной деятельности Сравнение Анализ и синтез Абстракция и конкретизация Индукция и дедукция непосредственное опосредованное практическое теоретическое Абстрактные понятия Конкретные понятия Формирование ориентировочной основы Формирование умственного действия Освоение заданного без опоры на реальные предметы Отказ от внешней речи Действие выполняется в сфере интеллектуальных и умственных навыков

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция №1 ПСИХОЛОГИЯ ЧАСТЬ 1. Психология как наука. Предмет и задачи

В И Д Ы М Ы Ш Л Е Н И Я Классификация мышления по форме по характеру по степени развернутости по степени новизны Репродуктивное Продуктивное Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое Теоретическое Практическое Дискурсивное Интуитивное

Изображение слайда

Похожие презентации